Городская власть не контролирует качество дорожных работ
Дорогами Красноярска заинтересовалось УФАС. Оказалось, что в городе практически отсутствует муниципальный контроль за качеством дорожных работ. Не все гладко и в крае. Правда, пока речь идет не о качестве, а о законности действий госзаказчика.
Городской контроль
В УФАС по Красноярскому краю поступила жалоба от строительной компании «ИЛАН» на действия городского муниципального учреждения «Управление капитального строительства» и департамента муниципального заказа красноярской администрации.
«ИЛАН» попытался принять участие в аукционе на право заключения муниципального контракта на строительство автомобильной дороги по ул. Мужества (участок от ул. Шахтеров до ул. Чернышевского) с общей стоимостью контракта чуть меньше 130 млн рублей.
Но возникло препятствие. Дело в том, что в качестве обязательного требования к исполнителю контракта является наличие у того свидетельства СРО о допуске к проведению строительного контроля, поскольку этот самый контроль должна осуществлять организация, выполняющая работы. В «ИЛАНе» сочли это требование незаконным. По мнению строителей, требование УКСа и департамента муниципального заказа противоречит Градостроительному кодексу. «Строительный контроль от имени заказчика за подрядной организацией не может осуществляться самой подрядной организацией, так как это приведет к тому, что подрядчик будет контролировать сам себя от имени заказчика», — сказано в жалобе «ИЛАНа» со ссылкой на части 2 и 3 статьи 53 Градостроительного кодекса.
О том же говорят и в УФАС.
— Помимо текущего контроля за работами, который обязательно есть у строителей, должен быть еще и внешний контроль, осуществляемый перед приемкой объекта, — говорит заместитель руководителя краевого антимонопольного ведомства Олег Харченко. — Так вот, эту часть контроля должен осуществлять либо сам заказчик, либо его доверенное лицо — компания, у которой есть необходимое для этого свидетельство СРО. Сейчас же это сами строители. Сам построил, сам себя проконтролировал. А город потом на основании этой проверки принимает дорогу.
Притом что стоимость контроля включена в полную стоимость контракта, получается очень странный аукцион — выигрывает тот, кто дешевле остальных себя проконтролирует.
— Такая схема работает в городе минимум два года, — рассказывает Харченко. — Неудивительно, что при этом дороги лучше не становятся, ведь муниципалитет сложил с себя всю ответственность за их качество.
Дачная монополия
В крае, по мнению УФАС, тоже все непросто с дорожным строительством, а точнее, с законностью отбора подрядчиков для него. Уже в который раз действия агентства госзаказа края попадают в поле зрения антимонопольщиков.
— Мы уже ко многому привыкли, — говорит Харченко, — но порой даже нашего профессионального цинизма не хватает.
В данный момент речь идет об открытом аукционе на право заключения госконтракта по содержанию подъездов к садоводческим обществам в Березовском, Манском и Емельяновском районах.
На участие в аукционе было подано 24 заявки от предпринимателей. Однако допустили до участия в торгах лишь шестерых. Отметим, что и лотов было ровно столько же, шесть, на общую сумму около 7,7 млн рублей. Правда, двум участникам из обозначенных шести было все же отказано в допуске к аукциону.
— В итоге, — говорит Харченко, — аукцион признали несостоявшимся, и теперь контракты будут заключены по максимальной цене.
Попытались воспротивиться этой ситуации лишь два члена аукционной комиссии: Олег Животов и Сергей Каретников, оба из министерства транспорта и связи края. Когда они не согласились с действиями аукционной комиссии, остальные ее члены (всего в комиссии 5 человек, из которых один — секретарь комиссии — не обладает правом голоса) решили отложить принятие решения до следующего дня.
— Однако на следующий день в 15 часов на сайте агентства госзаказа был вывешен новый список членов комиссии, в котором ни Животова, ни Каретникова уже не было. На их месте появились другие люди, один из которых, кстати, в это время находился за пределами края, — продолжает Харченко.
Именно это и послужило основанием для подачи двумя специалистами, отстраненными от участия в работе комиссии, заявления в УФАС. Антимонопольщики начали проверку, о чем 13 мая и уведомили агентство госзаказа и Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю, которое выступало в этом аукционе заказчиком.
— На следующий же день, — говорит Харченко, — Животов и Каретников написали отказы от своих прошлых заявлений. Никак, однако, не опровергая их. А это значит, что мы все равно имеем право провести проверку.
Получить комментарии Животова или Каретникова не удалось. Да и связаться с представителями агентства госзаказа не вышло. Причем не только у «ВК».
— Все вопросы, касающиеся этого аукциона, уже заданы, — говорит Харченко, — и отказ чиновников из министерства транспорта от своих заявлений — это единственный ответ, который мы получили.
Меж тем, помимо действий, касающихся нарушения антимонопольного законодательства, есть и еще один вопрос, на который интересно было бы получить ответ: почему именно эти шесть дачных хозяйств понадобилось делать предметом государственной нужды?
Официального ответа пока нет.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск», №21 (262)