В этом году в Анталью вылетело более 40 тысяч туристов из Красноярска
Зимой на мировом туристическом рынке господствует Таиланд, летом наибольший поток российских туристов летит в Турцию. Количество путешественников увеличивается с каждым годом, но растет и число «бюджетных» предложений от туроператоров. Все это приводит к тому, что сезонность в бизнесе меняет ориентацию: есть сезоны поездок, а есть — продаж.
По остаточному принципу
В туристическом бизнесе есть несколько ярко выраженных сезонов: это новогодние праздники (20 декабря — 10 января), осенние и весенние школьные каникулы, майские праздники и самый продолжительный и пиковый для отрасли летний период.
— Сегодня мы не чувствуем межсезонье, — говорит Татьяна Кирьянова, директор центра туризма и обучения «Спутник». — Потому что в это время идут самые активные продажи. В первую очередь на рождественские каникулы, но могу сказать, что незначительно отстает спрос на декабрь.
С тем, что понятие межсезонья в туристической отрасли размывается, согласна и Наталья Белобородова, исполнительный директор туристического бюро «Апрель».
— Конечно, два сезона — зима и лето — характерны самым большим потоком туристов, — говорит она. — Но первые сформированные туристические пакеты по декабрю-январю готовы уже в конце августа. По сути, мы еще отправляем людей в Турцию и Египет, но параллельно уже идет бронирование путевок на рождественские праздники. И эта тенденция ярко выражена последние два-три года.
Самый большой объем продаж «новогодних» вылетов приходится на сентябрь — первую половину октября. Сейчас путевки на этот период клиенты могут купить только по остаточному принципу.
Зима от Азии без ума
Основной спрос в любое время года приходится на страны, в которые есть прямые рейсы из Красноярска. Зимой большинство наших земляков летит к морю, экскурсионные туры в Европу тоже востребованы, но в меньшей степени. Львиная доля поездок в зимний период совершается в Юго-Восточную Азию: 65-70 %. На первом месте среди этих стран по популярности Таиланд, на втором уверенно обосновался Вьетнам, далее идут Индонезия, Малайзия, Мальдивские острова и т. д. Прядка 15 % туристов забирает египетское направление. Остальная доля приходится на европейские туры и поездки в экзотические страны (в том числе страны Карибского бассейна).
— Всегда есть какой-то процент туристов, которые традиционно поедут в Европу, — говорит Наталья Белобородова. — Особенно это касается рождественских праздников. Здесь стабильный спрос есть на Прагу, которую наши соотечественники стараются комбинировать с посещением других европейских столиц.
Самый популярный, он же самый прибыльный, сезон — лето. И как шутят в турагентствах, оно начинается и заканчивается Турцией. Она — безусловный лидер среди всех направлений.
— В этом году в Анталью вылетело более 40 тысяч туристов из Красноярска, — говорит Татьяна Кирьянова. — Предложений по отдыху в этом солнечном уголке света множество, даже «спросовый» на зимний период Таиланд пока далек от такой популярности.
— На рейсы в Турцию в этом году не было свободных кресел вообще, — рассказывает Наталья Белобородова. — Успешно летали рейсы и в Египет. Если говорить о летней Европе, то здесь есть также свои тенденции. Если в позапрошлом году модно было летать в Грецию, то в этом аналогичный спрос затронул Италию. Причем все без исключения ее побережья.
Стабильный интерес всегда есть к испанской Каталонии. Остальные западные курорты присутствуют эпизодически: Португалия, Франция, Черногория, Хорватия.
Взлеты выше, цены ниже
— В целом же информацию о сегодняшних спросе и сезонности анализировать стоит очень осторожно, — говорит Татьяна Кирьянова. — Два года мы живем в ситуации нестабильности: с одной стороны, кризис, с другой — невероятный рост предложений и конкуренции среди туроператоров. После ухода «КрасЭйр» на наш рынок вывалили просто мешок предложений и с точки зрения ассортимента, и с точки зрения цены, что привело к повальному росту спроса на туруслуги. Увеличился спрос на малобюджетные путешествия, а это не приводит к увеличению прибыли агентств.
Как отмечают игроки рынка, сейчас ситуация в своем роде уникальная. В связи с появлением новых перевозчиков цены начали снижаться.
— Например, в этом году в декабре, не беря в расчет новогодние праздники, цены на Таиланд самые низкие, какие я видела в своей жизни, — удивляется Наталья Белобородова. — Четырехзвездочный отель за 13 ночей за 44-45 тысяч на двоих. Трехзвездные — от 38 до 40 тысяч.
Для сравнения: в 2008 году отдохнуть в этой стране стоило не меньше 40 000 рублей на одного человека.
Семен Котов, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 46 (287)