Большинство телеканалов в Красноярске возникли под влиянием политических распрей
Рейтингованный круг
Согласно последним исследованиям, проведенным TNS Gallup Media в конце августа, самые высокие рейтинги среди зрительской аудитории города Красноярска были зафиксированы у телеканала «Россия-1». 17,6 % — именно столько горожан смотрели ГТРК в конце августа. На втором месте оказался НТВ (16,4 %), который лишь на две десятых процента ушел в отрыв от Первого канала. Следом идут «СТС-Прима», ТНТ и Седьмой канал. По статистике, среднесуточная доля каналов, вещающих в регионе, меняется часто, но лидирующие места почти всегда остаются за перечисленными телеканалами. Популярность этих телеканалов директор ГТРК «Красноярск» Василий Нелюбин объясняет простым принципом: люди смотрят в основном каналы, которые вещают в метровом диапазоне. Чем «меньше нумерация кнопки», тем больше аудитория.
В рекламном бизнесе действует то же правило: 90 % денег «достается» метровым телеканалам.
— Красноярский рынок телевизионной рекламы оценивается примерно в 500 млн в год, — говорит Василий Нелюбин. — Наша компания забирает чуть больше 10 % от этой суммы.
Филиал федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» вещает в регионе больше 80 лет. Учредителем ГТРК является правительство РФ, однако предприятие давно не является полностью бюджетным. Более 80 % затрат телеканал оплачивает самостоятельно за счет реализуемых рекламных возможностей.
— Нормальная компания для того, чтобы стабильно работать, должна иметь бюджет не меньше 100 млн в год, — говорит Нелюбин. — Федеральный бюджет оплачивает нам полностью услуги связи, к тому же у нас нет такой строки расходов, как арендная плата, — помещения государственные. Частично текущие расходы покрываются Москвой, остальное мы зарабатываем самостоятельно. Правда, возможности в продаже рекламы у нашего канала имеют свои ограничения: мы продаем рекламное время только в местных новостных блоках. Рекламные врезки в федеральном вещании продает другая компания.
Еще одна особенность вещания КГТРК в том, что канал практически не выпускает местных авторских программ, их специализация — новости. Основные зрители телеканала в Красноярске — люди в возрасте 40 лет и старше. По районам края аудитория несколько другая. Как показали последние социологические исследования, в крае к телеканалу высокий интерес среди всех возрастных категорий и высокая степень доверия. Вероятно, в том числе и потому, что альтернатив практически нет.
До «Звезды»
Телеканал «Енисей-регион» высокими рейтингами похвастать не может. Хотя администрация компании активно пропагандирует информацию о широкой зрительской аудитории, по сути, смотрят
Немалую роль в непопулярности «Енисей-региона» играет и сетевой партнер. Краевой телеканал начал вещание с 2001 года, в 2006 году вышел в эфир Красноярска, заключив договор с телеканалом «Звезда». Последние ориентируются на ограниченную целевую группу — мужчины
Кроме того, еще год назад у депутатов Законодательного собрания были серьезные вопросы по поводу качества местных продуктов. Все собственные программы «Енисей-региона» — заказ агентства печати и массовых коммуникаций, а их проекты утверждаются наблюдательным советом, в который входят депутаты, члены правительства края и Гражданской ассамблеи. Весной 2009 года на очередном собрании совета руководителю дирекции краевых телепрограмм (учредитель телеканала «Енисей-регион») Сергею Шакурову устроили публичную «порку» по поводу эфирной сетки канала. Чиновники были недовольны качеством программ и их содержанием.
Как сообщил начальник управления информационной политики губернатора края Сергей Попов, сейчас таких вопросов по отношению к телеканалу не возникает: телеканал выполняет свои функции достойно и на уровне. В 2010 году «Енисей-регион» получил только на изготовление и выпуск телепрограмм «ИКС» и «Край за неделю» заказ на сумму порядка 35 млн рублей из краевого бюджета. Не удивительно, что рекламные бюджеты у телеканала одни из самых скромных, поэтому госзаказ остается для него основным источником дохода.
Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 35 (276)