Главная
>
Статьи
>
Общество
>
На прокачку

На прокачку

24.09.2010
1

90 % прибыли автосервисам и установщикам автозвука приносят постоянные клиенты

Автотюнинг и автозвук всегда считались сопутствующими сферами автомобильного бизнеса. Поменять машину и подобрать к ней новую стереосистему и элементы внешнего оформления — хороший тон для настоящего ценителя авто. Однако для многих предпринимателей подобные услуги стали серьезным бизнесом со своими особенностями и тенденциями.

Наигрались

С началом массовой автомобилизации населения появился и рынок дополнительных услуг для автомобилистов. Фирмы, предлагающие услуги установки звукового оборудования, тюнинг, аэрографию, активно начали плодиться в Красноярске около 10 лет назад. За это время и спрос, и предложение претерпели большие изменения.

— По моим наблюдениям, рынок активно наращивал темпы до кризисного времени, — говорит Андрей Головачев, руководитель проекта Autoyarsk.ru. — Всплеск спроса на дорогие «игрушки» для авто стал стимулом для того, чтобы активно открывались новые фирмы, мастерские и автосервисы. После чего последовал период такого же активного ухода с рынка новых игроков. И дело тут не только в кризисе. Люди просто... наигрались, что ли. Прошла массовая мода на ярко и вычурно упакованные машины, остались только истинные любители тюнинга. Они и составляют основной контингент клиентов.

Остальные редкие клиенты фирм, предоставляющих услуги автотюнинга, осторожничают: выбирают самые бюджетные варианты «прокачки», без глубокого тюнинга. Вносят по большей части лишь внешние изменения в машину.

С тем, что рынок претерпел серьезные изменения за последние годы, согласен и директор по маркетингу фирмы Sinatra Дмитрий Алампиев.
— 90 % наших розничных покупателей — это постоянные клиенты, — говорит он. — Рынок существенно сузился в том числе и из-за введенных правительством законодательных инициатив, касающихся японских автомобилей. К тому же рынок быстро насытился сигнализациями, а это основной хлеб был для компаний, которые работают в сегменте car-audio.

Капризные бренды

Действительно, практически все фирмы, представленные в Красноярске услугами розничной продажи и установки автозвука, а таковых в городе несколько десятков, параллельно предлагают охранные системы. По словам Дмитрия Алампиева, даже Sinatra, крупнейший игрок на рынке, львиную долю прибыли получает от продажи именно сигнализаций.
— Сегодня можно открыто говорить о том, что Sinatra занимает 60 % рынка автозвука, — говорит Алампиев. — Мы лидеры по оптовым продажам в Красноярском крае, большинство местных установочных студий закупают оборудование именно у нас. Выходим и в другие регионы, например в Кемеровскую область. Что касается розничной продажи, то ситуация несколько другая, наша доля существенно меньше. Дело в том, что рынок насыщенный, очень конкурентный. Кризис выбил из колеи ряд фирм, которые не были подготовлены к резкому ухудшению финансового положения клиентов, но основные игроки остались. Потому что спрос есть, и он будет всегда.

Дополнительную конкуренцию создают радиорынок и «частники-гаражники». Качество предоставляемых кустарниками услуг немного отпугнуло от них клиентуру, однако до цивилизованного рынка пока далеко. Об этом говорит и то, что пока в крае нет представителей московских фирм: рынком полностью владеют местные игроки.

Еще одна сложность, с которой приходится сталкиваться предпринимателям, это необходимость постоянно следить за самыми последними новинками рынка. Автозвук — вещь капризная, представлено множество мировых брендов. Все производители car-audio практически ежегодно обновляют линейку товаров, рынок очень динамичный. Разброс цен также велик: только стоимость головных устройств колеблется от среднего сегмента (5 000-15 000 рублей) до премиум-класса (1 000-1 500 долларов). То же и со стоимостью динамиков: от 1 500 рублей до нескольких тысяч долларов. Последние, правда, приобретают исключительно ценители и участники соревнований по автозвуку.

— Знатоки, коих в Красноярске не так много, как правило, выбирают товар, ориентируясь на конкретный бренд, — говорит Алампиев. — Это люди, которым важны тенденции моды, они следят за новинками и приходят в фирму за конкретным аппаратом. Но, увы, Красноярск не Москва. Большинство наших покупателей ориентируются на ценовую политику.

