Главная
>
Статьи
>
Оксана Дайнеко: «Самое главное — показать людям книгу во всем ее великолепии»

Оксана Дайнеко: «Самое главное — показать людям книгу во всем ее великолепии»

04.11.2010
4

3 ноября в выставочном центре «Сибирь» начала свою работу четвертая по счету Красноярская книжная ярмарка «КРЯКК». Для многих ярмарка стала долгожданным событием. Там можно купить книги, которые не встретишь в Красноярске, посмотреть спектакли, которые идут только в Москве, увидеть перформансы, о которых можно разве что прочитать. За несколько дней до старта одного из крупных культурных событий города исполнительный директор Фонда Михаила Прохорова Оксана Дайнеко рассказала, чем ярмарка этого года будет отличаться от ярмарки года прошлого.

Динамика

Оксана ДайнекоЭто уже четвертая книжная ярмарка. Насколько она изменилась? Судя по программе, очень много нового в этом году.

Ярмарка сразу задумывалась не просто как выставка. Это в первую очередь книжный фестиваль. Вся культурная программа КРЯККа строится, исходя из трех основополагающих функций книги в обществе: книга как продукт, книга как искусство и книга как социальный институт. Мероприятий очень много — это мастер-классы и семинары для издателей, для библиотекарей, для книгораспространителей; дискуссии о месте книги в современном обществе. Каждой выставке задаются свои темы и параметры. Мы пытаемся показать книгу во всем ее разнообразии. Ведь книга — это не только бумажная такая история. Кто бы мог подумать, что рядом с книгой можно представить конкурс черного платья? А у нас на ярмарке он будет — состоится презентация книги «Люди в черном» Джона Харви и вкупе с этим конкурс черного платья. Мы стараемся находить интересные, нетривиальные подходы к книге, к ее пропаганде, пропаганде чтения. То, что мы растем, — безусловно. В первый год проведения — в 2007 году — у нас было 63 участника, в этом — более 200.

Как участники оценивают ярмарку? Судя по динамике, издатели и книготорговцы КРЯКК полюбили?

Если мы возьмем профессиональное сообщество, то 98 % из тех, кто участвовал в ярмарке, заявляют о своем участии в следующем году. Это данные анкетирования, которое мы обязательно проводим. Профессионалы говорят, что в России две лучшие книжные ярмарки — «Nonfiction» и КРЯКК.

А каковы цели ярмарки? Чего вы хотите добиться?

Мы организовываем ярмарку для пропаганды чтения и книги, для расширения читательской аудитории, для представления лучших российских издателей. Благодаря проекту мы стимулируем распространение интеллектуальной литературы в Сибири и за ее пределами. Двери ярмарки открыты для всех желающих.

Театр, кино, музыка — все это стало неотъемлемой частью ярмарки.

Конечно. Если говорить о театре, в этом году красноярцы увидят спектакль «Рассказы Шукшина» в постановке Театра наций Евгения Миронова. Идея перенести на сцену знаменитые рассказы классика русской советской литературы принадлежит латвийскому режиссеру Алвису Херманису. Его режиссерскую манеру отличает пристальное внимание к повседневной жизни людей. Кроме того, поклонников творчества Евгения Миронова ожидает творческая встреча.

Можно ли оценить эффективность ярмарки? Люди начинают читать больше? Вы встречаете на улице горожан с необычными книгами? Мне кажется, довольно сложно понять — случился ли эффект.

Мы стремимся к этому. О нас знают и в стране, и за рубежом. Красноярцы ждут КРЯКК. Если раньше многие покупали книги, куда-то выезжая, то сейчас у людей есть возможность купить то, чего нет в городе, именно здесь. Я знаю, что многие копят весь год, покупают массу книг и потом читают до следующей ярмарки. Я, например, так и делаю. (Улыбается.) Как еще оценить эффективность? Посетители ярмарки принимают активное участие в дискуссиях, а это значит, что конкретные книги, которые обсуждаются, они читали. В прошлом году, например, на обсуждении шорт-листа премии «НОС» у жюри было одно мнение, у экспертов другое, у зрителей — третье.

Кружок по интересам

Оксана ДайнекоЗрители из зала и эксперты — это ведь все равно не массово. Как сделать так, чтобы эти группы были большинством? Ведь книги читают все меньше и меньше людей. В автобусах уже никто не читает.

