Промышленность в Нижнем Приангарье поднимают десятки лет
Развивать промышленность в Ангаро-Енисейском районе хотели еще в
По данным Ростехнадзора, Приангарье привлекательно тем, что из 70 активно используемых в мировой промышленности металлов на территории Красноярского края, и в частности в зоне Нижнего Приангарья, обнаружены месторождения шестидесяти трех. Сосредоточены крупные месторождения исландского шпата, бокситов, свинца (30 % балансовых общероссийских запасов), меди, железных руд (около 3 %), магнезитов, марганца (15 %), талька (30 %), сурьмы, ниобия, кобальта, цинка, а также серебра и золота (13,01 %). Кроме того, территория богата углеводородным сырьем: углем, нефтью, газом. Ресурсный потенциал извлекаемого углеводородного сырья Нижнего Приангарья составляет 504,7 млн тонн, по газу — 1 трлн 038 млрд куб. м. Логично, что руки к этому региону тянулись еще с советских времен.
— В Нижнем Приангарье сосредоточены большие лесные ресурсы — около 30 млн га, — рассказал представитель Ростехнадзора Игорь Варфоломеев журналу «Глобус: геология и бизнес». — Запас древесины оценивается в 4 млрд кубических метров, что составляет порядка 50 % от общекраевого запаса.
В рост
Не случайно при таком большом количестве достоинств освоение территории заявлено как комплексное. Среди промышленных проектов выделим следующие: Ванкорское нефтегазовое месторождение, Юрубчено-Тохомскую нефтегазовую провинцию, Богучанское электрометаллургическое объединение (Богучанская ГЭС и алюминиевый завод), лесоперерабатывающий комплекс, газоперерабатывающий и газохимический комплексы.
Однако именно в этой комплексности подходов и проявились трудности. Первым застопорился проект Богучанской ГЭС, когда во время кризиса компания «РУСАЛ» существенно снизила финансирование. При этом гидроэлектростанция задумывалась как ядро всего кластера. От ГЭС через Богучаны линия электропередачи пройдет до Раздолинска. Она необходима для устранения энергодефицита в западных частях Нижнего Приангарья. К электроартерии будут запитаны алюминиевый завод, целлюлозно-бумажный комбинат, лесоперерабатывающий завод и завод по производству плит МДФ. Естественно, пока БоГЭС не заработает, никакие другие проекты работать не начнут.
Впрочем, в правительстве края уверены — все будет хорошо. Так, проект Богучанского алюминиевого завода, инвесторами которого выступают РусГидро и РУСАЛ, практическую реализацию получит в 2013 году, когда начнет работу первый пусковой комплекс. Выход завода на полную мощность запланирован в 2015 году. Это удастся сделать не за счет средств инвесторов, а за счет кредита. В этом году Наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил предоставление кредитов для завершения проекта «Богучанское энергометаллургическое объединение» (БЭМО) на общую сумму 50 млрд рублей, в том числе для завершения строительства первого пускового комплекса БоАЗ — 21,9 млрд рублей. Любопытно, что общая стоимость проекта при этом — 66,5 млрд рублей.
Ангара и Эльба
Еще один любопытный проект, который реализуется успешнее других, — развитие лесоперерабатывающего комплекса. Общий объем инвестиций в строительство Богучанского ЛПК — 90 млрд рублей. Комплекс включает в себя два полноценных предприятия — лесопильное производство и ЦБК. При этом проектировщики Богучанского ЦБК как раз те люди, которые поставили ЦБК в Германии. На реке Эльба. В заповедной зоне.
— Я бы сказал, что целлюлозный завод — один из краеугольных камней развития Нижнего Приангарья, — рассказал заместитель губернатора края — вице-премьер Андрей Гнездилов. — Сейчас активно ведутся земляные работы, закончен проект. Я уверен, мы увидим производственные мощности площадки уже в этом году, ведь первые объекты появятся до нового года.
Для края этот проект крайне важен, считает Гнездилов. Это возможность и для улучшения экологической безопасности района (так как он основан на утилизации древесных отходов), и для увеличения объемов промышленного производства на территории.
— Не говорю о таких очевидных вещах, как поступление налогов и серьезный толчок для развития всего лесопромышленного комплекса, — заключил Гнездилов.
Александр Реков, «Вечерний Красноярск» № 42 (283)