Только 3 % выращиваемой в крае кукурузы годится в пищу
Кукурузу в Россию привез Никита Хрущев, об этом знает каждый школьник. В советские времена было положено начало попыткам выращивать в сложных климатических условиях Сибири и другие «нетипичные» для региона зерновые и бобовые культуры. Большинство из них, увы, как и раньше, идет на корм животным, не в силах вырасти в промышленных размерах.
Несладкий корм
Основные культуры для сельскохозяйственных предприятий Красноярского края, как и прежде, пшеница, ячмень, овес, горох. Кое-где можно встретить и кукурузу.
— К сожалению, по большей части ее выращивают на силос, — говорит Наталья Жалнерчик, специалист по агрономическим дисциплинам Красноярского аграрного техникума. — Виной тому, конечно же, погодные условия. В зоне резко-континентального климата растениям просто недостаточно тепла в период вегетации. У нас суммы активных температур в среднем 1450, а для многих культур это число должно быть значительно больше. Поэтому нашего лета не хватает: кукурузный початок образуется, но он не успевает вызреть.
Для разных районов характерны свои особенности, и юг края находится в более выгодном положении. Как сообщили в министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики региона, в Красноярском крае выращивается 9973 га кукурузы (из них только 340 — на зерно, остальное на силос): в Ермаковском, Идринском, Краснотуранском, Курагинском, Минусинском, Назаровском, Новоселовском, Ужурском и Шушенском районах. В других районах раньше тоже занимались этой культурой, но постепенно от нее отказались.
— Кукуруза пришла в Красноярский край при Хрущеве, и что бы там теперь ни злословили, но на тот момент это была очень полезная мера, — говорит председатель СПК «Шилинский» Сухобузимского района Михаил Смагин. — В то время поголовье скота было в два раза больше, а кормить его было нечем: не хватало даже сенокосов. Единственно возможным выходом из ситуации стал переход на высокоурожайные культуры, в том числе на кукурузу. Она давала 200 центнеров с га, что было в четыре раза выше урожайности других кормовых. Теперь время изменилось, кормов и площадей достаточно, к тому же произошла переориентация на более белковые виды корма. Мы продолжали сеять кукурузу в надежде, что таким образом пополним рацион скота сахаром. Но при невысокой ценности местной кукурузы — 0,12 кормовых единиц — в ней и сахара оказалось недостаточно.
Сестрица-чечевица
Еще одна культура, которая могла бы быть крайне полезна сельскому хозяйству, но — увы — не прижилась, — соя. Ее активно возделывают в Иркутской области, но у нас выращивают пока только на опытных участках.
— Десять лет назад мы пробовали ей заняться, — рассказывает Смагин. — Были у нас как уплотненные посевы к кукурузе, так и в чистом виде. Но, сколько ни бились, до зерна у нас так дело и не доходило. А брать только зеленую массу на корм слишком расточительно. Хотя, я уверен, соя заслуживает внимания из-за высокого содержания белков. Посмотрим, как она поведет себя в Иркутске, и, не исключено, пойдем по стопам соседей.
Кроме холодов в Красноярском крае есть и другие непривычные для южных растений условия, например, наш регион — зона недостаточной влажности. Но, что удивительно, несмотря на это, кое-где в частных хозяйствах пытаются выращивать даже такие влаголюбивые и теплолюбивые культуры, как гречиха, просо и даже рис! Правда, объемы их производства очень невелики, потому что затраченные усилия не оправдывают результат. Тот же рис, например, необходимо сеять на специальных регулярно опрыскиваемых полях.
— К нетипичным для региона культурам можно отнести и подсолнечник, — говорит Наталья Жалнерчик. — У нас выращивается только на силос, но все же культура завезенная: она более характерна для юго-западных районов страны. Из других «не местных» кормовых культур у нас представлены могар и сорго. Бобовые в отличие от зерновых, даже привезенные, приживаются лучше — они хладостойки. И все-таки удивительно, что кое-где у нас возделываются чина и чечевица.
Все эти небольшие эксперименты — результат чудес селекции. Однако до промышленных размеров далеко: пока даже озимая пшеница с трудом выживает в наших условиях, говорить о рисовых и кукурузных плантациях не приходится.
Анна Корнеева, «Вечерний Красноярск» № 39 (280)