Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Точка для народа

Точка для народа

04.08.2010
8

Идея народного магазина инвестиций не получила развития

Магазины готовых инвестиционных решений под названием «ПИФточка» просуществовали около года. Точнее, даже меньше: деятельность «ПИФточек» в Нижнем Новгороде и Мурманске была приостановлена в начале лета 2008 года — спустя 10 месяцев после запуска проекта. Красноярский супермаркет продержался немногим дольше. И вопреки прогнозам свою работу не возобновил.

Пиф-точка в МурманскеИдея была красивая. По словам бывшего заместителя генерального директора компании SM.art Сергея Дубинцова, инвесторы разрабатывали проект долго. Это и понятно: основные акционеры холдинга SM.group, в который входит компания, братья Олег и Вадим Кирилловы и Юрий Коропачинский, замахивались сразу на создание федеральной сети. В начале сентября 2007 года компания объявила о запуске проекта одновременно в трех городах — Красноярске, Нижнем Новгороде и Мурманске. В планах 2008 года было открытие «ПИФточек» в Казани, Томске, Новосибирске, Норильске и Краснодаре.

— Идея состояла в том, чтобы инвестиционный продукт сделать максимально понятным и доступным широким слоям населения, — вспоминает Сергей Дубинцов. — В то время объем частных инвестиций ежемесячно рос кратно. Люди активно вкладывались в фондовый рынок. Но в основном это были знающие люди, а наш проект изначально ориентировался на самые широкие слои населения, не искушенные в биржевой игре. «Мы хотим показать людям, что инвестирование доступно не только богатым. Стать инвестором может любой, кто хочет не просто сохранить от инфляции сбережения, но и приумножить их», — пояснял тогда председатель совета директоров группы компаний SM.art Андрей Иванов.

Управляющие компании, другие институты фондового рынка к затее красноярских инвесторов отнеслись с интересом. Уже на старте в сентябре потенциальным инвесторам были предложены паи 34 ПИФов от шести управляющих компаний. Позже продуктовая линейка расширилась, в ней появились пенсионные программы, облигации фондов банковского управления (ФБУ), кроме того, магазины торговали точками доступа на биржу.

— Большие сложности были с продвижением проекта, — вспоминает Сергей Дубинцов, который как раз продвижением и занимался. — Закон запрещал игрокам фондового рынка даже произносить слово «доходность». Выходом стали обучающие семинары для клиентов и журналистов.

Несмотря на то что проект был достаточно дорогостоящим (как писал в 2008 году «ВК», открытие одной «ПИФточки» обходилось инвесторам примерно в 4-5 млн рублей), авторы проекта намеревались «отбить» вложения через два-три года. Для этого, по подсчетам «ВК», каждый магазин должен был продавать ежедневно паев и других продуктов на 600-650 тысяч рублей. Возможно, это и получилось бы. Однако чувствительный фондовый рынок одним из первых уловил надвигавшуюся волну кризиса. Объемы продаж паевых фондов резко упали. По данным Investfunds.ru, за пять месяцев 2008 года пайщики вывели из открытых фондов около 9 млрд руб. В SM.art решили заморозить проект до лучших времен. Сначала торговлю приостановили магазины в Мурманске и Нижнем Новгороде, позже «ПИФточка» закрылась и в Красноярске. Приостановка оказалась полной остановкой. Несмотря на то что сегодня фондовый рынок поднимается, вряд ли совладельцы SM.group отважатся на повторный риск.

Михаил Бауэр, «Вечерний Красноярск» № 30 (271)

Рекомендуем почитать