Индустрия праздника, как многие сферы бизнеса, начала формироваться в Красноярске в первой половине
Начало праздника
В 1994 году вы первые зарегистрировали фирму, которая специализированно стала заниматься организацией и проведением праздничных мероприятий. Что тогда было на рынке?
Да ничего! Не было рынка. Не было представления о культуре подобных мероприятий, о праздничном бизнесе. Ну, сидела в ЗАГСе бабушка-пенсионерка, которая подрабатывала тамадой на свадьбах. Мы начали с праздничных программ, разработали несколько сценариев, специально для них написали песни. Их реализация резко отличала наши свадьбы от стандартных. Постепенно стала нарабатываться культура.
Уже в самом начале появилось много людей, случайных в этом бизнесе. Мы немало видели тех, кто поработал год — и растворился без следа. Сейчас появляются другие поколения, возникают новые формы. Та же клубная культура. Хотя и у истоков клубной деятельности тоже стояли мы. Организовывали клубы, проводили мероприятия. Своих помещений, конечно, не было, собирали публику в Большом концертном зале, в других подобных местах, устраивали вечеринки. Как правило, они были приурочены к каким-то событиям, праздничным датам. Например, появились тогда уже желающие отпраздновать Хэллоуин — отчего им не помочь? Проводили тематические программы. Приглашали и зарубежных гостей.
Что на старте сыграло определяющую роль — творческое начало, расчет, точное попадание в запросы клиента?
Конечно, творческое начало. Оно соответствовало нашим желаниям и возможностям. Ну и рынок был тогда совершенно пуст, так что можно было экспериментировать без точного расчета, не опасаясь, что клиент уйдет к конкурентам. В газетах мелькали объявления: «Требуется тамада», «Требуется ведущий»... Все требовались, но никого, кто бы помог с организацией свадьбы, не было. Спрос уже нарастал, а предложение отсутствовало. Сегодня картина диаметрально противоположная. Такое ощущение, что весь город занимается шоу-бизнесом. От кавээнщиков и доморощенных шоуменов до воспитательниц детских садов, уволенных по сокращению штатов, которые решили, что они — великие продюсеры. Некоторые сами ничего не делают, потому что не умеют, а выступают в качестве посредников. Отсюда, от большого числа непрофессионалов, и разброс цен неимоверный.
О ценах — чуть позже. Как формировалось предложение? Насколько заметно сегодняшний продукт отличается от первоначального?
Разительно. Наши первые программы совершенно не похожи на то, что делаем сейчас. Ну и возможности, конечно, изменились. Мы ведь шагаем в ногу с техническим прогрессом. Сегодня компаниям, работающим на праздничном рынке, намного легче: можно выстроить видеоряд, использовать массу эффектов. Вначале мы шли вслепую. Были провалы — в саморекламе, в раскрутке.
Последователи учились на вашем примере. На чем учились вы?
Заметно помогло участие в выставках, особенно столичных, — свадебные, выставки по шоу-программам. Общались с коллегами, работающими в России, СНГ. Нарабатывали творческий багаж. Свидетельство того, что двигались в правильном направлении, — многие дипломы, в том числе от Юрия Михайловича Лужкова за лучшую организацию свадебного торжества в 2002 году. Наши сценарии публиковались в московских журналах — в «Молодежной эстраде», например. В журнале «Праздник» сценарий Светланы Михайловны (жена Ибрагимова. — «ВК»), посвященный второму дню свадьбы, занял первое место как авторская работа. Одна из наших свадебных программ заняла второе место по России.
Дыхание в спину
Когда почувствовали еще чье-то присутствие на рынке?
Трудно точно сказать — когда. Постоянно что-то происходило, но в полном смысле слова конкуренция не особенно ощущалась. Каждый занимает свою определенную нишу в своей сфере деятельности, и тут — как песня: кому-то по душе, а кому-то не очень.
Сколько сегодня на рынке компаний, которые занимаются этой деятельностью в полном смысле профессионально?
