В этом году президент Ассоциации туристических организаций Красноярского края, директор компании «САМЕЙ» Галина Дудина впервые отдыхала в Турции. Говорит, во второй раз не поедет. Хотя признает — основная масса туристов ездит как раз по раскрученным направлениям, оригинальных туров — не больше 10 %.
Рискованное страхование
Давайте с места в карьер, Галина Николаевна. Как устроена система туристического бизнеса в Красноярске?
За последнее время схема сильно изменилась. Уже два года, как на красноярский рынок зашли московские туроператоры, и все местные компании стали агентствами. Большинство из них просто перепродают продукт, который предлагают московские операторы.
Когда-то было по-другому?
Конечно. У нас были свои операторы, мы делали свои чартерные программы из Красноярска. Скажем, до развала «КрасЭйр» все было по-другому. Сейчас очень много мелких агентств. Причем это не то количество, которое должно быть на территории города. С отменой лицензирования открыть турфирму может любой. Если для того же салона красоты нужно соответствовать санитарным, пожарным требованиям, использовать сертифицированное оборудование, то для туристической компании достаточно старого стола, стула, компьютера — и все, вы готовы к работе. Заплатили 10 тысяч уставного капитала, за душой у вас как у латыша ни гроша, но вы в состоянии работать и принимать наличные деньги от клиентов. И в то же время быть непрофессионалом. Сейчас многие туристы, поездив по разным странам, решили, что они могут заниматься этим бизнесом. Когда зашли федеральные игроки (конец 2008 года — начало
А сколько надо?
В свое время нотариусы определили для себя норму. Наверное, нечто подобное должно быть и с турагентствами. В Германии, например, медицинских клиник тоже ограниченное количество.
Мне кажется, там рынок выжил всех слабых игроков. У нас же прошло слишком мало времени, наверное, спустя какой-то срок останутся только сильные компании.
Возможно, так и будет. Но сейчас происходит что-то невообразимое. Если первое время я отслеживала новые фирмы, то сейчас просто не успеваю. Ну и неинтересно становится.
К чему привело взрывное увеличение игроков?
Очень много нареканий у клиентов. Заведено несколько уголовных дел — фирмы открываются, собирают деньги, а туристы никуда не улетают. Это самое страшное. Еще одна черта — недостаток профессионализма. Вы как турист пришли в компанию, сами еще не знаете страну, в которую хотите поехать. Мы ведь продаем виртуальный продукт, и у каждого восприятие этого продукта свое. Главное — понять, что хочет клиент, уловить настрой и желание туриста. Если этого не происходит, велика вероятность, что ваши представления об отдыхе не совпадут с реальностью. А это опять же конфликт. Дальше. Чтобы привлечь к себе клиентов, молодые кампании начинают демпинговать. Снижать цену они могут только на ту комиссию, которую зарабатывают от туроператора. Если снизить цену турпутевки на всю свою комиссию (а это от 10 до 15 %), компания непременно лопнет. Развалится, как пирамида. Фирма растет-растет за счет оборотных средств, а потом в какой-то момент — раз, и деньги закончились, и туристы никуда не полетели. Я мечтаю, чтобы появилась достойная законодательная база. То, что происходит на рынке сейчас, иначе как бардаком назвать не могу. Нужна федеральная инициатива. Какие бы законы в Красноярском крае мы ни написали, они не решат проблемы. Если такой инициативы нет на федеральном уровне — все бессмысленно. Те уголовные дела, о которых я говорила, думаю, в конечном итоге попадут в корзину. Не те суммы. Ну что такое миллион на фоне того, что воруются миллиарды?
За миллион можно посадить. За миллиард — сложнее.
(Смеется.) По русскому принципу: украсть — так миллион, любить — так королеву. Помню, ко мне приходил турист, который еще в октябре оплатил 100 % путевки на февраль. Вывеска фирмы исчезла, телефоны не отвечали. А он заходит ко мне в кабинет и тут же спрашивает: «Недавно открылась фирма „Полосатый слон“, она надежная?» Мне кажется, наших людей ничто не научит. Ведь в какой-то мере они сами стимулируют появление компаний-однодневок.
