Даже у федералов нет четкого представления о том, как модернизировать медицину
На минувшей неделе депутат Законодательного собрания Алексей Клешко озвучил основные проблемы модернизации здравоохранения в Красноярском крае. В их числе — взаимоотношения с местными властями. В крае, по словам заместителя председателя Заксобрания, есть муниципалитеты-«партнеры» и муниципалитеты-«нахлебники».
Последним дай только волю добраться до федеральных денег, как они тут же сократят все расходы местного бюджета на медицину. А деньги региону уже в 2011 году обещаны, и немаленькие. Правда, хватит их не на всех. Члены общественного комитета единороссовского проекта «Качество жизни. Здоровье» на первом заседании обсудили, кто заслуживает получить финансирование, а кто не заслуживает.
Капитал на капитальное
Реформирование обязательного медицинского страхования позволит существенно улучшить техническое оснащение российских больниц. Принятый Государственной думой РФ 9 июля законопроект «Об обязательном медицинском страховании» существенно увеличил суммы страховых взносов на ОМС: с 3,1% до 5,1%. Образовавшиеся в итоге 2% власти намерены пустить на создание фонда для модернизации здравоохранения. Сумма, о которой идет речь, за два года достигнет 460 млрд рублей. Много это или мало, но деньги уже распилены под различные сферы этой самой модернизации. 136 млрд пустят на повышение уровня оказания медицинской помощи в поликлиниках и больницах, 24 млрд — на информатизацию здравоохранения и — внимание! — 300 млрд — на улучшение материально-технической базы медучреждений. А именно: на капитальные ремонты корпусов и покупку дорогого оборудования.
Деньги есть, дело за малым: получить как можно больше и проследить, чтобы они были направлены в нужное русло. Вот тут-то и подоспела скорейшим образом разработанная и утвержденная программа партии «Единая Россия» — «Качество жизни. Здоровье». Во всех регионах страны в срочном порядке были созданы общественные комитеты, подобные красноярскому. В нашем регионе главой этого органа был назначен Алексей Клешко, который и председательствовал на первом заседании.
Звучит название комитета достаточно веско и внушительно, но какие именно функции он выполняет по отношению к государственной, в общем-то, программе, не совсем ясно. Деньги будут распределяться между регионами на основании программ, разработанных местными горздравами, поступление их планируется через каналы Фонда обязательного медицинского страхования, а утверждать суммы, запрошенные краем, будет Минздравсоцразвития.
Однако же уже в июне, когда только замаячила перспектива нового закона, в Москве состоялся съезд партии, на котором были оговорены основные моменты регулирования его исполнения. И принято решение: партия берет на себя контролирующую функцию. Ни одна краевая и областная программа модернизации здравоохранения не может быть представлена федеральным властям до тех пор, пока она не будет одобрена общественным комитетом каждого отдельного региона. При этом в зависимости от качества программы будут распределяться средства между регионами. Вроде как приложили руку...
А всем ли хватит?
Министерство здравоохранения края уже взялось закатав рукава за разработку программы, о чем министр Вадим Янин отчитался перед членами общественного комитета 14 июля. Пока Москва еще только работает над типовым проектом программы для регионов, краевые чиновники уже приготовили собственную сырую схему и разослали ее по всем муниципальным образованиям. Каждая больница, каждый фельдшерский пункт обязан до осени отчитаться, как обстоят дела со здоровьем пациентов, какие болезни чаще всего приводят к летальному исходу, что требует срочного ремонта, насколько хорошо дела обстоят с кадрами.
— Последнее — камень преткновения для нашей медицины, — посетовал Янин. — Приобретая дорогостоящую технику, мы должны понимать, кто на ней будет работать. В сфере здравоохранения Красноярского края сегодня укомплектованность кадрами равна 60%, из них 20% — врачи предпенсионного возраста. Через три года перед нами вопрос сотрудников может встать ребром.
Впрочем, Янина может успокоить другая инициатива — продление пенсионного возраста.
Еще один вопрос, который затронул министр: а всем ли хватит денег? Как подсчитали эксперты, региону для полного капитального ремонта всех нуждающихся в нем больниц необходимо не меньше 26 миллиардов. Надежда на то, что такой существенный кусок от 300 млрд перепадет Красноярскому краю, безосновательна. А значит, необходимо срочно решить, кому дать денег в первую очередь.
— Здесь хотелось бы отметить, — вставил Клешко, — что программа модернизации, которую озвучивают в Москве, в первую очередь делает ставку на улучшение условий лечения от тех заболеваний, которые наиболее часто встречаются в регионе. Понятно, что есть и общие проблемы, которые нужно решать, но новая медицина в первую очередь должна быть заточена именно под эти недуги.