Думаю, не больше десятка. В основном компании специализируются на чем-то своем. У каждой свой конек. Например, «Эверант» всегда специализировалась на корпоративах, на крупных мероприятиях. Сейчас они активно осваивают свадебный рынок. У кого-то есть свой парк лимузинов, он на этом предложении специализируется — и «прицепом» предлагает услуги ведущих. То есть у каждого — свои акценты. Но такого широкого спектра услуг, как «Праздник», не оказывает больше никто. Это не самореклама, это факт. Мы можем вдвоем провести программу любой продолжительности, спеть-сплясать, предоставить лимузин, кроме того, мы — сертифицированные представители ведущих европейских и американских марок свадебных платьев Demetrios, Sincerity, Cosmobella, Jan Stewart.. Можем создать замечательный образ прекрасной невесты и еще отправить в романтическое свадебное путешествие с помощью туристического агентства «Праздник трэвел».
Стоит заглянуть в журнал «Свадебный вальс», который молодоженам вручают в ЗАГСе, — предложений море. И компании, и частные лица — вчерашние телеведущие, — все хотят работать на свадебном рынке. Но не у всех это получается. Очень часто программа выстраивается как развлечение само по себе, свадьба и молодожены там вообще ни при чем. Сценки, розыгрыши, креатив какой-то — это все можно реализовать в любом другом месте, на любой площадке. Свадебная программа не может быть универсальной, она должна быть каждый раз оригинальной, ориентированной на конкретного заказчика.
Неужели совсем не появляется новых достойных имен?
Тех, кто способен предложить комплексную линейку продуктов, очень мало. И многие, кстати, повторяют наш путь, в буквальном смысле копируют какие-то решения. Вот пример. Мы первые в городе завели свадебную карету, она и сейчас у нас работает. Но сегодня таких точно карет в Красноярске уже не одна. Для меня загадка — зачем покупать то, что уже есть и порядком засвечено? Это особенность нашего рынка — «чем мы хуже соседа?».
Много ли компаний, имеющих собственный автомобильный парк?
Могу сказать только, что рынок предложений свадебных автомобилей перенасыщен. Раньше за лимузинами гонялись, сейчас в свадебный сезон — никаких проблем. Более 30 машин в городе. Когда мы начинали, у нас был второй по счету, сейчас два лимузина и линкольн. Некоторые владельцы уже продают лимузины за ненадобностью.
Перенасыщенность как-то повлияла на цену?
Конечно. Раньше заказ лимузина стоил в среднем по городу 3000 рублей в час, теперь — полторы-две тысячи. Стараются ухватиться за клиента, только чтобы машины не простаивали.
Чем конкурируете, чем удерживаете клиента?
Конкуренция обострилась в последнее время, когда на рынок хлынул поток новых игроков. И потребности растут. Чем популярнее компания, тем больше у нее заказчиков, но невозможно охватить весь рынок. Нас выручает высокая лояльность клиентов, выручает наработанная база по программам. И все равно иногда приходится клиентов терять: ну не можем мы одновременно находиться в трех разных местах, обеспечить три разных мероприятия своим присутствием. Ценник стараемся не снижать, это вредно для репутации.
Вы занимаетесь не только свадьбами. Каково соотношение корпоративных клиентов и частных? С кем проще работать?
Частные заказы — 60 %, наверное, а корпоративы — 40 %. Трудно сказать, с кем работать проще, бывает по-разному. Но корпоративный клиент привлекателен тем, что с ним можно заключить долгосрочный договор — и ты будешь точно знать, что в соответствии с определенным графиком компания будет точно востребована.
Арифметика праздника
Сколько сегодня стоит войти в этот рынок — не с самодеятельностью, конечно, а с намерением работать серьезно?
Очень по-разному. Смотря что предлагать. Можно вообще без денег обойтись — сделал приличный сценарий, провел программу. Хотя, конечно, если покупать собственное звуковое оборудование, оно стоит приличных денег. Качественный комплект обойдется от 200 тысяч рублей. Есть залы, уже оборудованные звуком, — тогда ведущий может вообще на это не тратиться. То есть порог вхождения в таком случае снижается практически до нуля.
Можете оценить емкость рынка праздничных услуг в целом?
