В эти дни в Доме кино проходит фестиваль «Независимое кино Америки»
Фестиваль-ретроспектива посвящен Джиму Джармушу, яркому представителю американского независимого кинематографа, сценаристу, режиссеру, композитору, актеру. В качестве специального гостя в Красноярск приехал Антон Долин, известный столичный кинокритик, который провел встречи со зрителями и, по его же словам, дополнил бессловесные фильмы Джармуша своими комментариями.
В небольшом интервью «ВК» Антон Долин рассказал, почему на фестивали в провинции ходит одна и та же публика и как сделать так, чтобы правильное кино смотрели как можно больше людей.
Антон, критика и критики могут популяризировать подобные фестивали? Как нарастить публику? Ведь зрителей, которые пришли сегодня, совсем немного.
Критик не директор кинотеатра. Вообще, это очень сложная задача — прикормить публику. Но прикармливать ее нужно постепенно. К сожалению, в России прилагаемые усилия должны быть не только энергичные, но и долгосрочные. За три-пять лет можно прикормить зрителя. Если зритель ходит один и тот же — это гарантия того, что он не рассеется, а будет лишь пополняться. Для кино такого рода лучший способ пиара — это «сарафанное радио». Разумеется, чтобы привлечь новых людей, показы фильмов необходимо сопровождать специальными акциями либо сами показы превращать в специальные акции.
Примеры акций можете привести?
Первый способ — показ фильма раньше других. К примеру, вы показываете картину, выигравшую на Каннском фестивале, уже через неделю или через месяц. Второй способ — это как раз фестивали. На самом деле есть большое количество людей, которые не ходят в кино не потому, что они не любят кино, а потому, что они не доверяют ничему новому. Есть люди, погруженные в старое кино, в старое телевизионное кино. Они приклеены к телевизору. Но если сказать, что это потрясающее классическое старое кино, которое вы никогда не увидите по телевизору, идет у нас да плюс на большом экране, в оригинальном звуке и
Ваша миссия на фестивале какова?
Она проста. Я выступаю в качестве маленькой дополнительной приманки. Главная приманка — это, конечно, сами фильмы Джима Джармуша, одного из лучших современных режиссеров. Ведь многие видели его фильмы только на экране компьютера и по телевизору.
Наверняка придется объяснять, почему именно эти фильмы хорошие?
Я тут как раз не очень верю в смысл своей профессии. Трудно объяснить, почему хорошо то, что очевидно хорошо, — это работа неблагодарная. Проще изругать плохой фильм, про который не все понимают, почему он плохой, чем объяснить, почему гениальное гениально. Тем не менее думаю, что столь бессловесным фильмам Джармуша немного речи, пусть и моей, не повредит.
Вы дали понять, что критики не являются движущей силой популяризации «правильного» кино и фестивалей. Почему?
Критики могут сделать непопулярное популярным, но их усилий часто недостаточно. Сейчас отношение к массмедиа сильно меняется. В первую очередь Интернет изменил степень доверия потребителя к печатному слову. Раньше доверие было абсолютным — он может напечататься в газете, а я нет. Сейчас любой может напечататься в Интернете. И если человек написал остроумно, ярко, его прочитают. Приходится искать формы конкуренции. Критик начинает конкурировать собственно со зрителем, с публикой вместо того, чтобы учить и объяснять. Конкуренция эта довольно смешна, потому что свободы у интернет-пользователя гораздо больше. Он может использовать ненормативную лексику, может рассказывать сюжет, а может и нет. Он не ограничен объемом, берет фотографию из Интернета. Что может этому противопоставить критик? Только свое имя. Но как создать себе имя в сегодняшних условиях, я не знаю. Как сделать так, чтобы ты отличался от какого-нибудь блогера Михалыча? Поэтому сейчас функций критика, по сути, две: развлекать, если ты пишешь остро, и просвещать, если ты знаешь и видишь больше. Если ты ездил в Канны, а Михалыч не ездил, если ты общался с Ларсом фон Триером, а Михалыч нет, то тебе будут доверять больше.
Елизавета Митина, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 49 (290)