Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Слияние сливок

Слияние сливок

27.08.2010
1

Лидеры молочной отрасли объединились

Российская «Юнимилк» и французская Danone объявили о создании объединенной компании. По прогнозам, новый производитель займет более 20 процентов российского рынка. Сделка состоится при условии, что ее одобрят регуляторы обеих стран.

В обстановке строгой секретности

На территории России Danone и Юнимилк теперь не разлей молокоСоглашение о слиянии двух лидеров молочного рынка было подписано в Санкт-Петербурге 18 июня. Подписанты — генеральный директор «Юнимилк» Андрей Бесхмельницкий и президент Danone Франк Рибу. За церемонией присматривал вице-премьер российского правительства Виктор Зубков, что придало ей особый вес. Вот как описала это событие в своем блоге на новосибирском инвестиционном портале директор по связям с общественностью компании «Юнимилк» в СФО Татьяна Ткаченко:

«18 июня сотрудники одного молочного завода в Новосибирске ушли на обед из одной компании, а вернулись в другую. Завод этот расположен в самом центре Новосибирска на улице Октябрьской и принадлежит компании „Юнимилк“. И будет принадлежать всего несколько месяцев. Потому что, пока коллеги тихо обедали, в Санкт-Петербурге на международном экономическом форуме в присутствии вице-премьера Виктора Зубкова генеральный директор „Юнимилк“ Андрей Бесхмельницкий и президент Danone Франк Рибу подписали соглашение об объединении компаний. „Юнимилк“ вошел в новую структуру всеми своими активами, Danone — всем, что у него есть на территории СНГ, за исключением детского питания. Надо сказать, что подготовка сделки была проведена с такой степенью секретности, которой позавидовали бы национальные разведки. В настоящее время сделка проходит согласование регулирующими органами всех затронутых стран и только после него будет окончательно оформлена».

Как пишет далее Татьяна Ткаченко, на большинство сотрудников «Юнимилк» новость свалилась внезапно. И не только на них. Для аналитиков рынка событие тоже стало в достаточной степени сюрпризом. Интрига двойная: во-первых, по рынку давно циркулировали слухи о возможном поглощении французами вовсе не «Юнимилк», а ее главного конкурента — компании «Вимм-Билль-Данн» (ВБД), во-вторых — для этого были все предпосылки, поскольку Danone уже владеет почти 20 процентами ВБД. Объявление о слиянии с конкурентом вызвало немедленную реакцию руководства ВБД. Председатель совета директоров и совладелец компании Сергей Пластинин (ему принадлежит более пяти процентов ВБД) заявил о желании выкупить у французов принадлежащую им долю. Однако пока это желание можно рассматривать как частную инициативу: все будет зависеть от намерений остальных акционеров ВБД. И, конечно, от предложенных условий — Danone вроде бы тоже готова расстаться с пакетом акций ВБД. Пока озвучены только намерения и готовность к совершению сделки, но условия ее неизвестны.

Цена вопроса

Слияние двух компаний захватывает не только территорию России, но и все территории присутствия Danone в СНГ. Кроме России это Казахстан, Украина и Беларусь. Предполагается, что новая компания только в России займет 21 процент рынка молочной продукции.

— Синергетический эффект от сделки (дополнительный объем продаж и рынка за пределами сложения объемов обоих компаний, который возникнет от объединения ресурсов, эффективности управления и т. д.) оценивается в 10 процентов от объема продаж в течение трех лет, — говорит Татьяна Ткаченко.

Ежегодный оборот новой компании в России составит примерно полтора миллиарда евро, количество сотрудников превысит 18 тысяч человек. Основная доля — 57,5 процента — в объединенной компании будет принадлежать французам. Остальные 42,5 процента достанутся российским акционерам. В этой части условия сделки выглядят несколько странно: сегодня у Danone в России только два перерабатывающих завода, тогда как «Юнимилк» принадлежит 34 предприятия. Однако в российской компании поясняют: французы и не делают ставки на производство — они большие мастера в продвижении и cбыте продукции. Кроме того, Danone специализируется на производстве продукции премиум-класса, тогда как «Юнимилк» заслуженно завоевала репутацию мастера в производстве базовых позиций.

Совет директоров новой компании — предположительно она будет называться «Данон-Юнимилк» — возглавит нынешний генеральный директор «Юнимилк» Андрей Бесхмельницкий.

— Danone работает в основном через дистрибьюторов и развивает не производство, а эффективные продажи, — поясняет Ткаченко. — Несмотря на то что мы работаем в одной и той же молочной отрасли, мы имеем очень разный опыт: Danone — это общемировые стандарты, 100-летняя история, мы — мобильность, адресность, агрессивность в освоении рынков и оперативность в реагировании на быстро меняющуюся ситуацию. Мы даже продавать умеем разные продукты: французы — десерты и премиум-группу, мы — базовый ассортимент. Уверена, что мы хорошо дополним друг друга.