Не возьмусь. Очень разные мероприятия: свадьбы, юбилеи, выпускные — это одно, корпоративы — совершенно другое и по деньгам, и по трудозатратам. Могу только рассуждать о бюджетах конкретных праздников. Есть бюджетные мероприятия — например, пара молодоженов просто решила поехать в свадебное путешествие, ничего дополнительно не заказывая. Ну, обойдется ей это тысяч в 70. Есть более дорогие форматы — мы предлагаем, например, организацию свадеб и венчания за рубежом. Можно, скажем, церемонию регистрации провести в Чехии, в средневековом замке, это будет стоить чуть больше 1000 долларов на пару. Плюс дорога, проживание — еще примерно 600 долларов на человека.
А если без изысков, стандартная свадьба в Красноярске?
Бюджет только по кухне — от 1000 до 2500 рублей с человека. Плюс стоимость программы. Бюджет развлекательной программы может быть совершенно разным — одно дело, когда мы приглашаем на свадьбу какую-то звезду или несколько звезд, другое дело — когда обходимся одним ведущим. Есть такие примеры, когда для работы на одном скромном мероприятии выезжал весь «Аншлаг» или несколько известных московских коллективов. Кризис подкорректировал ситуацию, теперь заказчики обходятся максимум одной любимой звездой. Минимум затрат каждый определяет для себя. Будет ли это
Программа для
Есть минимальный бюджет мероприятия, ниже которого вы не будете опускаться?
Наверное, нет. Конечно, у каждого мероприятия есть своя себестоимость, и ниже себестоимости работать не будет никто. Но здесь важнее не абсолютная цифра, а гибкость предложения. Мы, например, разработали программу — с одной стороны, это VIP-программа, с другой — комплексная и потому бюджетная. Если стоимость каждой услуги, входящей в пакет,
Какова средняя рентабельность этого бизнеса?
В цифрах не скажу — опять же из-за очень высокой его диверсифицированности. Очень разные услуги, у каждой — своя рентабельность. В среднем здесь мерить — ну это как средняя температура по больнице. Если заниматься самим, без особого привлечения сторонних артистов, это выгоднее. Для этого бизнеса очень удачный вариант — семейный подряд. Работать по разным направлениям, но в одну копилку. Компания друзей, единомышленников — тоже подходящий вариант.
На рентабельность влияет и количество заказов. Раньше у нас еженедельно случалось по два-три мероприятия, сейчас рынок меняется ежедневно, поскольку мы входим в демографическую яму, жениться, как предполагается, будут меньше. Но будут! И праздники будут всегда.
Интернет не мешает работе?
Это сегодня, пожалуй, главный помощник в рекламе. С помощью Сети можно заказать себе любую услугу, напрямую обратиться в агентство. Сейчас многие вопросы по организации праздников решают не лично, а по электронной почте. Хотя без полноценного живого общения никак не получится.
Харизмы недостаточно
Фирмы, работающие на этом рынке, чаще обходятся своими силами или привлекают артистов?
По-разному. Я уже сказал о посредниках — они сами ничего не умеют, им приходится все время привлекать сторонних артистов. Мы, как правило, программы делаем сами. Приглашенные артисты — наши или приезжие, — это дополнение к основной программе. Приглашаем, когда речь идет об узких оригинальных жанрах — мим, любая экзотика. Например, работаем с командой барабанщиков из Конго — они живут и учатся в России. По объективным причинам мы не можем стать африканцами и двигаться в танце, как это делают они.
Сколько специалистов необходимо в фирме, чтобы закрыть среднестатистический объем потребностей клиентов?
Менеджер, ведущий — одного ведущего всегда мало, поэтому нужно минимум два... Опять же — смотря под какие задачи выстраивается фирма.
Насколько адекватны представления клиентов о тех продуктах, которые предлагают игроки?
Зависит от клиентов. Если человек просто берет газету, находит кучу объявлений с предложениями услуг тамады и тычет пальцем наугад — он очень рискует. Тамада — человек, который следит за порядком тостов, за их периодичностью. Ведущий на свадьбе — тот, кто сочетает в себе способности тамады, конферансье, психолога и организатора от слова «органичность».
