Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Сарафанный дизайн

Сарафанный дизайн

10.06.2010
0

Рынок услуг по дизайну интерьеров потихоньку набирает объем

Сарафанный дизайнНи о каком дизайне раньше никто и не слышал. Однотипные обои советского времени, глянцевый кафель трех цветов и обязательные ковры на стену — вот и все возможности для буйной фантазии. В начале 90-х в страну хлынула масса ремонтных и отделочных материалов, но и тогда рынок дизайна зарождаться не спешил — золотые люстры, розовые жалюзи и стулья XIX века ляпали вместе с предметами интерьера стиля хай-тек и считали это идеальным вкусом. Десять лет назад все изменилось — именно тогда, по общему мнению экспертов, в России оценили настоящий дизайн.

— Как такового понятия «евроремонт» сейчас не существует, — заявили «ВК» в одной из ремонтных компаний. — Сейчас существует ремонт либо по дизайн-проекту, либо без него. Даже косметический ремонт — давно забытое понятие.

Без ковров

Если сравнивать с Москвой, красноярский рынок дизайна находится в зачаточном состоянии. В том же Новосибирске это давно привычная вещь, у нас же люди еще не привыкли «платить деньги за картинку». Так считает дизайнер компании «Арт Студио» Юлия Ятмасова.

— Но в последние два-три года ситуация начала меняться, — признает Ятмасова. — Количество клиентов увеличивается в геометрической прогрессии.

Всех клиентов, по словам Ятмасовой, можно разделить на две категории — молодые люди, которые следуют моде и поэтому хотят видеть дома дизайнерские решения, и те, кому за 40. Они поездили по миру, увидели, что жить можно без ковров на стенах, и могут себе это позволить.

Цена на дизайн-проект интерьера рассчитывается так же, как и на отделочные работы. Разброс — от 300 рублей до тысячи за квадратный метр. Минимальная цена квадрата — это просто рисунок и проект. Чем больше услуг, тем больше стоимость.

— Дизайнеры могут ездить с заказчиком по магазинам, выбирать и покупать обои, люстры, мелочь всякую, вплоть до выбора постельного белья, — рассказывает Ятмасова. — Соответственно, и цена самого дизайн-проекта с такими поездками растет.

При этом есть разница в цене и в зависимости от объекта. К примеру, одинаковые по квадратуре коттедж и квартира в черновой отделке — сделать дизайн в коттедже окажется дороже процентов на 15-20.

Свободные художники

Общее мнение экспертов таково — самой серьезной красноярской компанией, которая занимается дизайном интерьеров, является дизайн-студия Виинапуу. Однако дозвониться до руководства до сдачи номера в печать не удалось — график встреч с клиентами был расписан по часам.

Но большинство дизайнеров — птицы свободного полета. Есть те, кто сотрудничает с магазинами отделочных материалов, есть те, кто сотрудничает с ремонтными бригадами. Впрочем, некоторые компании, например магазины штор и сантехники, содержат в штате одного-двух дизайнеров.

— Очень забавно было наблюдать, как салоны кафеля и сантехники набивают свои штаты дизайнерами, — говорит маркетолог Михаил Тучкин. — Веяние, конечно, пришло из Москвы, а туда — из Европы. Если дизайнер работает за оклад, то с точки зрения банальных затрат на его содержание это невыгодно. Другое дело — процент от суммы заказа. Но и в этом случае дизайнер в салоне-магазине — это просто маркетинговый ход, смысл которого — привлечь клиентов.

При этом дизайнеры интерьеров не считают коллег при салонах конкурентами — у последних обороты не те. Дизайн ванной комнаты, например, обойдется в 2-3 тысячи рублей, говорит Ятмасова, и за эти деньги нет смысла воевать.

В отличие от рынка услуг по отделке и ремонту здесь главное конкурентное преимущество не цена, а качество. Как правило, люди, решившие заказать комплексный дизайн интерьера, в мелочах не копаются. Да и сделать это сложно — ведь дизайн должен быть уникальным и аналогов не иметь, а соответственно, сравнить цены не с чем.

— Дизайнеру даже реклама не нужна, — заключает Ятмасова. — На этом рынке работает сарафанное радио. Достаточно сделать два-три удачных заказа, и работа у тебя будет.

По этому принципу организована компания «4D», которая позиционирует себя как территория архитекторов и дизайнеров. Смысл в том, чтобы на одной площадке объединить максимальное число специалистов в данной области. В «4D» есть их портфолио, места для встреч, залы для работы и стенды с образцами материалов. Правда, пока неплохая идея столкнулась с последствиями кризиса, который просадил и без того неразвитый рынок дизайна интерьеров.

Александр Реков, «Вечерний Красноярск» № 22 (263)

 

Рекомендуем почитать