Александр Усс рассказал о будущем Сибирского федерального университета
Президент СФУ и спикер Законодательного собрания немного задержался на свою публичную лекцию. Впрочем, временные рамки были выдержаны, и окончание лекции ровно на столько же времени затянулось. Усс был красноречив, откровенен и улыбчив. Всю эту красоту, однако, портили факты, о которых говорил президент университета. Если делать акцент на них, то СФУ сегодня, мягко говоря, далеко до ведущих вузов страны и при желании получить качественное образование лучше всего немного подождать.
И?..
Он, безусловно, хороший оратор. Умению говорить и держать аудиторию у Александра Усса стоило бы поучиться многим краевым и федеральным политикам. Президент СФУ в начале своей лекции «подстелил соломку» — оказывается, его ввели в заблуждение и в плане темы лекции, и в плане формата. Но заострять особое внимание на этом он не стал. Зато отвесил пару комплиментов себе и мягко пошутил над коллегами, которые заполнили весь первый ряд большой аудитории, а также, судя по многочисленным лысым и седым головам, расселись и на другие ряды.
Тема публичной лекции была заявлена следующая — «Сибирский федеральный университет: сегодня и завтра». В своей речи Усс должен был ответить на вопросы, которые на протяжении некоторого времени заочно на сайте задавали студенты. Но показалось, что он только запутал... тех, кто внимательно слушал.
Начал Усс с простой ассоциации — с окончания войны в 1945 году прошло всего 16 лет, а человек уже полетел в космос. Со времен перестройки прошло больше двух десятков лет, а не сделано ничего.
— Да, многое изменилось в лучшую сторону, многое стало более стабильным, но радикальных изменений, которых мы ожидали, к сожалению, не произошло, — констатировал лектор. — Возникает вопрос — а в чем дело?
Глубину вопроса Усс увеличил, сказав, что капитализм и рыночные отношения — являются по-настоящему успешной моделью существования государства. Но опять же у нас ведь 20 лет капитализм, и?.. Оратор все вел к одному — он признал, что причин, почему есть вот это вопросительное «и», масса, но главная — недооценка властью науки и образования.
— Приходят на память слова одного известного политического деятеля
Из-за этой установки, по словам Усса, и начались все научные и образовательные беды молодой Российской Федерации. От этой установки, по его же заверению, начали отходить пять лет назад. Закончил эту часть выступления лектор, естественно, разговором о необходимости модернизации.
Университет будущего
— Каким должен стать наш федеральный университет? — задал вопрос Усс и сам же ответил: — Откровенно — сказать этого не может никто.
Стоп, Александр Викторович. Не будь у студентов мобильных телефонов с играми и уравнений в тетрадях, которые нужно было срочно решить, они бы услышали ваше «откровенно» и задали бы вопрос: «А где же мы учимся сейчас? В СФУ? Или все в тех же вузах, что существовали пять лет назад, только теперь с новой оранжевой вывеской?»
— Мы учимся в университете, мы работаем в университете, — продолжил Усс. — Университет будущего должен стать нашей целью, над достижением которой мы работаем.
Будь я студентом, я бы обиделся на такие слова. Я учиться хочу, а не университет будущего строить! Президент, как показалось, не намеренно был столь откровенен, а у студентов были ненамеренно слишком занятные игры и уравнения, поэтому никто ничего не заметил и никто ни на что не обиделся.
«У нас должны развиваться...», «у нас должны поощряться...», «требуется развитие творческой инициативы...», «нужно повышение роли ученых советов...», «снижение бюрократии...», «существенное повышение роли студенчества...» — этими словами Усс рассказал о слове «завтра» в названии лекции. О слове «сегодня» умолчал. Впрочем, «сегодня» и так ясно — если что-то только должно быть, значит, сегодня этого нет. То, что в вузе должно быть меньше лекций и больше практики, — вещь занятная. Только год назад об этом говорил тогда еще губернатор Хлопонин, а три года назад за это выступали некоторые преподаватели. Теперь сказал и президент СФУ — может, сейчас дело сдвинется?
Хотя в общем и целом лекция была хорошая. Успех она могла иметь у двух категорий слушателей: у внимательных абитуриентов, которым действительно интересно, что ж за «зверь» такой СФУ, и у студентов, которые были увлечены мобильными телефонами и уравнениями. Последний сценарий и разыгрался на публичной лекции.
В заключение Усс ответил на заготовленные вопросы от студентов «университета будущего». Особого смысла в них не было.
Александр Реков, «Вечерний Красноярск», №19 (260)