Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Мировое огниво

Мировое огниво

21.09.2010
2

Пожизненная гарантия и защита от ветра принесли Zippo славу во всем мире

Австрийская зажигалкаВ далеком 1932 году во времена Великой депрессии в обыкновенный деревенский клуб американского городка Бредфорд на танцы пришел некто Джордж Блэйсделл. Танцы и пустые разговоры о политике скоро надоели Джорджу, и он вышел покурить на веранду клуба, где нашел своего друга Дика Дрессера, пыхтящего в попытках снять крышку со своей старенькой и обшарпанной австрийской зажигалки.

Дик был достаточно обеспеченным человеком, и Джордж позволил себе замечание: «Почему бы тебе не купить более презентабельную зажигалку?» Дик наконец-то сдернул крышку и чиркнул колесиком. Несмотря на довольно сильный ветер, зажигалка зажглась, и Дик прикурил свою сигарету. «Потому что эта работает!» — буркнул тот в ответ. В этот момент Джорджа осенила мысль: «Зажигалка! Вот что постоянно нужно человеку независимо от его материального положения!» Таково начало истории о зажигалке, доступной каждому, — зажигалке Zippo.

Все гениальное просто

До вечера, перевернувшего жизнь Джорджа, Блэйсделл вместе с братом владел компанией, поставляющей оборудование нефтедобывающим предприятиям. Жизнь компании становилась все хуже, и идея с зажигалками, которые работают всегда, пришлась весьма кстати.

Для начала Блэйсделл получил эксклюзивную лицензию на импорт австрийских зажигалок в США и закупил небольшую партию для продажи. Однако не сумел продать ни одной: отчасти потому, что товар имел непривлекательный дизайн, отчасти из-за того, что его зажигалка ничем не отличалась от зажигалки вышеупомянутого друга Дика. Тогда Блэйсделл решил усовершенствовать «огниво». Результат кропотливой работы не заставил себя ждать: предмет был уменьшен настолько, что мог помещаться в ладони. Кроме этого, корпус зажигалки и ее крышка теперь были соединены петелькой, позволявшей открывать и запаливать зажигалку одной рукой. Помимо прочих изменений, изобретатели сделали так, что теперь бензин заливался прямо в корпус, который из простого латунного сделался хромированным.

Примерно в то же время, что и зажигалка, которая в будущем получит имя Zippo, в США была изобретена скользящая металлическая застежка. У нас она получила название «молния», а на родине — «зиппер». Блэйсделлу нравилось звучание слова «зиппер», и он решил назвать свое изобретение созвучным именем...

Zippo 1941 г.Вопреки распространенной легенде Джордж Блэйсделл не был единоличным изобретателем конструкции зажигалки с откидывающейся крышкой и внешней петлей.

Патент номер 2032695, выданный компании Zippo 3 марта 1936 года, был записан на компаньона Блэйсделла по имени Джордж Гиммера, указанного в качестве изобретателя конструкции.

Мистер Zippo

Новое прозвище Блэйсделл приобрел с момента выпуска первой партии зажигалок. Смекалка этого неугомонного человека постоянно проявлялась в его рекламном таланте. Рекламу своего детища Блэйсделл начал с того, что рассылал по почте в адреса магазинов, баров и клубов листовку, в которой Zippo представлялась как самая надежная зажигалка, работающая в любых погодных условиях. В ней покупателям Zippo предлагалось подвергнуть ее так называемому фен-тесту: проверить, зажжется ли Zippo на расстоянии не больше метра от включенного электровентилятора (фена). Если в течение недели она не срабатывала хотя бы раз, покупатель волен был вернуть ее продавцу и получить свои деньги назад.

Вспомнив о своем школьном товарище, который владел в Бредфорде гаражом междугородных автобусов, Блэйсделл попросил его раздать свои зажигалки водителям автобусов для того, чтобы они демонстрировали пассажирам их ветрозащитные качества. В оплату за такого рода рекламу водители получали зажигалки в личное пользование бесплатно. Это была беззатратная реклама, впервые расширившая популярность Zippo за пределы Брэдфорда.

Не останавливаясь на достигнутом, в 1937 году Блэйсделл опубликовал первое большое рекламное объявление Zippo в национальном журнале для мужчин Esquire. Для этого он занял денег и выкупил целую страницу журнала. На ней была нарисована симпатичная девушка, зажигающая Zippo на ветру. Подпись под картинкой гласила: «Она прошла фен-тест». Это объявление считается историческим, так как после его публикации за Zippo закрепился термин «ветрозащитная», а благодаря одушевлению зажигалки многие мужчины стали считать ее своей «доброй подругой».