Если разложить прибыль фирмы по категориям товара, то получится примерно такая картина: от 20 до 40 % в зависимости от сезона приносит продажа аппаратуры эконом-класса, примерно столько же прибыли дает средний класс, все остальное — премиум.
— Тенденция последнего времени: люди с ограниченными финансовыми доходами все чаще приобретают дорогое оборудование, — отмечает Дмитрий Алампиев. — И делают это также из соображений экономии: купив одно головное устройство, клиент будет пользоваться им годами, переставляя из одного автомобиля в другой.

Никаких пантер

Если основные клиенты фирм, предоставляющих услуги car-audio, — мужское население среднего возраста, то любители автотюнинга и аэрографии — молодежь от 20 до 35 лет.
— Все представители этого рынка — фирмы, предоставляющие полный спектр услуг автосервиса и лишь как дополнение — тюнинг, — говорит Андрей Головачев. — Не могу сказать, какую долю прибыли им приносит эта работа, но уверен: заказы носят разовый характер. Особенно это касается аэрографии. Несколько лет назад роспись на кузове была на пике популярности, вызвала большой ажиотаж.

На этой волне в городе появилось много мастерских и свободных художников, которые работали как официально, так и без образования юрлица. Появлялись новые технологии, которые могли поставить производство на поток. Некоторые автосервисы даже приобрели печатные станки, чтобы не рисовать на авто, а наклеивать рисунки прямо на кузов. Но сейчас такого повального интереса к услуге нет, мода прошла. Заказы еще есть, но, как правило, на индивидуальные проекты, под конкретного автовладельца.

— Большинство моих клиентов — женщины, — говорит Анастасия, одна из представительниц бизнеса «свободных художников». — Причем пантеры, тигры и волки, которые были раньше основным источником вдохновения клиентов, теперь забыты. Заказчики предпочитают оригинальные орнаменты или тематические рисунки. Например, одна из последних моих работ — роспись кузова микроавтобуса. Владелец хотел, чтобы автомобиль походил на хипповские грузовики 70-х годов. Иногда заказывают роспись в стиле техно.

Стоимость одного заказа может достигать 300 тысяч рублей, в зависимости от объемов и сложности работы.

Копеечный тюнинг

Если аэрография медленно умирает, то тюнинг серьезно намерен выжить, как востребованная услуга. Основной проблемой этого рынка Константин Эпов, руководитель фирмы «Технология тюнинга», считает отсутствие в нашем регионе компаний, которые производят тюнинговые запчасти.

— Все приходится везти из Центральной России, — говорит он, — а это занимает существенное время. Держать что-то в запасе нам невыгодно, все клиенты разные, и под каждый автомобиль приходится разрабатывать индивидуальный проект в соответствии с пожеланиями клиента. А значит, нужно заказывать запчасти, потом ждать и только после этого заниматься монтажом. Мы работаем с Тольятти, Санкт-Петербургом, Москвой.

По словам Константина Эпова, предлагают услуги тюнинга (чаще внешнего) многие, но действительно серьезных фирм в городе не больше шести.
— Чаще всего красноярцы тюнингуют русские автомобили, — говорит он. — И запчасти более доступны, и комплектующие не такие дорогие, как на японские и европейские машины. Основные клиенты — молодежь небедного достатка. Тюнинг как массовое явление появился в нашем регионе примерно в 2002 году. Вы будете смеяться, но стимулом к повальному интересу послужил... выход на экраны фильма «Форсаж». Раньше была борьба моторов, а теперь пилотов. Немалую роль в этом сыграло появление «Красного кольца».

Для тех, кто не хочет «гонять», на рынке представлены услуги внешнего оформления машины. Из всего спектра услуг по дизайну наружной поверхности авто красноярцы предпочитают установку спойлеров, обвесов и колесных дисков. По мнению Головачева, многие автосервисы остаются на плаву только благодаря наработанному авторитету.
— Люди стали больше задумываться над каждой покупкой, тщательнее подходить к выбору, — говорит он. — Несколько лет я наблюдал, как повально закрывались мелкие конторы. Остались только те, у кого наработано имя, квалифицированные сотрудники, большой ассортимент. Из небольших фирм выжили те, кто предлагает что-то уникальное, авторское. Однако уверен, что настанет время, и тюнинг вернется, вновь станет массовым.

Семен Котов, «Вечерний Красноярск» № 37 (278)

Рекомендуем почитать