В Красноярске завершилась очередная ярмарка книжной культуры
Очевидно, что тематический подход успешно прижился на Красноярской ярмарке книжной культуры. Прошлогодняя КрЯКК прошла под знаком Года Франции в России. Основной темой нынешней, уже четвертой по счету ярмарки стал «Образ Сибири в европейском сознании». Своим видением загадочной сибирской земли делились художники, режиссеры, литераторы и музыканты.
Земля парадоксов
То, что Сибирь вызывает у иностранцев неподдельный интерес, давно ни для кого не секрет. Terra Incognita, территория дикая, пугающая и одновременно притягательная. Как было отмечено на специальном круглом столе КрЯКК, посвященном образу Сибири в сознании европейцев, эту землю во многом можно сравнить с Австралией. С одной стороны, мрачный отдаленный край, куда издавна принудительно отправляли всех инакомыслящих, место каторги и ссылки. С другой — земля обетованная, куда люди сами бежали в поисках свободы... Земля суровая и прекрасная.
На четвертой КрЯКК читатели могли встретиться сразу с несколькими европейскими авторами, которые обратились к сибирской тематике в своих произведениях. Например, известный британский писатель и журналист Джеймс Мик в своем нашумевшем романе «Любовь человеческая» («Декрет о народной любви») рассматривает тему Гражданской войны в Сибири. Его коллега из Германии Керстин Хольм посвятила исследование «Рубенс в Сибири» судьбам «перемещенных» культурных ценностей, которые осели в музеях русской провинции. Немалое место занимает Сибирь и в умах польских литераторов (польская тема вообще неожиданно вылилась в отдельный блок нынешней КрЯКК). И весьма симптоматично, что представления о нашей же собственной стране нам расширяют иностранцы.
А вот у русских европейцев, о чем с огорчением заметила на том же круглом столе литературовед и писатель Мариэтта Чудакова, представления о Сибири весьма туманные. Иначе как анекдотом это назвать нельзя, но многие жители европейской части России до сих пор полагают, что в сибирских городах медведи свободно расхаживают по улицам. Сама была на КрЯКК свидетельницей курьезной сцены, когда один московский гость, услышав, что на Столбах люди давали Чулпан Хаматовой деньги (для ее благотворительного фонда «Подари жизнь», поддерживающего детей с онкозаболеваниями), всерьез предположил, что подобное внимание к популярной актрисе — «местный нганасанский обычай». Как тут не вспомнить Пушкина, который сетовал, что ленивы мы и нелюбопытны?..
Реанимация ценностей
Самым значительным театральным событием последней КрЯКК стал показ спектакля Театра наций «Рассказы Шукшина». Приезд этого московского театра совпал сразу по нескольким причинам. Во-первых, его поддерживает учредитель книжной ярмарки Фонд Михаила Прохорова. Во-вторых, «Рассказы Шукшина» в этом году стали лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» сразу в трех номинациях. И, наконец, постановка идеально совпадает с основной темой ярмарки — свое видение произведений сибирского автора представил латвийский режиссер Алвис Херманис.
В последнее время на российской сцене вообще всплеск интереса к творчеству Шукшина, его ставят во многих театрах страны. Постановку режиссера из Прибалтики можно без преувеличения назвать самым точным попаданием в этот, казалось бы, давно забытый материал. Что во многом, конечно, связано с удачным выбором актеров — думаю, спектакль многое бы потерял, если бы в нем не были заняты Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. Не случайно сам Херманис на репетициях сравнивал себя со скрипачом, которому посчастливилось играть на скрипках Страдивари и Гварнери...