Какой идеей руководствовались, отменяя лицензирование в 2007 году?
Мне трудно ответить на этот вопрос. Мы все были крайне удивлены. С другой стороны, во всех сферах отменяют лицензирование или хотя бы его упрощают. У строителей есть саморегулируемые организации, может, в туризме тоже должна быть подобная схема. Туристы приносят сюда деньги, а путевки же есть разной стоимости: от 10 тысяч до миллиона.
В Красноярске продаются путевки за миллион?
Да. Не каждый день, конечно, но бывает. Лицензию, к слову, заменили страховками. Чтобы попасть в реестр, нужно обязательно застраховаться. Изначально было так: на 10 млн страхуется красноярская компания и на 10 — московская. Вы же понимаете, что обороты абсолютно разные. Там — миллиарды. На сегодняшний день подход стал более дифференцированным. Для региональных операторов сумма страховки 30 млн рублей, для федеральных — 300. Но если Capital-tour не решит своих проблем — хотя, я думаю, у них все будет в порядке, — только 10 % туристов смогут получить страховые выплаты.
По сути, система страхования не дает никакой защиты?
Абсолютно. В федеральном законе о туристической деятельности очень много незалатанных дыр. Закон не решает вопросы рынка. Когда было краевое лицензирование, наш департамент по туризму хотя бы знал, сколько работает компаний, чем они дышат и кто их возглавляет. Тогда, чтобы открыть агентство, директор должен был проработать в туризме не менее трех лет.
Туристический пирог
Сколько на красноярском рынке федеральных брендов?
Давайте считать. Tez Tour, Pegas Touristik, Natalie Tours, «Библио-глобус», Coral Travel, пытается зайти Lanta-tur. Эти компании имеют не только представительства, но и блоки на чартерных рейсах. Сейчас открыла свой офис Pac Group, это московская компания. К сожалению, закрылся Capital-tour.
Как поделен рынок между игроками?
Больший кусок у Pegas. Не возьмусь точно оценить долю, но, думаю, не меньше 70 %. У них большее количество направлений: и Хайнань, и Таиланд, и Пхукет, и Египет, и ГОА — пять самых популярных направлений из Красноярска. Хотя это плохо, своего рода монополия.
Есть явные лидеры среди местных турагентств?
Об этом лучше спрашивать федералов, у них есть четкая статистика. Одно могу сказать точно — старые компании, которые уже давно на рынке, чувствуют отток клиентов. Все эти скидки, предложения вновь открывшихся фирм, личные отношения со вчерашними туристами, а ныне бизнесменами разрывают рынок на части.
В 2009 году в списке из 18 региональных компаний-лидеров единственная красноярская турфирма — «Дюла», она занимала
В тот момент «Дюла» еще пожинала плоды своего лидерства, своей монополии.
Как сложилась система чартеров после ухода «КрасЭйр»? Я правильно понимаю, что до развала все чартеры из Красноярска выполняла только эта компания, а кресла между турагентствами распределяла «Дюла»? И это основная причина лидерства?
Конечно, сюда не запускали ни один другой самолет.
«Красэйр» ушел...
Рынок остался свободным. В том числе и я была инициатором, чтобы сюда зашел первый рейс Pegas. Мы взяли у них борт осенью, а с февраля компания поставила свой второй рейс и начала демпинговать. Нам стало невыгодно работать в партнерстве. Летом 2008 года появились первые рейсы Tez Tour, потом Coral Travel, Anex Tour.
И начался настоящий рынок. Авиакомпании, которые выполняют чартеры, тоже выбирают федеральные игроки?
Да, первым зашел NordWind c Pegas, «Трансаэро», «Сибирь». А больше на чартерах никто и не работает. Одно время «Вим-авиа» летал.
Подогрев цен
Туристический бизнес достаточно неплохой индикатор настроений в обществе. Когда грянул кризис, рынок сильно просел?
