Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Тусклая «радуга»

Тусклая «радуга»

15.12.2010
0

До 20 декабря в красноярском Доме художника работает выставка декоративно-прикладного искусства «Сибирская радуга». В этом году ей исполнилось 10 лет — достаточно весомый повод, чтобы поговорить о состоятельности столь долгосрочного проекта.

Нет концепции

Сибирская радугаНа первый вопрос — а нужна ли вообще такая выставка? — ответ скорее утвердительный. «Сибирская радуга» — единственная в крае выставка мастеров декоративно-прикладного искусства. Причем демонстрируются на ней работы не только из Красноярского края, но и из других территорий Сибири. Отсюда, собственно, и суть названия — показать многообразие красок сибирских художников, работающих в разных жанрах этого направления. Но, увы, при всем благородстве идеи ее воплощение оставляет желать лучшего. Полное ощущение, что на последней «Радуге» откровенный перебор салонных работ, которые хоть в офис, хоть на кухню, хоть на дачу. И вроде бы все мило, симпатично, но... Явно не хватает чего-то яркого, захватывающего и по-настоящему экспериментального.

А самый главный минус — у «Сибирской радуги» нет четкой концепции. Отчет проделанного за год — это не идея. Наоборот, такой посыл во вред любой идее, поскольку дежурное отношение к делу никому не интересно — ни самим художникам, ни, как следствие, публике. Домашние радости, и не более того. Может быть, стоит делать такую выставку тематической, предлагая художникам каждый год проявить свою фантазию и мастерство в какой-то новой теме?

Узкий междусобойчик

Еще один очевидный недостаток «Сибирской радуги» — узкий круг мастеров, в ней участвующих. В этом году вообще представлены преимущественно работы красноярских художников, а из жанров явно доминирует керамика. А самое печальное — среди участников почти нет младшего поколения. И нельзя сказать, что молодых зажимают или их участие не приветствуют. Проблема в другом — у молодежи вообще сейчас нет весомых стимулов выставляться.

В советское время участие в выставках было для художников непременным условием продвижения. Начинали с городских и краевых, потом лучшие работы попадали на региональные смотры, на республиканские и всесоюзные. Победы на выставках и членство в творческом союзе предоставляли молодому художнику массу преимуществ. Например, право на собственную мастерскую, возможность профессионально совершенствоваться на творческих дачах, получать государственные заказы. В этой системе были свои минусы, но она давала художнику гарантированный заработок.

Сейчас госзаказа нет, и участие в выставках давно стало для художников по большому счету личной блажью. Особенно персональные выставки, с учетом немалых затрат на материалы, на обрамление работ, наконец, на их доставку в выставочный зал и на рекламу. Все за свой счет и совершенно не окупается. Где на это взять деньги начинающему художнику?

Организация устарела

И отсюда вопрос о современном подходе к выставкам. Разумеется, необходимость самих выставок никто не оспаривает (а где еще любителям искусства знакомиться с творчеством художников?). Но очевидно, что принципы их организации давным-давно устарели.

Это легко заметить по выставкам хоть в Союзе художников, хоть в Красноярском музейном центре. И уж тем более по залам музея им. Сурикова, самым непопулярным и непосещаемым в краевом центре. Картина везде одна и та же — ажиотаж наблюдается в лучшем случае на вернисажах. Но опять же — кто на них приходит? Друзья и коллеги экспонентов, студенты художественного института и училища им. Сурикова. На открытии выставок музейного центра также можно увидеть неформальную молодежь, которая привыкла сюда ходить благодаря Музейным ночам. Но в остальные дни во всех выставочных залах Красноярска единицы посетителей.

Можно, конечно, посетовать на бескультурье красноярцев, но насколько активно и умело сами художники продвигают свои выставки? И о какой грамотности продвижения можно говорить, если даже журналистов в Дом художника приглашают через раз? Такое ощущение, что во внимании СМИ наши творцы мало заинтересованы.

Вот и получается, что местные выставки все больше напоминают цеховой междусобойчик. И хотя они доступны для любых посетителей, но об информированности публики почти никто не заботится. Мало кто из художников заботится и о собственных коммерческих интересах, как ни странно. Уже много лет говорится о необходимости открыть в Красноярске художественную галерею, где можно было бы не только выставлять произведения искусства, но и продавать их.

Однако за последние годы прайс-лист был подготовлен к единственному проекту — «Мартовскому коту». Не удивительно, что эта выставка оказалась в Красноярске самой посещаемой, — четкая тема, привлекательная в глазах не только профессионалов, но и широких масс зрителей, разнообразие жанров, умелый PR и возможность купить любые понравившиеся работы. Жаль, что в этом творческом сезоне ее не будет. Но, как считает ее организатор Елена Краснова, выставке уже давно тесно в прежних границах. Хотя сама мысль показать образ кошки в искусстве интересна и художникам, и жителям Красноярска. Идея Музея сибирского кота вызвала интерес у городского управления культуры, будущий музей готов поддержать Фонд Михаила Прохорова. Хочется надеяться, что и Союз художников, и краевое министерство культуры тоже не останутся в стороне от столь симпатичного проекта.

Елена Коновалова, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 49 (290)

Рекомендуем почитать