Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Грядки для коррупции

Грядки для коррупции

19.11.2010
3

Есть такие вечно-избитые темы, при сползании к которым почти перестаешь верить в искренность говорящих. Ну вот коррупция, например. Все знают, какие надо от нее говорить заклинания. Больше всех риторическими практиками владеют сами коррупционеры.

Риторическое

...И колосятся на этой грядке растения всех сортов«Усилить, расширить, углубить», — говорят какие-то серьезные чиновные дядьки о борьбе с извечным злом, но не сильно удивишься, если узнается, что, положим, для 62 % дядек в этом зле состоит их бизнес. Ну или для 38 %, какая разница? Главное, что цифра не 0,1 % и говорение чиновников о коррупции сильно напоминает движение пчел против меда. Еще меньше почему-то верится оппозиции, еще с 90-х годов. Так меньше, что даже чиновникам верится больше. Простейший эксперимент: возьмем профессионального комсомольца с речевкой «Чубайса под суд» и заведем в место, где комсомольцу позволится брать откат или пилить бюджет. Как думаем, выдержит искус та душа?

Я бы ставил скорее на то, что главный приватизатор России Альфред Рейнгольдович Кох на поверку выйдет более праведным, чем его ненавистники. В самом простом, бытовом смысле. Если дать человеку, фигурально выражаясь, подержать чемодан с деньгами — что будет? И что-то подсказывает, что право финансовой подписи лучше доверять Альфреду Рейнгольдовичу. У него было такое право подписи, которое другим и во сне не снилось. А личное состояние, нажитое за те чудо-годы, как у иного оборотистого вице-мэра, не более. Я бы хотел ошибиться, но что-то шепчет: 90 % предлагавших расстрелять Коха за разворуйку России на его месте воровали бы сами. Им, протестным, просто не предлагали. И у всех них была бы чудесная самовыписанная индульгенция: «Не мы такие — время такое. Время такое, но мы против него боремся. А пока мы время не победили, будем как люди».

Но это все присказка. Если о коррупции говорить не в режиме лозунгов антимедового движения заслуженных пчел и кандидатов в эти пчелы, то как говорить? Конечно, можно сказать, что кадры решают все. Что честный начальник наберет себе честных подчиненных и так далее. Конечно, это так, только говорить про это почти невозможно: сразу всплывет вопрошание: «Кто проверит проверяющего?», «Кто выберет выбирающего?», «Воспитает воспитателя?» и т. д. Разговор на том и кончится: все оно так, но в рецептуре для социальной инженерии прописать это нельзя.

Разговор с другого конца — разговор институциональный. Вообще вопрошание, что кто кого определяет — люди институты или институты людей? — сродни давнишней полемике о первородстве курицы и яйца. Все равно логично (или равно нелогично), но разговор в терминах институтов просто более возможен.

Как говорил философ Мамардашвили, «нам нужны не честные судьи, а независимые суды». Хотя бы потому, что прописать в законе введение честных судей нельзя, а независимых судов можно. В конце концов, было две страны: СССР и США. В одной считали, что черт с ними, институтами, были бы люди хорошие. В другой считали, что человек по природе своей эгоистичный жулик и идиот и надо бы этот казус как-то уравновесить. В США до сих пор успешно уравновешивают плохих президентов. А хорошие люди отменили однажды свою страну, потому что так было немного выгоднее.

Институты воровства

Так вот, давайте исходить из того, что человек по натуре даже не то чтобы плох, а слаб. И он всегда займется этой самой коррупцией, если можно будет заняться ей безнаказанно. Давайте даже смягчим: пусть даже 70 % не займутся, а 30 % займутся, все равно это будет «тотальная коррумпированность всех сфер жизни».

А теперь собственно тезис: институциональная основа коррупции, грядка, на которой это не может не расти, — это наше социальное государство, социализм. На него наложили немного рынка, немного гражданских свобод и дикий консьюмеризм. Но если брать в терминах 19-го века, то это, конечно, социализм, продолженный из 20-го века в 21-й. Какие там родовые черты? Во-первых, дикая замкнутость всего и вся на бюджеты различных уровней. Грубо говоря, половина всех денег складывается в большую кучу, а затем оттуда распределяется. Разумеется, в интересах общества, но конкретные расходные статьи абстрактного общества прописывают чисто конкретные дядьки. Определяя как сами интересы, так и свой неизменный процент за их воплощение.

Давайте оставим на минутку обвинительный уклон и посмотрим на обстояние дел. Есть люди, на финансовой подписи у которых крутятся миллионы и миллиарды рублей. Зарплата такого топ-менеджера госслужбы порядка ста тысяч рублей в месяц. В частном бизнесе его коллега, с аналогичным объемом средств в управлении, получает в месяц сто тысяч долларов. Самое мягкое, чем можно подравнять дисбаланс, — это десять тысяч долларов в конверте сверх зарплаты. Самое мягкое.

Решение, пока нет таблеток для усиления праведности, только одно: уменьшать бюджеты, повышая их прозрачность. Не собирая вот эти огромные кучи, из которых потом делить.

Вторая черта: разрешительный принцип всего и вся. Попробуйте, например, взять и на пустой земле (которую готовы выкупить, знать бы еще, как и у кого) построить дом. Сто лет назад — берешь и строишь. Сейчас это — несколько десятков справок, несколько лет согласований. Фирма может себе позволить, человек — нет. В общем, тоже грядка понятно чего.

Возразят, что «социализм — это не коррупция, это порядок как при Сталине». Во-первых, тут логическая ошибка: из того, что в обществе много расстреливают, еще не следует, что в этом обществе не воруют. Но пусть даже воруют меньше. А цена того?

«Социальное государство», построенное вокруг Госбюджета и Разрешений, как раз и означает колебание между полюсами сталинизма и того, что сейчас. Ресурсов мало — казарма. Ресурсов много — коррупция. А как же Запад, там ведь тоже социальные государства, все больше Чиновника, Госбюджета и Разрешения? А там тоже — процесс пошел. Сейчас скорее Европу дореформируют до России, чем Россию до Европы.

Александр Силаев, «Вечерний Красноярск» № 45 (286)

Рекомендуем почитать