Повышение акцизов на бензин больно ударит по малому и среднему бизнесу
Минфин придумал новый способ воссоздать федеральный дорожный фонд в России. На этот раз бремя оплаты дорожных работ ляжет на плечи простых автовладельцев. Идею введения дополнительного акциза на бензин для привлечения средств на реконструкцию дорог впервые озвучил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на минувшей неделе. Инициатива правительства вызвала большие споры и сомнения.
Лошадиные силы
В последний рабочий день перед летними каникулами в Госдуме прошло заседание профильного комитета, где обсуждался новый законопроект. Акциз на топливо предполагается увеличивать ежегодно на один рубль в течение трех лет начиная с 2011 года. В Минфине и Минтрансе полагают, что эти сборы помогут привлечь дополнительные средства на строительство и ремонт дорог. Инициативу одобрил и поддержал президент Дмитрий Медведев. Особенно порадовал его тот факт, что регионам дано право полностью обнулять налог для владельцев авто мощностью менее 150 лошадиных сил. В целом же транспортный налог отменен не будет — регионы, для которых он превратился в значимый источник пополнения местных бюджетов, сумели защитить свои интересы. Все эти меры не должны отразиться на росте инфляции, уверен Кудрин. Из-за увеличения налоговой нагрузки планируется в два раза снизить базовые ставки транспортного налога.
Однако оптимизма властей не разделяют автомобилисты. Повышение акцизов на бензин обойдется гражданам в ближайшие три года в более чем 80, 170 и 270 млрд руб. соответственно. Однако даже такое увеличение налогов не поможет правительству залатать бюджетную дыру, которая сохранится по крайней мере до 2015 года, пишет «Независимая газета». По словам Кудрина, для решения этой бюджетной задачи «нужно пройти путь как повышения налогов, так и снижения расходов». Минфин прогнозирует, что перейти к бездефицитному бюджету правительство сможет не ранее 2015 года.
Снижение лишь базовых ставок транспортного налога очень уж смахивает на «утешительный приз» за повышение цены на топливо и никак реально не облегчит положение автовладельцев.
По соседству с Африкой
Глава Минтранса Игорь Левитин уточнил, что не повышенным акцизом единым будут живы дорожные фонды. Для удовлетворения потребностей дорожной отрасли в бюджете на среднесрочную перспективу зарезервируют около 250 млрд руб. Кроме того, планируется ввести сборы с грузовиков массой более 12 тонн, с иностранных автоперевозчиков и за перевозку тяжеловесных и негабаритных грузов. Дорожные фонды повысят интерес частных инвесторов к проектам строительства дорог. Общими усилиями, уверен министр, реально будет к 2015 году привести в нормативное состояние 45 тыс. км (85%) федеральных автодорог.
Однако повышение акцизов может очень больно ударить и по малому и среднему бизнесу, пишет «Российская газета». Если ценообразование в топливном секторе будет идти бесконтрольно, то можно ожидать роста розничной цены бензина на
С другой стороны, создание федерального и региональных дорожных фондов необходимо стране как воздух. По состоянию дорожной сети Россия сегодня находится на
Комментарии
Наталия Фирюлина, депутат Красноярского городского Совета:
— Законопроект позволит включить в стоимость бензина транспортный налог. И это вполне нормальный экономический механизм, который распространен во всем мире. Если дедушка ездит на дачу не чаще чем один раз за сезон, почему он должен ежегодно платить государству за автомобиль, которым почти не пользуется? Зато таким образом будет убрано большое количество льготников, чьи субсидии давно уже неактуальны. Люди, которые постоянно пользуются автомобилем, покупают бензин не для того, чтобы им любоваться. Они же на нем ездят, а значит, должны платить — за пользу, которую получают от топлива. И ездят они где? По дорогам, а значит, обязаны нести ответственность и за их сохранность. Отсюда и инициатива создать за счет налога на бензин дорожный фонд. А ремонт и строительство дорог для города и страны сейчас очень актуальная тема. Так что с точки зрения экономической целесообразности проект очень грамотный и своевременный.
Иван Смолин, председатель Красноярского регионального общественного движения автовладельцев:
— Мне кажется, власти, как всегда, пытаются все поставить с ног на голову. По нашим расчетам, которые мы в том числе представляли в правительство, чтобы полностью отменить весь транспортный налог, достаточно было добавить к цене топлива 60 копеек. Еще один момент: когда говорят, что акциз поднимется на рубль, а значит, и цена бензина поднимется на рубль, нам бессовестно лгут. Не стоит забывать о существовании так называемых косвенных налогов, в том числе НДС, который на каждый рубль автоматически накидывает еще 18 копеек. Умножаем на три и получаем уже 3 рубля 54 копейки. Сегодня накрутка от налогов на бензин составляет примерно 65%. После оговоренного повышения к цене топлива добавится еще 5%. Это очень большие деньги. И эта нагрузка не только ляжет на плечи всех российских автомобилистов, но и приведет к еще большему разгону инфляции, отразится на цене всех товаров, которые перевозятся автотранспортом. И я не верю, что этот проект (во всяком случае, тот, который я видел) будет эффективен. Только на создание самой структуры фонда чиновники уже запланировали порядка 15-20% от всех полученных средств: это новые помещения, новые здания, новые заработные платы. Создается впечатление, что это не более чем еще один способ для увеличения чиновничьего аппарата.
Алексей Кокухин, заместитель генерального директора по нефтепродуктам «Сангилен плюс»:
— Сейчас пока я вижу только обсуждения и разговоры, никакой конкретики в отношении нового закона нет. Формирование дорожного фонда — безусловный плюс для страны. Нам очень нужны деньги, которые бы целевым образом тратились на строительство и ремонт нашей главной беды — дорог. С другой стороны, цена топлива повысится. Насколько — вопрос трудный, и в цифрах никто пока вам на него не ответит. Отмена транспортного налога для машин мощностью до 150 лошадиных сил — это, конечно, хорошо. Но пусть это и не копейки, но и не самые большие суммы. Не получилось бы так, что, не доплатив пять тысяч в год транспортного налога, автомобилист в итоге потратит все десять на бензин... Опять же окончательную ставку транспортного налога будут определять регионы, а федеральные власти будут формировать только стартовые цифры. Каким образом местные чиновники поведут себя, пока тоже непонятно, поживем — увидим. В любом случае, я думаю, все довольными не останутся. Мы опять пошли каким-то своим путем реформации, хотя во всем мире давно уже разработаны схемы налогообложения в сфере транспорта.
Мамзэл Рафаелян, директор ООО «Гарант Сибирь Строй»:
— Мы, как организация, не первый год занимающаяся ремонтом дорог в Красноярске, пока еще воспринимаем этот закон как некую «темную лошадку». Цена бензина поднимется, а что дальше? Как скоро начнут поступать новые средства в городскую казну, непонятно. Могу сказать одно: контроль за строительно-ремонтной деятельностью усиливается, в этом году работы на улицах Красноярска ведутся активнее и качественнее. Деньги поступают с меньшими задержками, и это дает повод для оптимизма. Думаю, что бы ни предприняло государство, нам это пойдет на пользу.
Иван Стропилов, «Вечерний Красноярск» № 30 (271)