Иногда полезно отвлечься от текущих вещей, будь то недельные приключения рынка акций или годовые перспективы рынка нефти. И спросить о чем-то более общем. Вот есть такая присказка-поговорка, что Россия живет только своими недрами и здесь вообще разучились жить чем-то еще. Так ли оно, если посмотреть на цифры?
Размеры пособия
Поговорка про сырьевой придаток есть настолько общее место, что в нем, пожалуй, сходятся все политические движения. С разной трактовкой, как дошли до жизни такой, но с равным признанием ее печальности. Но не всякое общее место — правда. Вот в России практически общее место в народном сознании, что США желают нам погубления и всячески экономически ущемляют, что по факту, конечно, ложь: в общем раскладе мировой экономики они нас последнее десятилетие откровенно дотируют. Через политику дешевого доллара, опосредованно связанную с политикой дорогих ресурсов и ущемлением мест с высокой добавленной стоимостью: именно в этом состоит феномен стран БРИК, внутреннего прорыва в них нет, это ФРС подарила денежку периферии, потому что в мире такой сезон. Настанет период дорогого доллара и дешевых контрактов на сырье — периферийное чудо так же схлопнется без всякого внутреннего усилия, как оно и возникло.
Ну а если общее место о ресурсной халяве подтвердится, нелишне уточнить ее параметры. Сколько именно мы имеем по природной милости? Вот буквально в доходе каждого россиянина — сколько в нем от природной ренты и сколько от трудового усилия всех совокупных россиян?
Если брать нефть, то ее экспорт, в текущих цифрах, примерно
Если бы в России не было вообще ничего, кроме нефти, это уже решение проблемы голода. Если перевести это в цены дешевых продуктов — овощи, крупы, макароны, — накормить Россию можно только с одной доходной статьи. Учтем, что еще в
Вспомним еще про доходы от цветных металлов и прочего нужного в мире, умножим еще примерно на полтора. И это уже, переводя доллары на рубли и годы на месяцы, получим примерно по
А на самом деле даже и больше. Есть такая вещь, как мультипликатор, когда доходный рубль в одной отрасли поднимает сколько-то копеек в другой. Вот случился 2008 год, цена на нефть упала в четыре раза от пика и в два раза от текущей нормы. Строительство сократилось на треть, а выпуск отечественного автопрома — более чем в два раза. А банковский сектор, заигравшийся с кредитами на Западе под дорогую нефть, дорогой рубль, дорогие акции и дешевый доллар, — чуть не вылетел в трубу к концу 2008 года.
Куда катишься?
В общем, если посмотреть без иллюзий: от 300 до 500 долларов, смотря как считать, на каждого гражданина России в месяц приходится от того подарка, что послала нам природа и цену на что назначили финансисты в США. Ежемесячный доход на члена семьи в большинстве российских семей меньше этой суммы. В Москве больше. В крупных городах примерно такой и есть. На селе и в мелких городах меньше. Но это именно средние цифры: расходы на вино по тысяче евро бутылка входят в итог точно так же, как гречка пенсионера.
Чтобы понять, что такое Россия без ее чудесного экспорта, можно посмотреть на Украину. Там средняя официальная зарплата, если ее перевести в наши деньги, меньше 10 тысяч рублей в месяц. Где-то сопоставимо обстоят дела в Белоруссии. В общем, как у нас в самый голодный ельцинский год. Но самый голодный ельцинский год — это и будет год с ценой за баррель долларов по
80 долларов за баррель — много или мало? Вспомним какой-нибудь 2003 год, дело ЮКОСа. Всем кажется, что Россия уже купается в нефтяных деньгах. Между тем цена на уровне примерно 40 долларов за баррель. В 2010 году цена вдвое выше той, что считалась когда-то подарком судьбы, и кажется... недостаточной.
Министр финансов Алексей Кудрин недавно заявил, что российский бюджет на следующий год был бы бездефицитным при цене 109 долларов за баррель. А когда-то выходили в профицит при цене, вдвое меньшей. Вывод какой-то странный: главное, чему научились в России за жирные годы, — это хорошенько и обстоятельно тратить. Сокращали чиновников на проценты так, что общее их число вырастало в разы, раздували штаты корпораций, повышали нормы везде — от норм пенсий до норм откатов. Расходные статьи подгонялись под доходные. В предположении, что халяву будут выдавать бесконечно, придумано даже официально-державное именование халявы на долгие времена — «Россия, встающая с колен».
Но экономика имеет свои циклы. Эпоха дешевого доллара сменится эпохой доллара дорогого, в цене вырастет золото и упадет нефть, и упадет цена рабочей силы в третьем мире, и упадут обратно на свои колени страны БРИК, главное, чтобы не переломались кости. Чтобы примерно понять природу цикла, можно вспомнить времена Рейгана, при которых и загнулся СССР.
При текущей цене барреля принято решение, что Россию ждет масштабная приватизация, чтобы изыскать денег в сложный год. С ценами на нефть около 80 долларов, напомним.
Между тем специалист волновой теории Роберт Пречтер предрекает уход нефтяных цен на минимумы надолго. Мол, и 30 долларов за баррель будет, и меньше. Себестоимость нефти в действительно нефтяных местах земли менее 10 долларов, и там не пропадут. А мы, видимо, будем вспоминать слово «секвестр» и как сладко жилось при Брежневе, Гайдаре, Чубайсе.
Александр Силаев, «Вечерний Красноярск» № 44 (285)