Какие профессиональные качества важнее всего для ведущих такого рода мероприятий?
Он должен уметь держать аудиторию, независимо от того, будет ли это свадьба для двоих или для ста человек. В то же время это нельзя делать навязчиво. Когда он играет в театр одного актера, жестко замыкает все на себя, не дает аудитории свободно вздохнуть, чеканит свою программу — это непрофессионально. Еще хуже — когда ведущий читает по бумажке, выдернув сценарий из Интернета. В Сети, естественно, ничего приличного нет. Он думает — проведет свадьбу, имея два листка текста. Через 15 минут текст кончается, и он не знает, что делать дальше. Сегодня многие заказчики западают на внешние данные ведущего, на харизму. Но харизмы здесь мало, если материал сырой, некачественный.
Что еще важно — чтобы программа была одинаково интересна для всех участников праздника. Будь это свадьба или юбилей — в мероприятии принимают участие самые разные гости, разных возрастов, обладающие разным опытом, с разным социальным статусом, наконец. И задача ведущего — сделать так, чтобы всем было интересно.
Вы все время «танцуете», балансируете между интересами?
Ну а как иначе?.. Важно умение подстраиваться под вкусы общества.
Ведущий должен обладать и общей культурой, и культурой речи, в частности. Непрофессионалов легко определить. Если ведущий говорит: «Ложим руки!» — с ним лучше все-таки не связываться. Мало ли что он еще скажет. Некоторые очень «болеют» словами-паразитами, некоторые просто уходят в пошлые забавы и считают это нормой.
Чем еще характерен рынок этих услуг — когда клиент приходит вторично, ему нужно предложить что-то новое, что отличалось бы от первоначального предложения. То есть клиенты нас постоянно держат в тонусе. Бывает, уходят — и возвращаются снова. Все познается в сравнении.
Бабочки долго не живут
Много ли экзотики на рынке свадебных услуг?
Смотря что считать экзотикой. Мы в свое время привозили бабочек, выпускали их на мероприятиях. Это очень экзотично — но и очень рискованно. Бабочка живет около трех суток, ее надо привезти, надо обеспечить ей эти три дня жизни — и чтобы она еще полетать успела, гостей порадовать. Экзотика — барабанщики из Конго, мы включаем их в сценарии самых разных мероприятий — корпоративных, свадебных, клубных.
Как вы оцениваете перспективы развития свадебного рынка?
В Европе рынок свадебных услуг не связан с какими-то шоу, как сейчас у нас. Как я уже говорил, в России и в крае в этот сегмент пришло много шоу-кавээнщиков, это накладывает свой отпечаток. Они по-другому не умеют. Классическая Европа — ничего заумного, никакого креатива и клоунады. В Англии — фуршет и акцент на семейные фотографии, шикарный наряд, поездку на ретромобиле. Судя по тому, что и у нас все чаще пользуются популярностью выездные регистрации, свадебные церемонии на природе с фуршетом, к нам европейская культура постепенно тоже приходит. А если мы какими-то правдами-неправдами все-таки войдем в Евросоюз, думаю, рынок будет меняться именно в эту сторону.
Технически отрасль тоже будет, конечно, развиваться. Появляются новые модели автомобилей, новые возможности для эффектных программ, новые идеи. Классическая свадьба должна быть в меру канонизирована. На Руси свадьбы всегда играли. А игры у всех разные...
Досье «ВК»
Игорь Владиславович Ибрагимов
Родился в 1963 году в Омске. После окончания средней школы поступил в Красноярский втуз, ныне СибГАУ. Второе образование — эстрадно-джазовое отделение Абаканского музыкального училища. После вуза некоторое время работал на заводе Красмаш, затем в компьютерной фирме. В 1994 году с женой Светланой организовали агентство «Праздник». Сегодня это — группа компаний, в которую входят свадебное агентство, агентство по работе с корпоративными клиентами и туристическое агентство.
ГеннадийВасильев, «Вечерний Красноярск» № 25 (266)