Был страх, что никто никуда не полетит. А случилось наоборот. Во многом благодаря федеральным партнерам цены выравнялись. Помните, сколько стоили билеты на самолет во времена «КрасЭйр»? И путевки соответственно. Сейчас цены более демократичные — 60 тысяч на двоих в год могут позволить себе многие. Из-за прихода федеральных игроков и существенного снижения цен рынок расширился за счет тех, кто за границу вообще никогда не ездил. В первое время был чудовищный демпинг: в Анталью на неделю в отель 3 * «все включено» можно было слетать за 9 тысяч. А на Манском плесе 1 туро-день без завтрака стоит тысячу рублей — делайте выводы. Народ начал в спешном порядке оформлять загранпаспорта, многие стали выезжать даже несколько раз в год. Цена вопроса стала другой.
Прошло почти два года, что изменилось?
Количество рейсов увеличивается, и в основном все они закрываются. И при этом нет такого демпинга, за 10 тысяч вы никуда не улетите. Понятно же, что такие цены нереальны, это даже ниже себестоимости. Хотя суммы очень развратили рынок.
В апреле 2009 года вы говорили, что приходится работать с нулевой рентабельностью, а иногда даже отрицательной.
Когда были такие скидки, приходилось подстраиваться под других игроков — это была общая тенденция.
А как вообще формируется цена на путевку?
Калькуляция турпродукта очень проста. Авиабилеты, проживание в гостинице выбранной категории, трансфер, страховка. Это если страна безвизовая, плюс рентабельность компании-оператора.
Плюс компании-агентства.
Цену формирует компания-оператор, мы работаем от их цен, а сами получаем комиссию от 10 до 15 %.
Но цена на турпродукт очень сильно варьируется. За 3 месяца до вылета она одна. За месяц — вторая. И за несколько дней — третья. За счет чего происходят эти изменения?
Цена всегда меняется и зависит от того, как заполняется рейс. Существует раннее бронирование — приличный отель сам дает скидку долларов в
«Горячие» путевки — это скидка отеля или желание оператора заполнить рейс любыми способами?
В игре с «горячими» турами гостиница не задействована — только перелет. Оператору выгоднее получить 30 % от стоимости билета, чем лететь с пустыми креслами. Вчера (беседа состоялась 18 октября. — «ВК») вы могли купить путевку на 21 ноября и за 18 тысяч улететь бизнес-классом в Таиланд в отель 3 *.
Странное сочетание бизнес-класса и трех звезд.
Просто это кресло в самолете никто не выкупил. Перелет фактически был бесплатен. В популярных гостиницах операторы выкупают номерной фонд за полгода, и, если он не заполняется, лучше вернуть хотя бы те деньги, которые заплатили.
За счет раннего бронирования гостиницы дополнительно увеличивается маржа оператора.
Да, но в то же время это оборотные средства.
Бабушки-туристы
Среднестатистические красноярцы скорее пойдут в турагентство или поедут отдыхать «дикарями»?
Тех, кто пользуется Интернетом, становится все больше. Многие владеют иностранными языками, они прекрасно используют онлайн-бронирование. Но им в любом случае приходится обращаться в турагентство, если они летят в визовую страну. Правда, иногда самодеятельность выходит боком. Ну и такие туристы могут воспользоваться лишь регулярными рейсами, без турагентства на чартер они не попадут.
Вы ощущаете рост количества «дикарей»?
Пока еще остро не ощутили, очень большой приток тех, кто впервые выезжает за границу. В Анталью «КрасЭйр» летал 2 раза в неделю, в этом году было по 10 рейсов. Многие из этих людей раньше всегда отдыхали в Сочи, Адлере, Анапе.
Насколько отличаются цены?
Отдыхать за границей стало дешевле, чем в России. Летом цены на билеты до Анапы доходили до 35 тысяч, на двоих это уже 70 тысяч плюс в среднем 2,5 тысячи на проживание. И это без питания. В Кемер в 3 * вдвоем можно было улететь за 54 тысячи, но это уже «все включено». И уровень сервиса даже в простеньком отеле выше, чем у нас в Анапе.
Турист помолодел?
Турист постарел. Те слои населения, которые раньше трудно было представить в самолете, стали путешествовать. Бабушки в 80 лет летают за границу, и меня это радует. А самые молодые туристы — дети, которые выезжают вместе с родителями. Раньше себе этого позволить не могли, а сейчас путешествуют вместе с ребятишками.
