В девятый раз на Канск обрушилась капитальная культурная бомбардировка — с 22 по 28 августа по городу промчался, пролетел, проплясал, прозвенел IX Международный Канский видеофестиваль. За эту неделю Канск своими глазами видел такое, чего, полагаю, не мог и представить, — колокольню из дров и танго с трактором, японских барабанщиков и себя глазами приезжего и многое, многое другое, впечатлений от чего хватит, пожалуй, на весь следующий год.
Между небом и границами воображения
Девятый Канский видеофестиваль — во многих смыслах переходный; как полушутя говорили сами организаторы, на полпути между бесконечностью (то есть восьмеркой) и юбилеем (грядущей в следующем году десяткой). То есть вот-вот Канский видеофестиваль прямо на наших глазах станет совсем большой; десять лет — для фестиваля срок более чем серьезный. Такому статусу необходимо соответствовать — и в этом году предприняли серию, пожалуй, наиболее решительных шагов в этом направлении.
Раньше фестиваль действительно расширял свои границы поступательно, шажок за шажком. Раз — появились вечерние кинопоказы от «Другого кино». Два — возникла концепция первого в мире города-музея публичного искусства под открытым небом, и вот уже зашелестела листвой Канская пальмовая аллея, согнулся в вечном сосредоточенном творческом порыве Неизвестный художник на площади. В этом же году фестиваль стремительно расширился как будто во все стороны разом. Культурная программа резко стала насыщеннее — помимо уже привычных конкурсных и специальных показов, в Канске стали открываться выставки, проходить уличные перформансы, появляться инсталляции.
Сделай мне перформанс
Московский фотохудожник Александр Подосинов представил свою выставку «Канск. Август» — серию фотографий Канска и его жителей, сделанную в прошлом году на фестивале. После Канска, кстати, чистые, живые и добрые фотографии Александра поедут в ноябре в Лион, на масштабное культурное мероприятие «Неизвестная Сибирь», устраиваемое Фондом Михаила Прохорова в рамках Дней культуры России во Франции, и наоборот. Известный в Красноярске художник Василий Слонов отвез в Канск свою замечательную инсталляцию «Звездочет» — ее открытие даже сопровождалось спонтанным музыкальным перформансом, на котором музыканты из разных городов сошлись в импровизированном свободном джеме, ритм которому задавал сам Слонов с помощью здоровенной доски и топора.
Словечко «перформанс» вообще очень часто звучало в Канске в этом году — отчасти потому, что одним из важнейших дополнений стало участие в фестивале Андрея Кислицина, клоуна, мима, танцора, акробата, человека-перформанса. Его зажигательные, феерические, выходящие за рамки привычных представлений о театральных и эстрадных жанрах выступления стали своеобразным мостиком между фестивалем и самыми обычными зрителями, проходившими мимо. Разбрасывание роз по залу городского Дворца культуры во время церемонии открытия фестиваля, пляски в огромной луже краски, нежное танго с трактором, украшенным сверху трогательным красным бантиком... Экспрессивные, яркие, невозможно смешные и проникновенные номера Андрея были понятны зрителю с абсолютно любым уровнем культурной подготовки. Особенно прониклись его творчеством девушки — они в буквальном смысле слова пищали от восторга.
Вширь и ввысь
Но стоп — едва ли не самое интересное из того, что стряслось с фестивалем в этом году, состояло в том, что он стал активно расширять не только культурные рамки. Стараниями красноярских партнеров фестиваля, творческого объединения «Фургон», территория фестиваля выросла вширь как во временном, так и в географическом смысле. В этом году в ее границы попал не только традиционный августовский Канск, но и Красноярск с июля по август, где проходила серия киномузыкальных мероприятий под общим названием «Бобина». На этих мероприятиях красноярские музыкальные и танцевальные коллективы проникались свойственным фестивалю духом смелого эксперимента и старались работать на стыке собственного творчества и бессмертной киноклассики 20-х и 40-х годов.
Эта же идея синтеза музыки и картинки лежала в основе другого нововведения Канского видеофестиваля — Международной киномузыкальной ночи. В рамках этого грандиозного восьмичасового марафона коллективы и исполнители из Москвы и Красноярска, Испании и Японии обрушили на слушателей волны радостного и прекрасного шума всех мастей. Сдержанный академический авант-рок красноярцев «Пикапика ТеАрт» и гулкий барабанный перформанс Николая Льговского, атмосферная электроника Fuzzwords и умиротворяющий эмбиент испанца Альфонсо Помеды, рокочущий импровизированный нойз-рок дуэта Алексея Борисова и Ольги Носовой и необузданная, фонтанирующая энергия бешеного осколочного авант-джаза хедлайнеров ночи, японского дуэта Sax Ruins, — все это оставило в головах и сердцах слушателей неизгладимый след. Музыкального мероприятия такого масштаба на Канском видеофестивале не было еще никогда — после этого первого раза хочется, чтобы так было всегда.
Также в этом году был сделан первый шаг по превращению Канского видеофестиваля из чисто культурного еще и в образовательный проект. В дни фестиваля впервые работала видеолаборатория — открытый для всех желающих курс обзорных лекций на самые разные связанные с кино, видео и современным искусством темы. В числе выступавших были почетный президент фестиваля Андрей Сильвестров и продюсер новостей телеканала «Россия» Николай Ениколопов, видеохудожник из Таиланда Танатчай Бандасак и московский музыкант и художник Герман Виноградов, музыкант Николай Льговский и виджей Алекс Рофф. Каждый день послушать лекторов собиралось около 70 человек — и не исключено, что в следующем году этот проект развернется в полноценную киношколу, которая сможет представить свои первые работы как раз к видеофестивалю. Такая идея есть; будет здорово, если она сумеет воплотиться.
А где же видео?
Так, стойте — тут, кажется, пора немного перевести дух и осмотреться. Видите, какая картина у нас складывается? Одного только подробного перечисления случившихся в Канске событий и мероприятий хватает, чтобы занять все-все имеющееся на полосе место. А ведь это мы еще не успели коснуться ни конкурсной программы (победил испанец Жерар Фрайхас Рибера с замечательным фильмом «Однородники»). Ни специальных показов (программа красноярского видео, программа польского видео, программа испанского видео, классические фильмы Федерико Феллини каждый вечер). Ни приглашенных членов жюри (председательствовала Анастасия Олеговна Ефремова, в состав входили гости из Таиланда, Польши, Испании и Литвы, а также документалист Виталий Манский, художники Владислав Ефимов и Герман Виноградов и т. д. и т. п.). Ни о том, что в этом году фестиваль со стороны края стало поддерживать не только министерство культуры, но и министерство спорта, туризма и молодежной политики — с четким намерением сделать Канск одним из ключевых пунктов культурного туризма в крае как минимум на время фестиваля.
Но вот это, пожалуй, и есть самый важный итог состоявшегося в девятый раз Международного Канского видеофестиваля. Что говорить о нем можно долго и подробно, но все равно в тот момент, когда надо будет закругляться, обязательно обнаружишь, что что-то важное, интересное или прекрасное сказать все-таки не успел. То есть Канский видеофестиваль теперь совершенно официально — большое событие во всех смыслах, с какой стороны ни посмотри; и важное, и необъятное за один присест. И не зря организаторы говорят, что никаких итогов они подводить не хотят, — потому что на самом деле все еще только начинается.
Сергей Мезенов, фото Ильи Куклинского, «Вечерний Красноярск» № 34 (275)