Не исключено, что сказано это было с явным намеком на необходимость как можно скорее достраивать разнесчастный онкологический центр краевого значения. Может быть, хоть программа модернизации подтолкнет процесс поближе к завершению?
— По нашим подсчетам, самой мощной материальной и кадровой базой для лечения актуальных для жителей края заболеваний обладают красноярские больницы, — заявил Вадим Янин. — Мы также будем делать ставку на опорные базы, где мы можем организовать межтерриториальные центры оказания медицинских услуг. Это города Минусинск, Канск, Ачинск. Лесосибирск, Норильск. Для отдаленных территорий, до которых затруднена транспортная доступность, мы будем продумывать отдельные программы.
Вот так примерно будет поделен пирог, возражений по общей картине у собравшихся не возникло. Дальше пошло обсуждение частностей.
Привыкшие к иждивению
В состав общественного комитета проекта «Качество жизни. Здоровье» вошло больше 20 человек: в их числе представители законодательной, исполнительной и муниципальной власти, главные врачи поликлиник, преподаватели, представители страховых компаний и журналисты. Половина из них, и это было заметно, включила себя в число органа исключительно из уважения к Алексею Клешко: особых мыслей насчет озвученного министром здравоохранения доклада у них не было, высказывать свое мнение они не торопились.
Первым вступил в диалог директор Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования Сергей Козаченко. Он произнес пламенную речь по поводу того, что каждый город обязан включиться по максимуму в работу над выбиванием денег на модернизацию. Но при этом не рассчитывал исключительно на средства ОМС: да, часть ремонтных работ тебе оплатят, но оставшуюся часть неплохо было бы оплатить за счет муниципальных денег.
— Каждый должен взять на себя то, что он может взять в этом большом деле, — завершил свою пламенную речь Козаченко.
Но во мнении, что местные власти не всегда готовы действовать согласно озвученному выше лозунгу, сошлись все присутствовавшие. Во-первых, в каждом районе силен так называемый муниципальный эгоизм: если строить межтерриториальный центр будут в Ачинске, почему мы, окрестные районы, должны городу помогать? Пусть сам в это вкладывается, его, мол, проблемы. Во-вторых, все привыкли занимать иждивенческие позиции.
— Я не раз говорил о том, что в крае есть два типа муниципалитетов: партнеры и «нахлебники», — возмущенно заявил Алексей Клешко. — Проверено опытом: стоит только району подпасть под какую-либо федеральную или краевую программу, которая оплатит строительство, например, социально значимого объекта, как последние радостно садятся на ее шею. Вместо того чтобы активнее развивать в городе социальную политику, они просто закрывают эту статью в местном бюджете — пусть край платит. Так вот, боязно, что и в данном случае местные власти понадеются на выделяемые средства и перестанут тратить свои на медицину.
Меж тем, когда дошла очередь включиться в беседу у руководителей медицинских учреждений, каждый начал гнуть свою линию. Анна Колодина, депутат Красноярского горсовета и главный врач ГДКБ № 1, например, замолвила словечко о том, что неплохо было бы не ремонтировать старое здание ее больницы, а отстроить новое. Вот и приплыли.
Автор, давай еще!
И тем не менее слова — это хорошо. А что же на деле? На два года вперед поставлена серьезная задача: деньги выделены большие, но брать их как-то боязно. За их счет необходимо резко поднять уровень медицины в крае, а в дальнейшем эта планка должна поддерживаться уже самостоятельно каждым районом. Как это будет осуществляться на практике, пока непонятно. Более того, ближе к концу встречи сам Клешко обмолвился о том, что даже федеральные власти пока с трудом представляют, каким образом будет осуществляться программа модернизации.
— У них нет четкого виденья практической модели реформирования, — сказал он. — Они готовы обсуждать, пробовать, экспериментировать на примере какого-то региона, но не более того. Так что хотелось бы вернуться к обсуждению краевой программы тогда, когда у авторов этого проекта родится хоть какое-то представление о нем.
Итог встречи — поговорили, возмутились, конкретных решений не приняли. Хотя, подводя черту под заседанием, собравшиеся решили, что с основными направлениями работы министерства здравоохранения они согласны. Окончательную концепцию программы модернизации Янин должен представить на заседании общественного совета в сентябре. А пока Алексей Клешко предложил разработать две анкеты, по которым провести опрос по всему Красноярскому краю. В одной из них он рекомендовал выяснить ожидания населения от реформирования, в другой — членов медицинского сообщества. Может быть, хотя бы эти «бюллетени» дадут какое-то представление о том, как модернизировать регион, в котором каждый тянет одеяло на себя.
Семен Котов, «Вечерний Красноярск» № 28 (269)