Сантехника в России представлена мировыми брендами. Европейские марки интересуют покупателей с достатком выше среднего, эконом-сектор охвачен продукцией из Китая. Однако и отечественные унитазы, ванны, душевые кабины активно включились в борьбу за рынок. В Красноярске санфаянс не производят, зато рынок розничной торговли развит и поделен между игроками.
«Белый» рынок
Условно всю сантехнику можно подразделить на «белую» (внешнюю), создающую интерьер помещения, и «черную» (внутреннюю), скрытую от глаз, обеспечивающую функционирование всей системы в целом. Причем мировой рынок белой сантехники — один из самых динамично развивающихся. Сегодня качественный санфаянс многие специалисты называют предметом обихода, возведенным в ранг произведения искусства. Если раньше с унитазами и смесителями работали в основном монтажники и сантехники, то сегодня это сфера интересов в том числе и дизайнеров интерьера. Неслучайно в крупных сетях розничной продажи сантехники появились такие понятия, как «салон», «специалист по работе с дизайнерами», «готовые дизайнерские решения» и т. д. Красноярск в этом плане на несколько лет отстал от центральных регионов России, но активно наверстывает упущенное.
По результатам исследования компании Symbol Marketing, темпы роста рынка сантехники в России за последнее время составляли от 20 до 30 % в год. Его объем, по различным оценкам, достигает 9,5-11 млн изделий в год, или около 2 млрд евро. Правда, 40-50 % от общего объема приходится на рынок Москвы и Московской области. Согласно данным информационно-справочных центров, в Красноярске более ста фирм занимаются розничной торговлей санфаянсом. Большинство из этих компаний предлагают разнообразную белую сантехнику наряду с отделочными материалами, хозтоварами, даже электротехникой, но есть и узкоспециализированные магазины.
Безусловный лидер, который, по некоторым оценкам, занимает не меньше 50 % местного рынка, — компания «Водолей». Как сообщили в пиар-службе фирмы, «Водолей» работает в Красноярске больше 16 лет и специализируется как на поставках оборудования для систем отопления, водоснабжения, так и на розничной торговле.
Главные конкуренты «Водолея» — компании «Санмаркет-Красноярск», «Эврика», «Терем», «Старик Хоттабыч», «Элит-строй». Между этими игроками в разных долях поделен основной рынок Красноярска.
— Эти фирмы находятся на рынке давно и, можно сказать, поделили между собой основную массу клиентов, — говорит Данила Тугаринов, ведущий менеджер по работе с дизайнерами и комплектации объектов «Санмаркет-Красноярск». — Конкуренция, конечно, велика, но не могу сказать, что между игроками рынка ведется какая-то активная борьба. Частично мы разделили между собой рынок территориально, частично по сегментам.
Примерно 50 % всей прибыли магазинам сантехники приносит товар средней ценовой категории. Эконом-сегмент и люкс-сегмент приносят еще по 25 % каждый со своей стороны.
Китай не любят, но покупают
Преимущественную часть российского рынка сантехнических изделий составляет продукция зарубежных производителей: ее доля в настоящее время около 80 % от объема рынка. Отечественные предприятия в основном ориентированы на выпуск сантехнических изделий эконом-класса, тогда как за европейцами остаются верхний и значительная часть среднего ценового сегмента. По прогнозам некоторых экспертов, в ближайшем будущем отечественная сантехника сможет несколько потеснить импорт и занять 25-30 % рынка. В Красноярске этот процесс идет медленнее, чем в регионах Центральной России.
— В наших магазинах отечественная продукция представлена только в эконом-сегменте, — говорит Тугаринов. — Мы принципиально не занимаемся китайской сантехникой, но если рассматривать местный рынок в целом, то товар из Китая занимает на нем больше 50 %, и эта доля продолжает расти. Европейская сантехника занимает 30 %, остальное — Россия и другие производители. Правда, не могу не отметить, что отечественный продукт стал лучше по качеству, в последний год наши заводы активизировались.
Представители компании «Эврика» еще более оптимистичны — здесь считают, что российские производители стремительно осваивают и завоевывают рынок сантехники. Особенно они активизировались после того, как стали доступны технологии производства, материал и оборудование из Европы.
— На сегодняшний день наша компания сотрудничает с двумя российскими производителями акриловых гидромассажных ванн, — говорит руководитель отдела рекламы и маркетинга сети салонов кафеля и сантехники «Эврика» Екатерина Овчинникова. — И именно российские производители внесли некоторые новшества — функции оздоровления организма.
Динамика на красноярском рынке очень интересна: все крупные игроки постепенно отказываются от работы с китайскими производителями, но доля розничных продаж их продукции растет за счет мелких торговых точек. Сантехника верхнего ценового сегмента представлена моделями, производимыми международной компанией Ideal Standard, а также производителями из Германии (Villeroy & Bosch), Франции (Jacob Delafon), Испании (Roca, Gala), Италии (Ceramica Dolomite) и некоторыми другими. Правда, даже крупные европейские бренды предпочитают выпускать готовое сантехническое оборудование на своих заводах в России.
— У каждого магазина есть свои дистрибьюторские права, дилерство, — поясняет Тугаринов. — Именно этим мы все держимся на рынке. Конечно, основные мировые бренды представлены во всех крупных магазинах, но почти каждый имеет в ассортименте что-то такое, чего нет у конкурентов.
Биде не в фаворе
Если посмотреть на рынок с точки зрения географического деления, то правый берег охвачен сетью магазинов значительно слабее, чем левый, уверяют специалисты. Зато продавцы тянутся ближе к Советскому району — очаги активного строительства особенно привлекательны для предпринимателей. Если в старых районах основные продажи связаны с заменой старой сантехники, то от жителей новостроек стоит ждать более прибыльных заказов.
— Красноярцы активнее стали сотрудничать с дизайнерскими мастерскими, начали ориентироваться на работу с дизайнерами и мы, — говорит руководитель отдела рекламы и маркетинга фирмы «Водолей» Карина Шутко. — Такие услуги мы предоставляем во вновь открывшихся магазинах.
— За последние два-три года количество заказчиков, работающих с магазинами сантехники через дизайнеров, выросло вдвое, — согласен Данила Тугаринов. — Огромный плюс — возможность покупки под заказ при условии быстрой доставки. Складская программа приносит нам примерно 60 % прибыли, 40 % продаж уже осуществляется на заказ.
И все же большинство клиентов до сих пор — физические лица. Корпоративные покупатели у магазина сантехники появляются редко, предприятия и офисные здания предпочитают сотрудничать через строительные и отделочные фирмы. Поэтому и основной критерий выбора продукции у красноярского покупателя — в первую очередь размер, во вторую дизайн. Это связано с особенностями нашей жилплощади: стандартная ванная комната не дает свободы для полета фантазии. Именно поэтому готовые дизайнерские решения европейских производителей в России не востребованы — они просто не учитывают особенности наших квартир.
По этой же причине мало востребованы в Красноярске такие атрибуты роскоши, как биде, — исключительно из экономии места. Зато гидромассажные ванны сегодня — хит продаж. Почти 70 % всех клиентов, приобретающих ванну, предпочитают «джакузи».
Технические характеристики продукции редко интересуют клиентов, важнее — качество обслуживания. Процесс развития немного приостановился из-за кризиса: он хоть и ударил по рынку не так существенно, как по другим отраслям, но доходы компаний все же сократились примерно на 30 %. Сегодня рынок почти вышел на докризисные объемы продаж. По субъективным оценкам, ежемесячный оборот составляет примерно 100 млн рублей.
По материалам газеты «Вечерний Красноярск»