Стать высокодоходным бизнесом хлебоприемным предприятиям мешают тарифы на электроэнергию
По данным министерства сельского хозяйства, в Красноярском крае достаточно резервов для хранения зерна. При этом все они частные. Ни одного хлебоприемного предприятия, находящегося в государственной или краевой собственности, а уж тем более в муниципальной, в регионе нет. Любопытно, что в плане загрузки хранилищ данные министерства противоречат данным самих предпринимателей. В ведомстве утверждают, что многие хранилища пустуют. Владельцы же, наоборот, говорят о хорошей заполненности.
Недостача при полной загрузке
Единовременно в крае можно хранить 3 189,7 тысячи тонн зерна — таков общий объем емкостей. Одну треть — миллион 87 тысяч тонн — могут принять специализированные хлебоприемные предприятия края. Собственные хранилища сельхозпроизводителей рассчитаны на 2 117,3 тысячи тонн.
— Действующие специализированные предприятия загружены не полностью, потому что сельчане не хотят платить деньги, — говорит Ольга Ставская, начальник отдела развития производственных мощностей краевого минсельхоза. — Они хранят зерно у себя.
По словам Ставской, емкость хранилищ у сельчан уже долгие годы равна объемам всего урожая. Однако не все так однозначно. Например, в западной зоне емкостей обычно не хватает, потому что урожая собирается больше, чем есть возможность хранить.
— Зато в центральной зоне, в Большой Мурте, в Ингаше, в Иланском хлебоприемном предприятии емкости не заполнены, — рассказывает Ставская.
Как правило, в хлебоприемных предприятиях хранится интервенционный зерновой фонд. Располагаются они в каждом районе. Генеральный директор ОАО «Нижнеингашское хлебоприемное предприятие» Валерий Беркаль заочно со Ставской спорит и утверждает, что проблем с заполнением емкостей у него никаких нет. Конечно, нет и переизбытка, но то, что емкости пустуют, глава предприятия не подтвердил.
— Наше предприятие может хранить до 30 тысяч тонн зерна, — говорит Беркаль. — С прошлого года осталось на хранении 8 тысяч. И уже сейчас нет никаких волнений по поводу заполнения хранилища урожаем этого года.
Гораздо больше волнует генерального директора ситуация с прибылью компании. Цена на услуги Нижнеингашского хлебоприемного предприятия такая же, как в среднем по краю, — 50 рублей за тонну зерна в месяц. Нетрудно посчитать, что доход компании при полной загрузке — полтора миллиона рублей.
— Электроэнергия съедает большую часть доходов, — сетует Беркаль. — Так что содержание хранилища — не такой уж и доходный бизнес.
Притом что этот бизнес практически лишен конкуренции. Ввиду того что хлебоприемные предприятия расположены точечно по районам, играть на цене бессмысленно. Понятно, что сельчане не повезут тысячи тонн зерна в другой район ради выгоды пусть и в сто тысяч рублей. Транспортные расходы окажутся гораздо выше.
Развитие рынка
Любопытно, что при достаточном количестве емкостей в крае есть бизнесмены, которые решают серьезно войти в бизнес. Причем не через парадную дверь, а через запасную. Юрий Степанян, глава шарыповской компании «Сибирь», в ближайшее время намерен начать производство стационарных хранилищ зерна. Вообще его компания занимается строительством и монтажом высокотехнологичных объектов. Однако в последнее время отрасль сельского хозяйства стала одной из перспективных для компании.
— Мы хотим делать металлические емкости, склады, — говорит Степанян. — Хватает или нет емкостей элеваторам, мне не известно. Мы планируем работать непосредственно с сельхозпроизводителями. Это будет обычный резервуар, который приспособлен для хранилища зерна: подача и выгрузка автоматическая, вентиляция и так далее.
При этом, по данным Степаняна, потребность у хозяйств в его продукции сейчас есть. А это может означать только одно — приобретение своих складов для сельчан может оказаться намного выгоднее, чем хранение в хлебоприемных предприятиях. Видимо, помимо проблем со стоимостью электроэнергии в скором времени у них могут действительно случиться трудности с загрузкой.
«Вечерний Красноярск» № 39 (280)