Высокая и низкая цены на бензин одинаково необъективны
Бензин в рознице дорожает регулярно. Автовладельцам по большому счету все равно — где, на каком этапе реализации образуется основная наценка. Они все равно ругают «пистолет»: розницу. Всегда ли претензии оправданны? Может быть, всему виной вовсе не владельцы сетей автозаправочных станций, а крупные компании-монополисты, владеющие собственными сбытовыми сетями и диктующие цены? «ВК» попытался разобраться в цепочке ценообразования на топливном рынке.
Бумажный бензин
Бензин в Красноярск поступает с четырех основных перерабатывающих заводов, находящихся в пределах доступности: Ачинского НПЗ, Ангарского НХК (оба — Роснефть), Сургутского ЗСК (завод стабилизации конденсата, принадлежит Сургутгазпрому), Омского НПЗ («Газпром нефть»). На большинстве автозаправок — ачинский и омский бензин.
Казалось бы, естественно предположить: решающее слово в формировании цены на топливо играет завод-производитель, то есть — переработчик сырой нефти в готовый продукт. На деле все совсем не так.
— Мы никак не можем влиять не формирование цены, — говорят в пресс-службе Ачинского НПЗ. — Мы — процессинговая компания, нам платят за переработку, к реализации мы не имеем никакого отношения.
В Управлении Федеральной антимонопольной службы подтверждают: как только меняются ценники на автозаправках, контролирующие органы обращают свое внимание на нефтеперерабатывающий завод.
— С таким же успехом они могли бы бежать на сами заправки, заглядывать в емкости, — говорит заместитель руководителя УФАС Олег Харченко. — Ачинский НПЗ работает на давальческом сырье.
Как поясняет Харченко, вся продукция нефтепереработки реализуется сегодня двумя способами: через биржу — но это, по словам замруководителя УФАС, крохи, «фиговый листок, чтобы только стыд прикрыть», — и через систему сбытовых обществ. К примеру, компания «Роснефть» создала в Красноярске структуру под названием «Роснефть — Красноярскнефтепродукт». После этого бензин идет в розницу — его покупают сети АЗС. В пресс-службе ООО «Роснефть — Красноярскнефтепродукт» пояснили: заказчиком для перерабатывающих предприятий компании выступает сама головная компания «Роснефть», НПЗ получают плату за переработку, затем головная компания продает готовый продукт розничным потребителям через систему сбытовых обществ и биржу. «Роснефть — Красноярскнефтепродукт» — такое сбытовое общество.
— Так и есть, — подтверждает пресс-секретарь общества Лариса Дубровина, — но такая система существовала и раньше.
Раньше — это во времена существования НК «ЮКОС», наследницей активов которой стала НК «Роснефть». Понятно, что путешествие через столицу нашей Родины к пистолету в Красноярске бензин проделывает чисто символически, физически кран как находился на Ачинском НПЗ или Ангарском НХК, так и остается там. Такая же примерно схема действует и в компании «Газпром нефть», в чьем распоряжении теперь активы бывшей Сибнефти.
Дорого — и мило...
По словам антимонопольщиков, больше всего забавляет, что крупные компании-монополисты, выстраивая таким образом свою сбытовую сеть, продают бензин фактически сами себе, получая возможность практически бесконтрольно формировать цену. По логике основная цена складывается именно в сбытовом оптовом звене. Но это не ответ на вопрос «кто формирует цену бензина?». Правильный ответ все-таки — цену бензина для розницы формирует сама нефтяная компания, ибо все остальные участники цепи (зачастую включая розницу) — ее подразделения. Это позволяет вообще как угодно манипулировать рыночной ситуацией, ведь, если монополист устанавливает цену, которая ему кажется «справедливой», занимая при этом львиную долю рынка (пусть даже не розничного рынка — так оптового), остальным игрокам, помельче, приходится так или иначе играть вокруг этой цены. Сверху, снизу — неважно, главное — уходить недалеко от нее.
— Цена продукта у производителя зависит от цены нефти, та, в свою очередь, зависит от налога на добычу полезных ископаемых, — поясняет заместитель генерального директора по нефтепродуктам компании «Сангилен+» Алексей Кокухин. — Но и стоимость процессинга — величина не произвольная. Если на мини-заводе она составляет, допустим, две тысячи рублей за тонну, то на крупном НПЗ типа Ачинского, наверное, меньше. Важно, что стоимость процессинга заметно влияет на цену. Плюс акцизы — по бензину это около двух тысяч с тонны.
Алексей Кокухин на примере компании «нарисовал» цепочку ценообразования. Компания активно продвигает в крае бензин Сургутского ЗСК.
— Конечно, самый основной фактор — отпускная цена завода-производителя, — говорит он. — Затем — транспортные издержки, это железная дорога: Сургут далеко. Они падают в размере примерно трех тысяч рублей на тонну.
