Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Черно-белые путешествия дилетанта

Черно-белые путешествия дилетанта

21.07.2010
1

В красноярской «Арт-галерее Романовых» открылась выставка графики с выразительным названием «Емкость никчемных концептуальностей». Как иронично охарактеризовал ее сам автор, молодой питерский художник Иван Без, «не ищите в представленных работах какого-либо осмысленного содержания, они самодостаточны в своей никчемности и видимой концептуальности».

Сознательный непрофессионализм

Иван Без...С виду — типичный «ботаник»: субтильный, худощавый, в интеллигентных очочках. О своем творчестве говорит подчеркнуто небрежно, слегка рисуясь непрофессионализмом в искусстве:

— Я дилетант в этой области, у меня нет художественного образования. И я не зарабатываю своими художествами. Просто так получилось, что занимаюсь этим уже значительную часть своей жизни.

Правда, тут же добавляет, что к изобразительному искусству его тянуло всегда. Когда-то родители даже пытались отдать учиться в художественную школу, но надолго Иван там не задержался («В детстве рисовать горшки — последнее дело!»). И позже, когда он уже учился в аспирантуре Ивановского государственного университета, попытался параллельно заниматься в местном художественном училище. Но вскоре ему и там стало тоскливо...

С тех пор он больше не предпринимал попыток получить официальное художественное образование. Вместо этого предпочитает двигаться и развиваться путем собственных проб и ошибок. Однако это нисколько не мешает художнику выставлять свои работы в многочисленных персональных и групповых выставках, включая Международную биеннале графики в Петербурге.

Псевдоним неслучаен

Настоящее имя художника — Иван Аладышкин. Но это для другой жизни, в которой он профессиональный историк, доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

— Правда, тяга к дилетантизму и здесь сыграла свою роль, — смеется Иван. — Поэтому я занимаюсь не историей как таковой, а историей философии. Основная область моих научных исследований — история российского индивидуализма. И даже не индивидуализма, а скорее эгоцентризма. В последнее время специализируюсь на изучении работ немецкого философа Макса Штирнера.

Его творческий псевдоним Иван Без родился на одной из первых выставок, и вроде бы случайно — из-за технологического сбоя в пресс-релизе куда-то исчезла часть информации. В итоге в тексте прошло «Иван без художественного образования». Псевдоним прижился и невольно наталкивает еще на одну ассоциацию — с булгаковским Иваном Бездомным. Тем более что миры самого художника тоже весьма фантасмагоричны — причудливая смесь геометрически лаконичных абстракций с реализмом.

Он сознательно не рисует цветы и животных, пейзажи. Принципиально не рисует с натуры — а зачем? — недоумевает художник.

— Видимо, и в этом сказывается отсутствие профессионального образования. У меня всегда хорошо работала фантазия, поэтому я не вижу необходимости куда-то выходить в поисках тем и сюжетов, все беру из головы. И при всей видимой абстрактности моих работ считаю, что все предметно, чистой беспредметности не существует — как правило, в ней тоже все подчинено какой-то определенной цели.

Петербуржец по духу

Смотришь на его работы — и, даже не зная биографии автора, уверенно определяешь его географическую сопричастность: питерский художник. И в четкости графических линий, и в явном предпочтении монохромности — за всем этим чувствуется Петербург. Иван от такого родства не открещивается.

— Формально мой родной город — Иваново, я там родился. Но любить этот производственный городок невозможно — он насквозь стандартен, как хрущевка. Иваново в пяти часах езды от Москвы, и у меня была возможность переехать туда. Но цены на жилье там просто неподъемные, да и вообще ненавижу столичную сутолоку и беготню, я по натуре человек замкнутый и домашний. Мне часто приходится бывать в Москве по делам, и перед каждой поездкой туда приходится настраиваться, собираться с духом. А в Питер я сразу влюбился, как только побывал там еще студентом. Этот город мне по-настоящему близок по духу. Рисовать его можно бесконечно — причем не срисовывать, не копировать, а воспроизводить те образы, которые он рождает. Питер как-то будоражит фантазию...

