В начале ноября случилось событие, которое один аналитик уже назвал «самым глупым экономическим решением за десятки лет». Может быть, названо слишком резко. Может быть, преувеличен масштаб. Но событие знаковое для финансовых рынков всей планеты. Как полагается большому событию, оно произошло в США.
Сильно горячие акции
Аббревиатура его QE, для точности добавляют QE-2. Означает «количественное смягчение». Можно поискать и более понятное слово. Все-таки мы живем в слишком политкорректном мире, где идиотов, к примеру, принято называть альтернативно умными. В переводе на более честный язык это просто эмиссия, так оно теперь называется в том месте, где отвечают за эмиссию мировой резервной валюты, в Федеральной резервной системе США. Не будем вдаваться в технические подробности, упомянем лишь, что это такая процедура «монетизации госдолга», ее разыгрывают в две руки: Казначейства и Центробанка (та самая ФРС, основанная пулом американских банков, такой у них Центробанк). Казначейство печатает долговые обязательства, банки их приобретают, ФРС их выкупает. В ходе означенной двухходовки в мире появляются новые доллары из ничего, в бюджете США финансирование расходных статей, а в банковской системе ликвидность на всякое разное, прежде всего на спекуляции.
Пару месяцев перед событием была нешуточная интрига. Все биржи замерли в ожидании. По сути, решался вопрос, расти этим биржам в ближайшие месяцы или падать. Накал страстей можно пояснить на примере. Сколько стоит акция? Есть много ответов на то, что определяет в моменте текущую цену. Самый циничный и близкий к истине ответ дан в книжке биржевого спекулянта Александра Элдера: «Акция стоит на рынке столько, сколько за нее готов дать самый большой дурак». Если найдется человек, готовый выложить за акцию Сбербанка 200 рублей, то и текущая котировка 200, а если 50, то 50. И никакой фундаментальный анализ, балансовая отчетность и прочее ничего не убавят и не прибавят.
Как растет на бирже пузырь? Все знают, что цена на фишки фундаментально завышена. Но почему их покупают по завышенной цене? Только потому, что верят в наличие «самого большого дурака», точнее, «дурака, следующего за тобой». А тот, в общем-то, не так уж и глуп, его логика схожа. Он верит, что за ним будет еще один покупатель и цена между ними успеет еще полежать на растущем тренде. Когда тренд рушится (акции растут долго, а падают быстро), тот, кто держал ее последним, платит за банкет.
Люди как бы перебрасывают друг другу бомбу. За удержание бомбы в руке начисляется денежная премия. Чем дольше держишь, тем больше премия. Но рано или поздно у кого-то взорвется, и всю прибыль оторвет вместе с руками. Страшно, боязно. Но все биржевые спекулянты делают это. Считается, что если держать и передавать бомбу по правилам, то рванет не у тебя. Премудрости фундаментального и технического анализа про то, чтобы не оказаться таким финальным держателем.
А теперь вернемся к интриге с QE.
Им не жалко
Вспомним правило про «последнего дурака» и зададимся вопросом: как можно поддерживать игру в рост максимально долго? Можно сделать так, чтобы к покупке акций были какие-то разумные основания, например вера в рост экономики. Но сначала надо опустить акции с текущих уровней (при сегодняшнем соотношении цена-прибыль американский фондовый индекс переоценен в разы, если брать обычные мерки
Именно это и сделала ФРС. Первое «количественное ослабление» устроили в 2009 году, профинансировали вот так хитро госдолг и налили банкам ликвидность. При этом кредитовать реальный сектор сейчас невыгодно. Деньги отнесли на рынки акций, и там снова запузырилось. Но это был 2009 год, банки и фишки надо было спасать. Сейчас осень 2010 года, акции на хаях, банки не жалуются. Спасать никого вроде не надо. Но тема есть: ждем «количественного ослабления». Сентябрь и октябрь все фондовые рынки мира росли именно в преддверии этого. Было известно, что 3 ноября ФРС примет решение, быть эмиссии или нет. Ничего, кстати, не обещали. Считалось, что дадут. Потом засомневались: а если не дадут, а QE уже заложена в цену акций?
В РФ интрига была еще сильнее. Решение ФРС оглашалось вечером 3 ноября, где-то в 21.15 по Москве. Наши биржи закрыты. Весь мир отыгрывает новость два дня, а мы имеем гэп в понедельник. И никто не знает, в какую сторону. Давно биржи не были такой рулеткой. Самые осторожные вышли в кэш. Рисковые ушли на выходные в лонгах и шортах. На кону стояли миллиарды. ФРС приняла решение, что QE будет. Российский рынок за пятнадцать минут начала торговой сессии вырос на десятки миллиардов рублей. С тех пор уже прошло время, но такое не забывается быстро...
Но почему иными решение ФРС считается величайшей глупостью? Что это некое извращение, уже видно. Больной вроде выздоравливает сам, но ему вкачивают мощнейшую дозу взбадривающего наркотика. Оборотная цена — слабый доллар. Дорожают акции, дорожает сырье, но слабее сама валюта, ни одна валюта не усиливается оттого, что ее становится много. В итоге инфляция и гиперинфляция. Гипер, с одной стороны, уменьшает тело долга правительства США. С другой стороны, это убивает приток капитала, это повышает ставки, повышение ставок — увеличение платы обслуживания долга. Палка о двух концах. В пределе это такое ослабление доллара, при котором он просто не может быть более мировой валютой... По сути, выкупая долг у самих себя, США как бы признают неизбежность дефолта в ином сценарии.
Чем дальше, тем будет жестче. ФРС дает понять, что именно так она будет держать рынки. Будет и QE-2, и QE-3, и QE-4. Развилка пройдена. Выбрали принять дозу в момент, когда была возможность с нее соскочить.
Александр Силаев, «Вечерний Красноярск» № 45 (286)