За счет чего конкурируют красноярские компании? Ведь за счет цены — если это надежная компания, которая думает о будущем, — не очень-то получится?
Пытаются привлечь дополнительным перечнем услуг. Есть фирма, которая предлагает, например, выезд на дом. Я бы побоялась отправить менеджера неизвестно к кому, для этого нужно содержать еще систему охраны. Такого рода завлекаловками многие пользуются, но не думаю, что они хорошо работают. Сарафанное радио — лучшее в нашем деле. Даже реклама как таковая уже не срабатывает.
Каков годовой оборот туристов?
В разных компаниях по-разному: от двух тысяч до 10.
А в деньгах? В 2009 году федеральный туристический рынок составлял чуть больше 184 млрд рублей. Красноярский оценивали в 1,5. Цифра изменилась?
Думаю, она выросла процентов на 30. Стало гораздо больше рейсов, больше «индивидуалов», их хоть и немного, но они есть. В этом году мы делали тур «Скандинавский треугольник». Интересно отправлять туристов в такие путешествия. А то открыл сайт, выбрал гостиницу, забронировал — это скучно.
Вкусы и предпочтения
Турист сам решает, где он будет отдыхать, или во многом это зависит от менеджера?
Часто люди приходят целенаправленно, вплоть до конкретного отеля. Но много и сомневающихся туристов. Тогда мнение менеджера очень весомо.
Предпочтения красноярцев за последнее время изменились?
Пять традиционных направлений, которые я озвучила и по которым летает Pegas, — это основная масса туристов. Экзотики не так много, как хотелось бы. Есть клиенты, которые живут какое-то время в Китае, потом в Малайзии, потом улетают на Бали или на ГОА. Люди стали позволять отдыхать себе дольше чем 2 недели. У нас есть клиентка, которая покупает в начале года 3 автобусных тура по Европе. Они стали удобные — практически нет ночных перегонов, все живут в гостиницах. Когда хочется сформировать общее впечатление о Европе, а потом решить, в какой стране хотелось бы отдыхать, автобусный тур оптимален. Ну и цена, она довольно демократична.
Я всем рекомендую Китай — это одна из моих любимых стран. Туристы к нему относятся по-разному: некоторые даже слышать о нем не хотят. Но Китай совмещает все направления туристической деятельности: отдых на море, паломничество, медицинское лечение, экскурсионную программу, шопинг. В Китае, как в Греции, есть все. Я работаю с этой страной 16 лет, там произошли колоссальные перемены. И как сказал один из наших высокопоставленных политиков — мы навсегда отстали от Китая. Это правда. А вот новогодний бум я не понимаю. Никогда бы не поехала в такой тур. Цена возрастает процентов на 50, а иногда и на 80. И это такое количество людей, такая суета! Если раньше люди старались улететь
В европейском направлении что наиболее популярно?
Чехия, Испания, Франция. Я считаю интересными во всех отношениях круизные маршруты. Они по большому счету не такие дорогие, как многие о них думают. Есть каюта без окна — она стоит до тысячи евро на 9 дней, плюс перелет до Москвы или Питера. Есть каюты с балконом — это другой порядок цен. Но вы приходите в один и тот же ресторан, сервис высочайшего класса, комфорт.
Это ваша позиция как представителя турбизнеса. А как туристы реагируют на предложение отправиться в круиз?
Все, кто съездили, были очень благодарны. Многие стали осваивать Карибский бассейн — Доминикана, Куба, Мексика. Я была в директорском туре в Мексике, видела такие красоты! Мы проехали центральную часть, старинные города 15-16-го веков — это что-то уникальное. Наши, русские отдыхают на Атлантическом — западном — побережье, а мы были на восточном. Там в основном путешествуют американцы, австралийцы, русских практически нет.
Каким вы видите будущее туристического бизнеса для Красноярска?
Думаю, туристический бизнес, как и билетный, будет существовать за счет Интернета. Агентства будут, но они станут работать по приему, проводить экскурсии.
Это перспектива неблизкая.
Видите, как далеко я заглядываю? (Улыбается.) На ближайшую перспективу хочется больше интересных, нестандартных путешествий. Чтоб не в
Екатерина Юсьма, «Вечерний Красноярск» № 46 (287)