Часть работ Ивана, которые представлены сейчас в Красноярске, нарисованы гелевой ручкой. На первый взгляд их технология кажется весьма трудоемкой. Но сам художник с таким определением не согласен — для него это если и труд, то весьма приятный. Куда приятнее, смеется Иван, чем преподавательская деятельность. Но что поделать, искусством на жизнь не заработаешь. А преподавание — хоть небольшой, но стабильный доход. К тому же заниматься научно-исследовательской деятельностью в России, не будучи прикрепленным к какому-нибудь вузу, очень трудно. Кто будет оплачивать все публикации, издание монографий?..

Занятия искусством при таких реалиях — любимая отдушина. Чисто технически времени на один рисунок гелевой ручкой уходит немного — если плотно поработать, то дня два, не больше. Благо рука набита.

— Иван, а почему пользуетесь только черной ручкой?

— Вы видели цвета у гелевой ручки? Ядовитые — это о них еще мягко сказано. И вообще посоветовал бы таким же молодым художникам, как я сам — а выставляюсь я с 2007 года, — поменьше работать с цветом, начинать в черно-белой технике, потому что она придает строгость. Монохромный вариант, на мой взгляд, глаз радует больше, в нем цвета уравновешены, я не люблю аляповатость. И среди колористов мне нравятся те, у кого цвета выверены, гармоничны, в красках нет ничего кричащего. Кстати, вы сами заметили, что Питер по цветовой гамме тоже монохромный. В нем превалирует серый, которому подчинены все остальные цвета. Например, грязно-желтый, под охру. И если даже встретить в городской цветовой гамме зеленый цвет, в нем все равно заметен какой-то сероватый оттенок.

Уход от стандартов

Начало выставочной деятельности Ивана Без тоже связано с Петербургом. Хотя его первые работы заметили еще в Иванове — кто-то из знакомых порекомендовал молодого самодеятельного автора заезжим питерским экспертам. Там же при их содействии прошли его первые выставки. И пошло-поехало. Хотя по переезде в Питер художник не спешил себя продвигать. Может, потому, говорит Иван, что по натуре он не идеалист, а практик. С полгода ушло на обеспечение тылов — пока приехал, нашел жилье, устроился на работу, прирос. А потом отправился в поход по галереям и вскоре познакомился с известным графиком Олегом Яхниным. Мастер обратил внимание на самобытного дилетанта. С тех пор Яхнин неизменно включает его в свои выставочные проекты, хотя Без и не является его учеником.

Зато знакомство с Яхниным и его ученицей Анастасией Зыкиной (сейчас она учится в Красноярске, в филиале Российской академии художеств) подтолкнуло Ивана к занятиям печатной графикой. Кстати, недавно Зыкина также выставлялась в «Арт-галерее Романовых», и именно благодаря ее рекомендации работы Ивана Без попали в Красноярск. Есть среди них и несколько офортов и литографий, которыми художник увлекся в последний год. Правда, подход к этой технике у него тоже далек от академического — опять же в силу дилетантизма.

— Если присмотритесь, заметите, что мои литографии схожи — у них общий фон. А сверху какие-то отдельные элементы дорисованы гелевой ручкой или акриловыми красками. Это моя собственная манера, иначе мне просто скучно. Студентам-художникам прививают ощущение ценности самого тиража. Но я человек со стороны, и мне на эту ценность плевать. Минимальный тираж — 15 печатных листов, но зачем мне складировать у себя одинаковые оттиски и ломать голову, как бы их продать? Гораздо интереснее с каждым из них поработать, что-то дофантазировать. Причем возможностей масса — можно напечатать на разной бумаге и поиграть с фактурами, использовать какие-то аппликации. А для меня это также, что немаловажно, экономия времени, которого всегда не хватает.

«Емкость никчемных концептуальностей» можно увидеть в Красноярске до начала августа. Потом выставка будет представлена в Петербурге, после чего художник намерен распрощаться с этой серией работ.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск» № 28 (269)

Рекомендуем почитать