В этом году дебаты будут транслироваться на сайте Фонда Михаила Прохорова в реальном времени. Что касается того, что читать стали меньше... Не соглашусь. Если мы в первый год привезли 12 тонн книг, во второй — 30, в прошлом и в этом году — около 50 тонн, это ведь о чем-то да говорит. 50 тонн — это где-то 100 тысяч книг. Они же в городе остаются, их покупают, их читают. Ну, в автобусах вредно читать. Для зрения. Было бы у нас метро — читали бы так же, как и в Москве.

Деньги, на которые проводится ярмарка, — это только средства фонда?

У нас много партнеров, чьи затраты посчитать очень сложно. Вот пример. На ярмарку приезжают участники культурной программы — писатели, поэты, художники — 105 человек. Плюс — Российский национальный оркестр — 91 человек, хор Минина — около 50, Театр наций — 35 человек. Большое количество журналистов, в том числе из Франции. Всех нужно встретить, разместить. Или другой пример: в день открытия уникальный коллектив — Ликвид-театр — покажет специальный перформанс. где артисты оживят картину Малевича. Но все, что для этого нужно, уже ушло фурой во Францию, где состоится фестиваль «Неизвестная Сибирь», который проводит фонд в рамках культурных мероприятий Года России во Франции. Поэтому мы здесь, в Красноярске, ищем сено в брикетах, бамбуковые палки, четырехметровые березовые жерди. Вы, когда вошли, видели — на входе у нас стоят тазики оцинкованные. Банки стеклянные мы собираем по всему городу. Вовлечено очень много людей. С поисками сена вообще интересная история произошла. Теперь мы знаем про сено все — в брикетах его давно никто не выпускает у нас в крае. Это делали комбайны «Дон». Все помнят серию из «Ну, погоди!». Так вот, сейчас сена в брикетах нет нигде, оно в рулонах. А именно в брикетах нужно сено, чтобы состоялся перформанс. Мы нашли людей, которые сено из рулонов нарежут в брикеты. (Смеется.)

Сама книготорговля в каком состоянии?

Конечно, нужно что-то менять. Может, это должно быть по-другому устроено. Ну, например, небольшой магазин, где можно попить кофе, обсудить прочитанное, — своего рода клубы. Но это другая идеология. Вот он, простор для предпринимателей. Идеи есть, но дальше идей ничего не продвигается, к сожалению. При этом в России такие магазины есть. У нас же как работали, так и продолжают работать. Схема простая, причем не только в книжном бизнесе: ты привез вещь, умножил цену на три, и пусть она стоит продается. Она найдет своего покупателя. Но есть ведь другой подход, когда можно привезти не одну книгу, а пять.

Фондовые дела

Фонд Михаила Прохорова изначально задумывался как культурное спасение далекого северного Норильска. Сейчас фонд оттуда, мягко говоря, ушел. Там продолжается какая-то ваша работа?

Фонд Михаила Прохорова — частный благотворительный фонд, который был учрежден в 2004 году. Главная цель фонда — системная поддержка культуры российских регионов, их интеграция в общемировое культурное пространство, повышение интеллектуального уровня и творческого потенциала местных сообществ. Приоритетный регион деятельности фонда Михаила Прохорова — Красноярский край. Часть проектов фонда реализуется в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Федеральные и международные программы фонда подчинены конечной задаче расширения культурного пространства регионов, их связи с миром. Фонд проводит открытые грантовые конкурсы, разрабатывает и реализует собственные проекты, а также выделяет внеконкурсное финансирование на поддержку уникальных культурных инициатив.

Из Норильска в Красноярск переместился центральный офис фонда. Однако все грантовые конкурсы реализовываются в прежнем режиме. Фонд поддерживает инициативы норильчан. Например, в Норильске есть конкурс — поддержка одаренных спортсменов. Ведь ребята там фактически отрезаны от остального мира. Поэтому их спортивное развитие очень важно. Или вот программа «Профессиональная мобильность» — тоже только для Норильска. Не стало больших проектов, как то: театральный фестиваль «Норильские сезоны», который уже два года проводится в Красноярске. Или мультикультурный фестиваль «Таймырский кактус». Но зато есть много других проектов. Например, общественная организация дизайнеров Норильска — АНОД. Или, к примеру, местные норильские фотографы подали заявку на мастер-классы. Экспертный совет фонда ее, разумеется, поддержал. Все зависит от инициативы.

«Вечерний Красноярск» № 43 (284)

Рекомендуем почитать