Но не стоит преуменьшать и заслуги режиссера. Как отметил Евгений Миронов, Алвис Херманис не ставил своей целью показать советскую деревню эпохи Шукшина. Герои его спектакля — обыкновенные люди, и их переживания, их трогательные человеческие истории созвучны и понятны и в нынешнее время. Причем не только россиянам — спектакль с неизменным успехом гастролировал в нескольких странах Европы и в Израиле. Правда, как посетовал Миронов, эта постановка во многом все равно связана с прошлым — слишком уж далека от нас, сегодняшних, наивность и бесхитростность героев шукшинских рассказов. Но, может, тем и притягателен еще этот спектакль, что в наше прагматичное время люди особенно остро ощущают нехватку такой вот искренности и неподдельности чувств?.. Например, в одном из рассказов герой убежденно говорит, что бросать детей — грех. Для него это непреложная истина, сама по себе заслуживающая того, чтобы попытаться сохранить семью. Сейчас, когда семейные ценности равнодушно попираются, такие рассуждения звучат особенно трагично. И как-то поневоле заставляют задуматься...
В музыкальной программе не менее знаковое событие ярмарки — приезд Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнева и Московского академического камерного хора Владимира Минина. Сейчас забавно вспоминать, что три года назад, когда маэстро Плетнев впервые привез свой коллектив в Красноярск, он не рискнул включить в программу малоизвестные произведения. Оркестр и молодой пианист Александр Лубянцев тогда блестяще исполнили Первый фортепианный концерт Чайковского и Вторую симфонию Рахманинова. Но, думаю, для дирижера стало приятным открытием, что музыку любимого им Сергея Танеева (которая прозвучала на последней КрЯКК) сибирская публика восприняла с не меньшим восторгом, чем популярнейшую классику. Можно сказать, что в какой-то степени такая эволюция представлений о запросах слушателей тоже перекликается с основной темой ярмарки...
Установка на креатив
А каковы же дальнейшие тенденции? Первые две ярмарки книжной культуры по замыслу экспертов Фонда Прохорова были просто разведкой боем. То есть попыткой понять, какие книги интересны красноярцам и читают ли они вообще. Судя по тому, что за это время количество издателей-участников выросло в три раза, да и объемы книжных продаж здесь с каждым годом только увеличиваются, интерес горожан к чтению ни у кого не вызывает сомнений. Жаль, что за три года так и не удалось добиться главной цели ярмарки — найти способы регулярной доставки хороших книг в регион. А это значит, что культурные книги по доступной цене в Красноярске по-прежнему можно приобрести лишь раз в год — на очередной КрЯКК...
Тем не менее, как считает соучредитель фонда Ирина Прохорова, в уныние впадать не стоит, три года — всего лишь начало развития бренда. Свою состоятельность он уже убедительно продемонстрировал — КрЯКК можно смело назвать самым ярким культурным событием года в краевом центре. И дальнейшие шаги — за местными бизнес-кругами, которые подхватили бы и поддержали столь перспективную во всех отношениях затею.
А пока инициативу проявляют лишь творческие круги Красноярска. И то, к сожалению, недостаточно активно. Пожалуй, самая успешная идея КрЯКК, которая переродилась в заметный творческий проект, — это целенаправленное знакомство широкого круга слушателей с современной драматургией. Прочтение новых пьес в рамках ярмарки вылилось в фестиваль современной драматургии «Драма. Новый код» (ДНК), который уже третий год проводит Красноярский драматический театр им. Пушкина. С КрЯКК активно сотрудничает Красноярский музейный центр, чьи музейные ночи — непременный атрибут ярмарки, среди ее партнеров также Дом кино и краевая филармония. Постоянный участник КрЯКК — известный красноярский художник Василий Слонов. И все. А где остальные театры, где творческие союзы, почему они столь инертны и неинициативны? Впрочем, разобщенность красноярского культурного сообщества — проблема давняя, не секрет, что наши артисты крайне редко ходят друг к другу в театры. Что уж говорить о посещении каких-то концертов или выставок... То же самое, увы, можно сказать и о других представителях культурной среды. Международная книжная ярмарка — отличное место, которое может стать отправной точкой в решении наболевшего вопроса. Дело за малым — понять, что под лежачий камень вода не течет, и самим включиться в этот процесс.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск» № 44 (285)