Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Южный, Северный, Набукко...

Южный, Северный, Набукко...

28.06.2010
0

Потоки газа в Европу остановит Америка?

Реализация амбициозных межгосударственных проектов по доставке газа из стран бывшего СССР в Европу вступает в решающую стадию. Еще пара-тройка лет, и Украина перестанет быть монополистом в транзите российского газа, утратив последний рычаг давления на Россию во внешней политике. Впрочем, все идет к тому, что скоро Европе может вообще не понадобиться российский газ. Второй газовый фронт готова открыть Америка.

Дмитрий МедведевПолитика газовой заслонки в последние годы стала самым эффективным средством выстраивания межгосударственных отношений России со странами Европы. Холодные зимы последних лет вместе с перебоями поставок природного газа из-за проблем на территории Украины помогли Кремлю убить двух зайцев - на Украине сменились первые лица, не способные обеспечить стабильный транзит газа, а в Европе резко продвинулись проекты новых совместных газопроводов - по дну Балтийского и Черного морей. Вместе с тем альтернативный проект «Набукко» откровенно буксует, и это тоже происходит не без нашего посильного участия. Что же творится на газовых фронтах Европы? Начнем с севера.

«Cеверный поток»: первый пошел!

Работы над проектом северного газопровода из России в Европу по дну Балтийского моря начались в конце 90-х годов в России и Германии. Но соглашение о строительстве газопровода Nord Stream («Северный поток») Владимир Путин подписал только в 2005 году. Предполагалось, что длина газопровода составит 1 200 километров - от российского Выборга до германского Гайфсваальда, причем эта ветка станет одним из самых длинных подводных газопроводов в мире!

Ежегодный объем северного потока российского газа в Европу должен составить 55 миллиардов кубометров из Южнорусского месторождения с общими запасами газа в 700 миллиардов кубометров.   Таким образом, полностью весь газ оттуда можно было выкачать за 13-14 лет (если весь газ месторождения направлять в Европу). Но чуть позже возникла идея протянуть ветку до Штокманского месторождения с запасами уже 3,7 триллиона кубометров газа!

Главная проблема возникла с получением разрешений на прокладку подводной части газопровода по дну Балтики, принадлежащему Финляндии, Швеции и Дании. Первоначально планировалось, что ветки труб пройдут также по эстонской части Балтики, но эта маленькая, но гордая страна наотрез отказалась участовать в проекте.

Вообще, реакция европейских экологов на прокладку по дну Балтийского моря трубы длиной в тысячу с лишним километров была предельно жесткой - многих смущало то, что именно в этих местах проводились захоронения химического оружия времен Второй мировой войны. Что произойдет, если строители газопровода потревожат захоронения, или позже, в процессе эксплуатации, случится какая-то авария - страшно себе представить. «Неизвестно, что может произойти с этим газопроводом, который лежит на куче боеприпасов», - заявил президент Белоруссии Лукашенко.

Действительно неизвестно. Поэтому газопровод продолжают строить. В феврале 2010 года было выдано последнее необходимое разрешение на строительство газопровода (от Финляндии), и 9 апреля под Выборгом состоялась торжественная церемония запуска строительства трубопровода, в которой приняли участие наш Дмитрий Медведев и их Ангела Меркель. Красную ленточку перерезать не стали, но наш президент прямо на трубе начертал символическое «Удачи!». Она строителям газопровода действительно понадобится.

Если все пойдет по плану, то первый газ «Северного потока» придет в Европу уже в 2011 году. Впрочем, символический первый «киловатт-час» газа из Выборга в Грайсфаальд уже доставлен - в конце мая его надводным путем привезли на яхте транзитом через Финляндию, Швецию и Данию бельгийские участники строительства газопровода. Так что теперь дело пойдет!

«Южный поток»: теперь на троих!

Проект газопровода «Южный поток» родился немного позже своего северного собрата - первый меморандум о его проектировании был подписан осенью 2007 года. Партнерами в его реализации стали Россия и Италия, разделив доли участия в проекте по 50 %. Причем сам по себе «Южный поток» стал ответом сразу на два вызова - на строительство «Северного потока» (Италия не захотела отдавать Германии монополию на прямые поставки газа из России) и на строительство газопровода «Набукко» (Россия не захотела Турции уступать право поставок туркменского газа в Европу).

