Сразу в двух выставочных залах краевого центра открылась экспозиция работ известного красноярского художника Степана Орлова.
В зале музея им. Сурикова на пр. Мира, 12, представлено более 80 работ мастера из музейных коллекций, написанных в разные годы. В Доме художника — произведения последних лет жизни, в основном пейзажи и портреты. По словам его вдовы и организатора выставки Аллы Орловой, экспозиция в Доме художника — более светлая и камерная: «Эти работы Степан Егорович написал в те годы, когда отошел от общественной деятельности и полностью посвятил себя творчеству». И если первая часть выставки, в суриковском музее, поражает широтой тем, интересовавших художника (а здесь и спорт, и строительство Красноярской ГЭС, и Столбы, и война), то вторая цепляет за какие-то очень глубокие личные струнки... Кажется, что ты сам близко знаешь людей, изображенных на портретах Орлова.
И при этом раскрываешь их с какой-то новой, неожиданной стороны. Как, например, Астафьева — в облике немолодого уже, убеленного сединами писателя художник уловил что-то трогательно-детское. Может, эти ассоциации нечаянно порождает смутный образ мальчишки в белой рубашке на заднем фоне картины?.. Так или иначе, но сам Астафьев считал, что это один из лучших его портретов.
Не меньшее внимание на выставке привлекает портрет Пушкина. У поэта настолько живой взгляд, что полное ощущение, будто художник работал с натуры. И ни тени пафоса и торжественности — автор писал не классика, а человека. Пожалуй, именно эта черта — умение раскрыть характер каждой личности, отразить ее душевные черты — особенно притягательна в портретах Степана Орлова. Затрудняюсь назвать в Красноярске портретиста, который мог бы с ним сейчас в этом сравниться.
На выставке также можно увидеть изображения актера Алексея Петренко и писателя Валентина Распутина, гидростроителя Андрея Бочкина и капитана Николая Копцева, многих красноярских художников (особенно впечатляет портрет Юрия Худоногова) — современников Степана Орлова. И все-таки центральное место, на мой взгляд, в этой галерее занимают портреты семьи художника. Даже не зная в лицо его жену, дочь и внуков, очень легко угадать их на полотнах Орлова, — эти работы просто пронизаны любовью. Смотришь на них — и тебе самому невольно передаются добрые чувства, с которыми художник писал близких ему людей. И хочется еще раз вглядеться в их лица и впитать эти эмоции снова и снова...
На открытии выставки также была представлена книга-альбом, посвященная жизни и творчеству Степана Орлова. Алла Орлова и ее друзья работали над ней два года. Как отметил председатель Красноярского союза художников Сергей Ануфриев, столь монументального и основательного труда, посвященного художникам Красноярска, до сих пор не издавалось.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск» № 34 (275)