Первый класс является серьезным испытанием как для учеников, так и их родителей. У одних детей адаптация проходит достаточно мягко и незаметно. У других — нелегко. Существует неутешительная статистика: процент детей, которые не хотят идти в школу, постоянно растет.
Увеличивается количество заболеваний, которые именуются функциональными отклонениями, вызываются они нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни.
Как показывают наблюдения у немалого количества детей, полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. И все это может протекать и на фоне хорошей учебной успеваемости. Но какой ценой? Такие дети, имея положительные отметки в дневнике, часто и подолгу болеют, они же и составляют группу риска так называемого школьного невроза.
Несомненно, учитель может в значительной степени как смягчить процесс адаптации к школе, так и усугубить его. Но хочется прежде всего обратить внимание на трудности, которые связаны с отношением родителей к школьной жизни.
Какие же ошибки чаще всего допускают родители?
- Не придают должного значения режиму дня своего ребенка. Бывает так: стоит только урегулировать распорядок дня (время подъема, приема пищи, прогулок, делания уроков, сна) — как жизнь ребенка значительно меняется в лучшую сторону. Часто родители уверены, что с режимом у их ребенка все в порядке, и только на приеме у врача выясняется, что их ребенок практически все это время не получал должного питания (так необходимого мозгу для нормального функционирования!). Утром, дома, он почти не кушал, мама надеялась на обед в школе, а обед в школе он не посещал, т.к. у него всегда были карманные деньги, которые ребенок тратил в буфете на сладости.
- Мало уделяют времени общению с ребенком. Родители слишком заняты, и ребенок проводит больше времени с неодушевленными предметами. Многие школьные проблемы у детей возникают просто оттого, что они не знают простых формул общения, и вообще они редко играют в игры с участием взрослых. Забыл дома ручку — не знает, как об этом сказать. Хочет в туалет — не знает, как попроситься, и т.п. Чтобы вооружить своего ребенка нужными формулами, поиграйте с ним в школу и в другие игры. Сначала он будет учителем, а вы учеником, потом — наоборот. Объясните ему на своем примере, что делает учитель, что надо сделать, если хочешь спросить его о чем-то, как вести себя, если чего-то не понял. Убедитесь, что ребенок запомнил словесные формулы, умеет правильно ими пользоваться.
- Ожидают от ребенка только очень хороших, высоких достижений и выражают активное недовольство тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. Сравнивают его результаты с эталоном (например, со старшим братом или соседской девочкой). В результате у ребенка снижается уверенность в себе, формируется заниженная самооценка, повышается тревожность, что приводит к ухудшению общего самочувствия и дезорганизации деятельности. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, увеличивают нагрузки, организуют дополнительные занятия, заставляют по нескольку раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к переутомлению, нарастанию проблем. А между тем, такой ребенок нередко нуждается в помощи специалистов, возможно, консультации у невропатолога или психиатра (особенно, если у ребенка была родовая травма, и не только).
- Отдают ребенка в различные развивающие секции, забывая о том, что полноценный отдых на этом этапе важнее. Полезнее будет для ребенка больше свободного времени провести на свежем воздухе (не менее 2 часов в день). А в секцию отдать ребенка чуть позже, когда ребенок адаптируется к школьным нагрузкам.
- Слишком раннее предоставление ребенку самостоятельности. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют ребенку полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за его деятельностью. Приучение ребенка к самостоятельности — задача важная, требующая грамотного подхода. Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше, и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Если так случилось, что время упущено, ситуацию поправить можно, не исключено, что с помощью специалиста.
- Не придают серьезного значения особенностям развития речи ребенка. А это нередко стоит во главе трудностей ребенка адаптации в школе. Ведь если ребенок правильно произносит все звуки, это еще не значит, что его речь развита согласно возрасту. Недостаточная сформированность речи — очень частый недостаток, встречающийся почти у 60 % первоклассников. Речь идёт не только о запинках и заикании, не стоит забывать и про небольшой словарный запас, трудности выделения звука в слове, неумение составлять рассказ по картинкам и вести диалог. Необходимо помнить: таким детям крайне не рекомендуются школы с углублённым изучением иностранного языка. К тому же, некоторые нарушения речи говорят о неполадках в работе нервной системы ребёнка. Следует обратить особое внимание, хорошо ли ребёнок спит, нет ли у него страхов, излишней раздражительности. Нет ли навязчивых движений, не грызёт ли он ногти. Если есть несколько вышеперечисленных признаков, необходимо обратиться за консультацией к детскому врачу-психоневрологу.
- Нередко родители доверяют больше народным целителям, в то время когда ребенок нуждается в наблюдении специалистов, в инструментальном исследовании мозга. Особенно остро проблемы обнаруживают себя в периоды повышенной стрессогенности (начало школьного обучения к таковым относится). На подобные размышления натолкнул недавний случай, когда обратилась за помощью мама одной девочки. При первом же инструментальном исследовании мозга девочке был поставлен серьезный диагноз, потребовалась госпитализация. Помочь ребенку можно было гораздо раньше, не доводя ситуацию до критической.
Что должно насторожить родителей?
- Отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков.
- Ничего неинтересно, ребенок безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
- Делает уроки только «из-под палки».
- Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, желудочно-кишечные расстройства), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.
- Избегает общения со сверстниками.
- Появилась патологическая неуверенность в себе.
- Очень не любит учителя или боится его, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.
Ключ к успеху — понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в том, что безвыходных ситуаций не бывает. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.
Желаем вам больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, терпения и выдержки, и тогда все получится!
Авторы: Салима Сираева, Людмила Токмакова
Журнал «Город детства».