В отличие от «Северного потока» «Южный» должен быть более коротким (подводная часть всего 900 километров), но более объемным - 63 миллиарда кубометров газа в год. Стоимость строительства обеих веток получилась примерно одинаковой - 7,4 миллиарда евро за российско-германский проект и 8,6 миллиарда - за российско-итальянский. Кстати, вот только что на Петербургском экономическом форуме было объявлено, что «Южный поток» становится трехсторонним - в него решила войти Франция, выкупив 10 % доли акций, принадлежавших Италии.

Последний межправительственный акт на строительство газопровода был подписан в конце апреля между Россией и Австрией. Запуск строительства планируется на конец этого года. Главное разрешение на строительство - от Турции - было получено самым первым. Без него всю эту идею можно было бы похоронить на корню. Но Турция, вроде бы заинтересованная в развитии проекта «Набукко», для которого «Южный поток» является прямым конкурентом, на удивление легко согласилась на прокладку российской ветки по ее дну. Видимо, наши правители нашли какие-то весомые аргументы в переговорах.

Остается добавить, что, несмотря на победные реляции российских СМИ, международные эксперты сомневаются, что у России найдется достаточно газа для того, чтобы наполнить им «Южный поток». Стратегическими здесь являются запасы туркменского газа, которые оцениваются в 25 триллионов кубометров. Но к этим же запасам тянется и европейский «Набукко»! А значит, один из двух проектов либо окажется не нужен, либо два этих газопровода придется объединять. И это далеко не единственная угроза нашим «потокам».

«Набукко» и сланцы: что опаснее

Что касается «Набукко», то этот международный проект начали развивать еще в 2002 году, чтобы избавить Европу от газовой зависимости от России. Протяженность этого газопровода должна была составить 3 300 километров (почти в три раза длиннее «Северного потока»!). Участие в проекте принимают Австрия, Турция, Болгария, Румыния, Венгрия и ...да-да, Германия. Но самым активным участником проекта называли США, которые, официально не имея к «Набукко» отношения, всячески способствовали реализации этой идеи. Впрочем, это было еще при администрации Буша, а сейчас, когда Обама начал перезагрузку отношений с Россией, моральная поддержка «набуккостроителей» как-то сразу ослабла.

Начать строительство «Набукко» (название, кстати, взято от оперы Джузеппе Верди, которую якобы посмотрели представители участников проекта за день до подписания документов) планируется в 2011 году, а завершить уже в 2014 году. Впрочем, речь идет только о первой части газопровода, которая соединит Европу с месторождениями Азербайджана и Ирана. А вот до Туркмении «Набукко» может и не дотянуться - газ из месторождений этой страны активно поставляется в ОАЭ, Китай и Южную Корею, а все остальное готова забирать Россия для поставки в Европу по своему «Южному потоку». Так что чем собираются наполнять трубы строители «Набукко», еще большой вопрос.

Впрочем, куда более серьезной представляется проблема сланцевых газов. Ученые открыли их 200 лет назад, но долгое время считали непригодными для добычи и использования в промышленных масштабах. Однако итоги работы газодобывающей отрасли в США за 2009 год свидетельствуют о кардинальных изменениях на мировом рынке топлива. Рост добычи сланцевого газа позволил Соединенным Штатам отказаться от импорта сжиженного газа и уже обойти Россию по валовой добыче. За два последних года объем добычи этого газа вырос в США с 34 до 50 миллиардов кубометров - практически в полтора раза! По прогнозам экспертов, через 10-20 лет добыча сланцевого газа в США вырастет еще в три-четыре раза.

В Европе этого добра тоже хватает. Сланцевые залежи известны на территории Польши, Швеции и Германии. Разведочное бурение уже ведется в Германии и Венгрии. Себестоимость его добычи пока все же выше, чем у природного газа, но все же позволяет говорить о нарушении намечающейся российской монополии на рынке природного топлива, а за это нашим партнерам и конкурентам никаких денег не жалко. Так что, возможно, когда наши Северный и Южный потоки понесут миллиарды кубометров газа в Европу, там его уже будут встречать не с распростертыми объятиями.

Одним словом, большая газовая игра на карте Европы в самом разгаре, и предсказать ее исход сегодня не возьмется никто. В любом случае лучше состязаться в прокладке газопроводов по дну морей, чем запускать туда новые подводные лодки с ядерными ракетами на борту...

Аркадий Баташев, «Вечерний Красноярск» № 24 (265)

Рекомендуем почитать