Перед Второй мировой войной Мистер Zippo провел еще одну удачную рекламную акцию, позволившую реализовать более 300 тысяч зажигалок. В те времена в барах и кафе была распространена простая игра под названием панчборд. На стену вешалась доска с одной или двумя тысячами отверстий, заклеенных бумагой. Все отверстия под бумагой были пронумерованы в произвольном порядке. В верхней части доски были написаны выигрышные номера. Любой посетитель всего за 2 цента мог ткнуть карандашом в одно из отверстий, и если номер в открытом отверстии совпадал с номером вверху доски, счастливчик получал приз — зажигалку Zippo. Благодаря панчборд популярность Zippo распространилась по всей Америке.

Огонек для каждого

Уже через год после начала выпуска зажигалок Блэйсделл, чтобы персонализировать свое детище, стал украшать его гравюрами и рисунками по эмали. Сначала это были простые изображения пьяницы, головы собаки или лошади. Затем Блэйсделл стал гравировать личные монограммы и логотипы компаний. Расцветка и форма монограмм постоянно варьировалась, однако доплата за такого рода работу оставалась неизменной: всего $1.00. Решающий момент в деле персонализации Zippo наступил в 1936 году, когда нефтяная компания «Кендалл Ойл», поставляющая Блэйсделлу керосин для заправки зажигалок, заказала 500 Zippo со своим логотипом.

С тех пор и по сей день Zippo успешно разрабатывает престижное направление производства зажигалок как предмета искусства. А уже в следующем, 1937, году финансовые успехи Zippo позволили приступить к производству так называемой спортивной серии. На корпусах зажигалок изображались охотник, рыбак, игрок в гольф, спортивная яхта, лыжник, бейсболист, то есть сюжеты, связанные со спортом на открытом воздухе. Этим достигалась увязка «ветрозащитности» Zippo с живой природой.

И в горе, и в радости

Еще в 40-х годах компания начала выпускать зажигалки с эмблемами родов войск и военными сюжетами. К 60-м же годам практически каждое войсковое соединение размещало заказы на Zippo с изображением своих опознавательных знаков, а число Zippo с военными логотипами достигло нескольких тысяч. Зачастую сами эмблемы родов войск разрабатывались дизайнерским отделом Zippo MFG Co.

Для военных Zippo играла особую роль как практически единственный источник огня и тепла в самых суровых условиях армейской службы. Она была обязательным атрибутом долгожданных «перекуров» и выполняла ряд дополнительных функций в качестве карманного зеркальца, сигнального огня, мини- горелки. Zippo, несмотря на свою очевидную полезность, не входила в список казенных вещей и покупалась солдатами в армейских лавках за свои собственные деньги. Это выделяло ее из прочей амуниции и порождало к ней особое отношение со стороны солдат.

Zippo времен второй мировойZippo времен Второй мировой войны отличались от своих предшественниц внешне, так как из-за трудностей с сырьем их корпуса стали делать из пористой стали вместо никелированной латуни. Их поверхность зачернялась и была шероховатой. Выглядели они немного аляповато, но лучше удерживались в ладони и не блестели, благодаря чему соблюдалась светомаскировка. Корпус мог заржаветь, но механизм работал безотказно.

Истории и легенды времен войны, связанные с Zippo, передавались из уст в уста и, заодно с ее замечательными качествами, укрепляли славу зажигалки на фронте и в тылу. Вот пример распространенной легенды: однажды группа моряков с потопленного корабля продрейфовала на маленьком плоту весь день, а когда наступила ночь, один из моряков запалил свою зажигалку. Ее свет увидели с проходящего мимо катера, и моряки были спасены.

Среди пехотинцев бытовало немало рассказов о случаях, когда Zippo, положенная в нагрудный карман кителя, принимала на себя вражескую пулю и спасала жизнь хозяину. Зажигалка проходила вместе с солдатом все этапы его трудного пути, согревая и нередко спасая, так что нет ничего удивительного в том, что популярность Zippo среди военных привела к тому, что в 1942 году компания Блэйсделла работала только на армию. Zippo практически невозможно было купить в США в обычном магазине или баре. Благодаря своей распространенности среди солдат американской армии зажигалки Zippo приобрели общемировую известность.

Шедевр с огоньком

Для того чтобы зажигалка Zippo оставалась в памяти всех жителей планеты и в мирное время, компания Блэйсделла заключила договор с Marlboro. В 1954 году зажигалка впервые появилась в рекламе этих сигарет рядом с другой иконой стиля — ковбоем Marlboro. C тех пор они стали практически неразлучны, и Zippo является частью рекламы продукции Marlboro. Для того чтобы закрепиться в умах потребителей, Zippo начала сотрудничать с такими компаниями, которые представляли «американские реалии»: Coca-Cola, PANAM, самолеты Lockhead, Boeing, бритвы Gillette.

