Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Встреча «однокластерников»

Встреча «однокластерников»

20.10.2010
3

В Красноярске все давно уже живут по-новому. По крайней мере, такую мысль озвучили на расширенном заседании городского инновационного совета, которое состоялось в рамках шестого городского форума. И не просто по-новому — по-инновационному. Почти все направления городской экономики и общественной жизни сегодня являются частью кластерной политики. Мы все охвачены кластерами, а если еще не охвачены, то будем в ближайшее время. Вы разве не знали?

Все в кластеры!

Встреча «однокластерников»На расширенное заседание инновационного совета, который возглавляет мэр Красноярска Петр Пимашков, пригласили много VIP’ов. Гораздо больше, чем мог вместить зал заседаний МВДЦ «Сибирь». Пришлось за круглый стол с табличками садить избранных, остальные представители промышленных предприятий, бизнесмены, городские чиновники разместились на стульчиках вдоль стен. Но это сильно не повлияло на ход совещания: высказаться гостям так и не дали. Настоящего круглого стола не получилось, говорили в основном Петр Иванович и его заместители.

— Мы взялись за решение очень сложной задачи, — заявил мэр во вступительной речи. — Поставить Красноярск на инновационный путь развития экономики.

Но, судя по докладам, зачитанным городскими чиновниками, по этому пути город уже шагает резвым маршем. Во всяком случае, на бумаге. Согласно определению, кластер — это группа однородных объектов, объединенных в единую группу. Объектами могут быть заводы, компании или даже сферы деятельности.

Как доложил замглавы Красноярска Василий Куимов, в городе сегодня создано 18 кластеров — по одному на каждое важное направление экономической политики. В их составе числится более 200 представителей бизнес-структур, все без исключения вузы, 40 общественных организаций. О масштабах говорит и то, что заместители мэра и руководители городских департаментов — тоже активные участники кластеров. В общем, деятельность развернулась настолько активная, что пора бы создавать единый центр. Его так и назовут: «Городской центр кластерного развития». Сколько на него требуется денег, где он будет размещаться и чем конкретно заниматься, пока неясно. Зато точно известно, что не далее как в начале 2011 года у него появятся филиалы в районах города. Сам центр, кстати, тоже будет филиалом — краевого бизнес-инкубатора.

Мэру виднее

Первые результаты вездесущих кластеров тоже уже известны. Внутри них разработано 70 инновационных проектов, правда, реализуется пока только один — логистическое управление агропромышленного комплекса. Возможно, совсем скоро начнет воплощаться в жизнь второй, в более актуальной для города отрасли, чем АПК, — машиностроении.

— Этот проект детально обсуждался в кластере машиностроения и вызвал много дискуссий, — рассказал Владимир Москвичев, заместитель председателя президиума Красноярского научного центра СО РАН. — Речь идет об организации на заводе «Красмаш» производства грузовых вагонов с алюминиевым кузовом. Проект очень интересен и нашей металлургической отрасли, к тому же он может стать последним шансом сохранения металлургического комплекса.

Как отметил Москвичев, реализация проекта поможет увеличить налоговые поступления в бюджет города на 4 миллиарда рублей, если будет запущена в ближайшие пять лет. Увы, ему тут же пришлось оговориться, что с реализацией стоит поторопиться: вот-вот идею могут перехватить заводы Урала. Это предположение сильно удивило Петра Пимашкова.

— Они имеют значительно меньше возможностей, чем мы, чтобы реализовать этот проект! — возмутился Пимашков.

Мэру, конечно, виднее. Но каким образом наш бедняга Красмаш будет конкурировать с лидерами машиностроения в России? Ответ сразу: мы обратимся к губернатору и попросим денег на реализацию проекта у него, заявил Пимашков. И больше уже никого не слушал. Даже после того, как директор недавно открывшегося Института нефти и газа Николай Довженко отчитался об успехах работы нового учебного заведения (видимо, появление института — тоже результат работы в кластерах, иначе зачем нужен был такой подробный отчет?), Петр Иванович не успокоился.

— Вот и я говорю, мы же смогли построить институт! Так почему бы не начать производить вагоны? — вставил он свое замечание. — Андрей Алексеевич, может быть, вы нам в этом поможете? К вашей инициативе прислушаются.

Последнее относилось к присутствовавшему на совещании заместителю губернатора Андрею Гнездилову. Вот так и живем все под кластерами, а как до денег доходит, так надеемся на краевой бюджет.

Семен Котов, «Вечерний Красноярск» № 41 (282)

Рекомендуем почитать