Следующий этап — Красноярская железная дорога. Плюс бывает недостача: мы не присутствуем при наливе нефтепродуктов в Сургуте, как налили — так налили. Иногда 200-300 килограммов в вагоне может не хватать.
Так или иначе, крупные оптовые поставщики и крупные розничные сети, являющиеся подразделениями монополистов, аффилированные с ними или просто активно с ними работающие, могут гарантировать твердо одно: бензин у них качественный, подвергшийся по-настоящему глубокой переработке и выдерживающий любые стандарты и проверки.
Хотя Олег Харченко рассказывал как-то об одной крупной красноярской розничной сети, которая, по его словам, и Аи-80, и Аи-92 возила «одной бочкой», не утруждая себя ее периодической промывкой. Было это, правда, несколько лет назад. Возможно, сегодня в компании все делается цивилизованно.
...дешево — и сердито
В одном из комментариев на радио «Бизнес FM» некий аналитик оценил рентабельность автозаправочных станций в пять-семь процентов.
— Конечно, вот такая мутная сбытовая схема позволяет на пистолете обеспечить любую рентабельность, даже отрицательную, — усмехается Олег Харченко.
Однако добросовестные игроки рынка нефтепродуктов признают: на самом деле ни о каких пяти-семи процентах речи нет. Реальная рентабельность, которую закладывают трейдеры, — от 15 процентов. Это окупает затраты и дает прибыль. Ниже — либо торговля «в ноль», либо лукавство. Закономерный вопрос — почему все-таки на некоторых АЗС ценники декларируют, скажем, цену литра Аи-92 в размере 21,5 рубля? На чем экономят? Или все-таки дурят?
Вот как объясняет этот факт специалист по маркетингу ООО «Партнер XXI» (сеть АЗС «Партнер») Юрий Козловцев — как раз эта компания позволяет себе выставлять ценники ниже среднерыночных:
— Поскольку мы занимаемся и оптом, и розницей, то есть покупаем бензин с завода, а значит — по оптовой цене, у нас есть некоторая свобода маневра. Снижая доходность каждой продажи и привлекая покупателей ценой ниже среднерыночной, сеть таким образом обеспечивает себе достаточно неплохие обороты.
Еще в мае специалисты компании «Партнер XXI» обнародовали в Интернете свои расчеты. Трейдер возит бензин со всех четырех упомянутых заводов-производителей. На середину мая цена ангарского Аи-92 составляла 24 800 руб. за тонну.
— Допустим, в Красноярске этот бензин поставляется по 25 200 руб. за тонну, — рассуждают специалисты. — При стандартной плотности 0,75 г/куб. см цена за 1000 литров составит 18 900 руб. за тонну, или 18,9 руб. за литр. Мы продаем Аи-92 сейчас по 22 руб., с дисконтом — по 21,5 руб. Реализованная наценка — 13,8 процента. При плотности бензина 0,77 реализованная наценка падает до 10,8 процента, при плотности 0,78 — до 9,4 процента. Сравните с продуктовой розницей, где этот показатель составляет 25-30 процентов. Теперь в эту наценку необходимо включить транспортные расходы и зарплату работников АЗС. Прибыль небольшая, — делают вывод в компании. И подытоживают: — Крупные сетевые топливные ритейлеры зарабатывают значительно больше. Их расходы оптимизированы, а цена и собственно наценка — выше.
Есть, однако, факты еще более феноменальные. На некоторых ачинских АЗС заправиться Аи-92 можно по цене 19 рублей за литр. Цена соблазнительна, но сильно уж смущает. Олег Харченко улыбается:
— Нам пишут из Ачинска, говорят — сделайте что-нибудь, ну не может бензин столько стоить! А владельцы утверждают: у них есть некий хитрый краник на заводе... Думаю, льют 80-й, добавляют присадки — с этим проблем нет — и выдают за 92-й.
Алексей Кокухин согласен:
— Цена необъективна. Давайте считать. Рентабельность заправки — примерно от 15 процентов, при условии, что ты следуешь букве закона и платишь все, что положено платить. Отпускная цена АНПЗ (на момент, когда считали. — Ред.) — 18,3 рубля за литр. Добавьте сюда 15 процентов — получаем 21 рубль. Ну никак меньше не выходит. Это — только нуль. Подвох, явно.
Сегодня антимонопольная служба мониторит рынок нефтепродуктов. Мониторинг продлен до 2011 года. Цель — выдать реальные рекомендации, как навести порядок на рынке. Как избавить покупателей, да и самих продавцов, от результатов синхронных действий — по удержанию ли цены или по ее увеличению.
Василий Казарин, «Вечерний Красноярск» № 23 (264)
Фото Александра Паниотова