Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Дело техники

Дело техники

07.10.2010
0

Закон о господдержке АПК искажается чиновниками

Государство всеми способами стимулирует крестьян покупать отечественные комбайны и тракторы. В крайнем случае — белорусские. На деле поддержка российских машиностроителей оборачивается снижением эффективности труда российских же сельхозтоваропроизводителей.

Накупили всего

То, что машинно-тракторный парк в хозяйствах края старый, общее место. По данным министерства сельского хозяйства и продовольствия края, за пределами амортизационного износа (то есть техника прослужила более 10 лет) числится 75 процентов зерноуборочных комбайнов, 82 процента тракторов.

— Вопрос модернизации актуальный, тем более что растениеводство переходит на новые технологии возделывания культур, — говорит начальник отдела инженерно-технического обеспечения министерства сельского хозяйства края Эдуард Шрайнер. — Нужны новые агрегаты, новые машины, более ресурсосберегающие, экономичные.

По словам Шрайнера, перевооружение идет, хоть и медленно. На смену трактору Т-4 приходит более мощный трактор К-744. Из-за рубежа ввозятся комбайны «Ньюхоланд», «Джон Дир», «Клас».

В 2006 году в рамках общегосударственной стратегии приняли краевой закон о поддержке агропромышленного комплекса. Он предусматривает, в частности, выделение субсидий для тех, кто обновляет машинно-тракторный парк за счет покупки высокопроизводительной и ресурсосберегающей техники. В закон позже были внесены некоторые поправки, но принципиально он не изменился и действует до сих пор.

Самым удачным для российских и красноярских крестьян в новом тысячелетии был 2008 год. Господдержка в виде бюджетной субсидии предусматривала компенсацию 50 процентов от стоимости купленной техники.

— В 2008 году мы купили 250 тракторов, 240 комбайнов, — рассказывает Эдуард Шрайнер. — Впервые у нас коэффициент приобретения превысил коэффициент списания.

Сергей Цуканов не хочет покупать технику вдвое дороже2009 год отрезвил. Правительство России в лице премьера сделало маневр, который изящным не назовешь. Подсадив крестьян на иглу субсидий и новой техники, Путин внятно объяснил тем, от кого зависит решение о выдаче субсидий: поощрять нужно покупку техники только у российских машиностроителей. В крайнем случае не возбраняется поддержать братьев славян из Белоруссии. А вот пополнять обороты вендоров за океаном или в Европе не стоит. Характерно, что чиновники на всех уровнях сегодня в голос твердят об этом как о норме, хотя никаким законом эта норма не прописана.

— Ничего подобного в краевом законе о господдержке АПК нет; если кто-то говорит обратное — либо лукавит, либо не знает закона, — говорит депутат ЗС, директор племзавода «Красный маяк» (Канский район) Сергей Цуканов. — Никто не вправе отказать в субсидии на основании того, что сельхозпроизводитель предпочитает импортную технику отечественной.

Это же подтверждает другой депутат ЗС — Валерий Сергиенко.

Тем не менее в стране, более привычной подчиняться установкам, а не законам, устное указание Путина сработало точно. Чиновники на местах, ведающие распределением бюджетных средств, стали безусловно ориентировать крестьян на покупку российской техники. И выделение субсидий накренилось в эту сторону. Кроме того, и физический объем господдержки в 2009 году сократился: компенсировали уже не половину, а 30 процентов стоимости техники. В результате сельхозпредприятия купили 147 тракторов, 133 комбайна. То есть объем нового парка сократился почти вдвое.

Придавленные лизингом

2010 год для сельхозпроизводителей оказался и вовсе провальным по обновлению технического парка. Господдержка в виде субсидирования прекратилась, власти сделали ставку на покупку техники в лизинг. Соглашение, подписанное председателем правительства края Эдхамом Акбулатовым и генеральным директором Росагролизинга Леонидом Орсиком осенью прошлого года на ежегодной выставке «Золотая осень» в Москве, предполагало поставку тракторов К-700, комбайнов типа «Дон» производства Ростсельмаша, других позиций.

— Ничего этого мы не получили, — говорит Эдуард Шрайнер. — Орсик скоропостижно скончался, и выполнение условий сделки затормозилось.

Генерального директора компании «Росагролизинг», конечно, жаль. Умер он на 49-м году жизни. Но если условия контракта нарушаются по причине ухода топ-менеджера — на другую ли работу, в мир ли иной, — как можно доверять такой компании? Для сведения: Росагролизинг — ОАО, 99,99 процента акций которого принадлежат государству.