По оценкам экспертов, объединение французской и российской компаний не сможет пошатнуть равновесие на рынке молочной продукции. Сегодня безусловный лидер сегмента — компания ВБД, ей, по разным оценкам, принадлежит от 29 до 33 процентов отечественного рынка. ВБД наверняка предпримет какие-то шаги в ответ на укрепление позиций основного конкурента. Хотя пока в пресс-службе компании это отрицают.

— Ну, увеличит свою долю на рынке «Юнимилк» — физически-то рынок не изменится от этого, — говорит пресс-секретарь ВБД Антон Калтыгин. — Мне пока ничего не известно о каких-то возможных ответных шагах. Вряд ли в них есть необходимость.

Что нам за это будет?

В Красноярском крае присутствуют обе компании, лидирующие на российском рынке молочной переработки: «Юнимилк» и ВБД. Первой принадлежит перерабатывающий завод «Милко» в Красноярске, второй — ОАО «Назаровское молоко». Относительно долей регионального рынка обе компании сохраняют тайну.

На вопрос — какую долю красноярского рынка занимает «Юнимилк»? — Татьяна Ткаченко ответила так:

— Значительную, но недостаточную, чтобы иметь монопольное положение. Правами на точную информацию обладает маркетинговое агентство в рамках закрытых исследований.

Как пояснила директор по связям с общественностью «Юнимилк», планы по дальнейшему освоению красноярского рынка никак не связаны с объединением с французами и уже осуществляются.

— Мы расширяем местное производство, модернизируя «Милко», — говорит Ткаченко. — В этом году запустили новые продукты — молоко и кисломолочную продукцию в ПЭТ-бутылке «Простоквашино» и «Биобаланс», пастеризованное молоко и кефир «Для всей семьи» в мягких упаковках. Как федеральная компания выводим на рынок новые продукты, в том числе десертную группу, йогурты, молочные напитки в сегменте «премиум».

По словам Татьяны Ткаченко, Danone видит одним из стратегических преимуществ наличие у «Юнимилк» заводов в Сибири, в частности — красноярского «Милко». В СФО объединенная компания планирует занять долю не менее 20 процентов рынка.

Логично предположить, что слияние двух разноформатных активов пополнит продуктовую линейку.

— Надеемся, что новые продукты будут появляться, — осторожно говорят в «Юнимилк». — Планируется сохранить линейки брендов и продуктов обеих компаний, поскольку они взаимодополняют, а не «каннибалят» друг друга. У Danone — фокус на продукты преимущественно премиум-класса, «Юнимилк» сильна в социальном и среднем сегменте.

Пока регуляторы двух стран не сказали своего последнего слова, в «Юнимилк» ничего определенного не могут сказать о планах дальнейшего освоения региона. То есть развитие предполагается, но какое именно — пока неясно.

— Планы еще не прорабатывались, — говорит Татьяна Ткаченко. — Обсуждается строительство нового завода в Новосибирске. В Красноярске в 2009-2010 годах прошла модернизация, поставлено новое оборудование, пока дальнейшие планы не обсуждались.

В ВБД, как сказано, объединение конкурентов комментируют сдержанно, но за ситуацией следят.

Справка «ВК»

Компания «Юнимилк»

Второй по размерам бизнеса производитель молочной продукции и детского питания в России. Основанная в 2002 году, компания объединяет 28 производственных предприятий в России, Украине и Беларуси. В компании работает 14 000 человек. Продукция реализуется в России, Украине, Беларуси и Казахстане. «Юнимилк» владеет ведущей торговой маркой на рынке молочных продуктов СНГ — «Простоквашино», а также сильным портфелем брендов во всех сегментах рынка. В 2009 году объем продаж составил около 1 млрд евро.

Компания Danone

Один из самых успешных производителей продуктов здорового питания в мире. Подразделения компании, в которых работает около 80 000 сотрудников, расположены в 120 странах на пяти континентах. Danone владеет 160 производственными центрами. В 2009 году продажи компании достигли рекордного уровня — 15 млрд евро. Danone занимает ведущие позиции в четырех областях производства продуктов здорового питания: свежие кисломолочные продукты, вода, детское и медицинское питание.

Компания «Вимм-Билль-Данн»

Лидер рынка молочных продуктов и детского питания в России и один из ведущих игроков рынка безалкогольных напитков в России и странах СНГ. 35 перерабатывающих заводов в России, на Украине и в Центральной Азии, более 18 тыс. человек. Наиболее узнаваемые бренды: «Домик в деревне», «Чудо», «Веселый молочник», Bio-Max, Imunele, «Ламбер», J7, «Любимый сад», «Чудо-ягода», «Ессентуки», «Агуша».

Василий Казарин, «Вечерний Красноярск» № 33 (274)

Рекомендуем почитать