Новая моделька ZippoНо на этом завоевание мира не закончилось: в 1956 году на рынок была выпущена узкая модель Zippo, которая позиционировалась как изящная зажигалка для женщин. Вскоре номенклатура изделий компании стала пополняться предметами, не относящимися к добыванию огня. Теперь в наборе агента Zippo присутствовали брелоки, перочинные ножи, мячи для гольфа, авторучки, различные пряжки и клиперы.

В этом же 1956 году для нанесения гравировки на корпусе Zippo стал применяться метод химического травления металла. Это позволило усложнить рисунок, сделать его многоцветным и более детальным. Благодаря искусности и нескончаемой фантазии дизайнеров Zippo зажигалка стала предметом искусства и коллекционирования: по данным официального сайта, около 70-80% всех зажигалок покупается в качестве подарка. Мастера отражали на зажигалке самые разные сюжеты: от космического полета до фотопортретов известных спортсменов. И многие компании очень быстро поняли, что Zippo представляет собой идеальную перманентную рекламу в кармане каждого потребителя.

Послание с Иводзимы

На родине Zippo, в городе Брэдфорде, 7 июня 1994 года был открыт музей Zippo. Здесь есть залы экспериментальных моделей, прототипов Zippo, сломанных и отремонтированных Zippo, шедевров дизайна и легендарных Zippo, коллекционных Zippo и современных разработок. В музее много любопытных экспонатов.

Например, там находится любимая зажигалка известнейшего военного фотографа Джозефа Джона Розенталя с его монограммой. Эта Zippo примечательна тем, что она напоминает о легендарной фотографии, сделанной Розенталем 19 февраля 1945 года, когда после кровопролитных боев американские морские пехотинцы заняли японский остров Иводзима и водрузили американский флаг на вершине горы Сурибати, усеянной солдатскими костями. Фотография была настолько удачна, что в одночасье была опубликована во всех ведущих американских журналах и газетах и стала своего рода предвестником окончания войны именно в то время, когда американская армия испытывала трудности на тихоокеанском фронте и несла большие потери.

Светить всегда, светить везде

ZippoСо дня своего основания компания Zippo выпустила более 450 миллионов зажигалок. Сейчас Zippo Manufacturing Company производит около 45 тысяч зажигалок ежедневно, в то время как в первый месяц работы их было сделано и продано всего 82... Сегодня Zippo осуществляет торговлю внутри США и по всему миру через широкую сеть представительств более чем в 120 странах. По данным официального сайта Zippo, каждый пятый владелец зажигалки является коллекционером.

Благодаря своим свойствам и мировой известности марка Zippo стала синонимом американского качества и надежности. Но компания продолжает удовлетворять прометеевскую потребность людей в обладании огнем, активно продвигая свой товар. Так, ее современные хозяева активно рекламируют ветрозащитную зажигалку в кино. Zippo пользуются персонажи многих популярных фильмов, герои которых олицетворяют мужественность и бесстрашие: «Крепкий орешек», «Криминальное чтиво», «Догма», «Константин: повелитель тьмы», «Гран Торино» и других. Всего, по оценкам самой компании, зажигалка Zippo появляется или упоминается более чем в тысяче фильмов.

Помимо активной рекламы, компания продолжает радовать своих поклонников новыми креативными идеями и специальными техническими приложениями. Поэтому есть все основания полагать, что Zippo и дальше будет сопровождать человека, развиваясь вместе с ним, украшая его жизнь и где нужно освещая ему путь.

«Зажигательный» звук

Кстати, при открывании и закрывании крышки раздается характерный звонкий щелчок, который запатентован компанией Zippo сам по себе и является фирменным признаком зажигалок Zippo. Существует легенда о том, что буквенное обозначение на донышке современных моделей зажигалок обозначает тональность звука, издаваемого крышкой при открывании.

В действительности, как это ни странно, разные модели зажигалок издают звук разной высоты при открывании крышки (за исключением моделей с накладками на корпусе, из-за чего они издают не звенящий, а глухой щелчок), и для некоторых современных моделей это утверждение верно. Например, зажигалка со штампом A при открывании дает ноту «ля», с буквой В — ноту «си бемоль», с буквой С — ноту «до», с буквой D — ноту «ре» и так далее до H — «си». Эта версия никак не подтверждена самой компанией Zippo, но тем не менее при проверке выясняется, что для определенных моделей зажигалок правило действительно работает.

СоветникТекст: Светлана Губанова
Журнал «Советник. Грамотное управление»

Рекомендуем почитать