Если даже расценить вопрос как риторически-лирический, есть конкретная экономика. По словам Шрайнера, директора сельхозпредприятий не спешат покупать технику в лизинг, потому что в них слишком сильны собственнические инстинкты. По условиям лизингового договора приобретенный товар не переходит в собственность до тех пор, пока приобретатель не выплатит всю его стоимость и проценты по лизингу. Директора старой формации не научились смотреть на вещи по-новому — так трактует ситуацию Эдуард Шрайнер. Сами директора старой формации видят ее несколько иначе.

— Во-первых, компания «Росагролизинг» не смогла выполнить свои обязательства, то, что мы хотели купить, нам просто не привезли, — говорит Сергей Цуканов. — Во-вторых, лизинг делает технику почти вдвое дороже.

Компенсационные выплаты предусмотрены и здесь. Первый 20-процентный взнос наполовину оплачивает государство, последующие текущие лизинговые платежи бюджет ежеквартально гасит в размере 35 процентов. Однако даже при таком раскладе лизинг популярностью аграриев не пользуется. Возможно, все же главная причина — в необязательности фирмы-оператора — «Росагролизинга».

Итог таков: в 2010 году краевые сельхозтоваропроизводители купили всего 90 тракторов, 96 комбайнов. По словам депутата Цуканова, к осени из заложенных в бюджете средств, предназначенных для компенсации лизинговых сделок, истрачено только 10 процентов. В результате родилась совместная министерско-депутатская инициатива — сэкономленные деньги пустить на помощь тем, кто потратил свои кровные на покупку зерноуборочных комбайнов и сушильных комплексов.

— Инициатива обсуждается депутатами, — говорит Эдуард Шрайнер. — Какая сумма будет на выходе — неизвестно, но, по нашему представлению, было бы правильно так: купил комбайн — тебе вернули из бюджета 400 тысяч рублей.

Изнанка патриотизма

За 2009 год полевые работы на 60 процентов были проведены с использованием ресурсосберегающих технологий. На большее техники не хватает. Но и этот уровень обеспеченности позволил сэкономить 16 тысяч тонн горючего. Притом что за весь год АПК края потребляет около 100 тысяч тонн, экономия заметная.

Складывается странное впечатление. Отечественные комбайны, от «Енисея» до ростовских «Вектора» и «Акроса», никак не назовешь ресурсосберегающими. Ростовчане хотя бы производительностью берут, красноярцы же — только ценой. Стоимость «Енисея» в зависимости от комплектации — 2,8-3,1 млн рублей. «Вектор» — до 4,3 млн, «Акрос» — 5 млн. По данным краевого минсельхоза, в структуре комбайнового парка, где в общей сложности 3 766 комбайнов, 88 процентов — «Енисей». Остальные — ростовские, белорусские, импортные (Белоруссия как-то не считается импортом). Так вот, за счет остальных 12 процентов, а скорее — еще меньшей части, потому что ростовские и белорусские машины вряд ли выдержат критерии ресурсосбережения, в прошлом году зерновые предприятия сэкономили на круг 16 процентов горючего. Красноярский завод комбайнов, входящий в концерн «Тракторные заводы», ежегодно выпускает 2-2,5 тысячи комбайнов. Зачем?

И еще вопрос. Российские машиностроители дают большие скидки на свою продукцию российским покупателям. Утилизируя старую технику и подтвердив это документально, на Красноярском комбайновом заводе можно купить «Енисей» по цене на 250 тысяч рублей ниже прайсовой. Похожие программы действуют на ростовском заводе. Санкт-Петербург скидывает на трактор К-744, купленный до 15 октября нынешнего года, 450-630 тысяч рублей, в зависимости от комплектации. Все это — в рамках общегосударственной стратегии, провозглашенной премьером: поддержка отечественного производителя. Ну а сельхозпроизводитель — он не отечественный разве? Его не надо поддерживать, а надо продолжать заставлять его покупать непроизводительную, тяжелую, прожорливую технику — зато нашу?

Справедливости ради: импорт спросом пользуется. Компания «Сангилен+», дилер ведущих мировых производителей техники для села, в этом году продала шесть итальянских комбайнов, три самоходных американских косилки, один американский трактор «Челленджер» (по словам гендиректора компании Романа Гольдмана, заменяет пару десятков наших «Кировцев»), 18 сушильных комплексов, опрыскиватель, плуг... Остальное — мельче и дешевле. Для ориентира: опрыскиватель стоит 6 млн рублей, столько же плуг, а самый дешевый импортный комбайн — от 9 млн рублей.

Бизнесмен — не тот, кто умеет экономить, а тот, кто умеет считать. Патриотизм, направленный на поддержку заведомо неконкурентоспособного продукта, вообще-то антипатриотизм.

Михаил Бауэр, «Вечерний Красноярск» № 39 (280)

Рекомендуем почитать