О провале пенсионной реформы в последнее время говорят многие. И немудрено: с одной стороны, правительство грозится повысить «трудоспособный» возраст, с другой — Пенсионный фонд РФ сам признает, что не сможет выполнить обязательства перед своими клиентами. Деньги, которые мы отчисляем в фонд, уже «прокушаны» государством. В июле тема приняла новый оборот: по стране прокатились бунты работников крупных компаний, протестующих против насильственного перевода их пенсионных накоплений в состав профильных, или «карманных», фондов. В Красноярском крае взрывная ситуация зреет в Железногорске. Подробнее об этом мы побеседовали с известным адвокатом, депутатом горсовета Александром Глисковым.
Кто в фаворе?
Александр Александрович, что заставило вас включиться в борьбу за права сотрудников ФГУП «Горно-химический комбинат» и направить запрос в УФАС о законности действий руководства госкорпорации?
Расскажу немного о предыстории проблемы. Федеральным законодательством всем работающим гражданам РФ гарантировано право самостоятельно выбирать учреждение, которому они доверят свои пенсионные накопления. Однако же крупные российские предприятия, не желающие терять деньги из фонда оплаты труда, начали создавать собственные, негосударственные пенсионные фонды. Самые яркие примеры НПФ-ов: «Газфонд», «Благосостояние» при РЖД, Ханты-Мансийский НПФ, «Транснефть», «Лукойл-Гарант» и т. д. Руководство предприятий «настоятельно рекомендует» своим сотрудникам пользоваться услугами этих фирм, а подчас и просто переводит все сбережения подчиненных без их ведома в собственные «карманные» фонды.
Не стала исключением и корпорация «Росатом», в состав которой входит «Горно-химический комбинат» Железногорска. Здесь в фаворе оказался НПФ «Атомгарант», куда попытались перевести все пенсионные накопления работников. Очевидно, что выбрана контора была не по ее выдающимся качествам доходности и надежности, а потому, что это выгодно «Росатому»: таким способом предприятие получило возможность вернуть себе часть фонда оплаты труда. В масштабах страны это — огромные деньги! На мой взгляд, подобные действия работодателей должны получать оценку со стороны антимонопольных органов. К тому же совершенно непонятно, как будет работать такой НПФ, какие результаты покажет.
А есть основания сомневаться в его надежности?
«Атомгарант» — это не что иное, как скандально известный «Энергоатомгарант», который в 2007 году передал ведение пенсионных счетов частному ООО. Эта фирма с сомнительной репутацией уже тогда позиционировала себя как пенсионный фонд только атомных станций концерна «Росэнергоатом». Свой административный ход с передачей счетов с накопленными пенсиями третьему юрлицу руководство НПФ объяснило тем, что хочет сосредоточить усилия на ведении бизнеса, не «заморачиваясь» на работе с доверенными им деньгами. Только вмешательство депутатов тогда позволило отыграть ситуацию назад и обеспечить сохранность средств. И что же теперь? Фонд оперативно сменил название и вновь пытается заполучить клиентов!
Попробуй откажи
Вы говорите, что нарушается и Трудовой кодекс...
Категорически утверждать не могу, нужно этот факт тщательно проверять. Судя по имеющейся информации, работникам настоятельно «рекомендуют» переводить деньги в выбранный «свыше» НПФ! Не так легко отказать работодателю в закрытом городе, на градообразующем предприятии, так ведь? Процедура перевода денег из одного учреждения в другое занимает немало времени — до полугода. И пока пенсия «в пути», проценты на накопления не начисляются, а это прямой материальный урон пенсионеру.
Что, на ваш взгляд, можно изменить в ситуации?
Поиском выхода сейчас заняты компетентные органы. Надеюсь, решение будет найдено в кратчайшие сроки. Возможно, действие приказа о выборе НПФ будет приостановлено на бестендерной основе. А может быть, появится прецедент, который найдет отражение в пенсионном законодательстве, которое, к сожалению, остается таким же несовершенным и продолжает давать поводы для новых скандалов и разбирательств.
Ситуация обостряется из-за того, что сами работники предприятий мало уделяют внимания операциям с собственными накоплениями. В стране свыше 84% так называемых «молчунов», граждан, которые никак не выразили свою заинтересованность, где и у кого хранятся их сбережения на старость. На этом фоне и происходят, с молчаливого согласия таких людей, различные махинации с деньгами. Благо в Железногорске «по-тихому» сомнительную операцию провернуть не удалось. Работники предприятия вовремя привлекли внимание общественности.
Анна Киреева, «Вечерний Красноярск» № 30 (271)