Алексей Навальный — враг коррупции или враг государства?
Утечка информации — главный тренд 2010 года. Австралиец Джулиан Ассанж, основатель сайта Wikileaks, за пару недель настроил против себя правительства всех стран, опубликовав в Интернете расшифровки секретных дипломатических документов. Россиянин Алексей Навальный взялся публиковать информацию о конкретных случаях коррупции в России и обвинил Транснефть в хищении четырех миллиардов долларов бюджетных денег. Власти отреагировали одинаково — теперь Ассанжа обвиняют в изнасиловании, а Навального — в мошенничестве.
Кажется, древние китайцы первыми изрекли эту мудрость — когда кто-то показывает пальцем на луну, надо смотреть на луну, а не на палец. Но в случае с Навальным все внимание приковано именно к пальцу. Признавая ущербность такого подхода, тем не менее давайте для начала тоже зададимся вопросом — кто такой Алексей Навальный, главный враг российской коррупции, делом которого сейчас занимаются сотрудники следственного комитета при прокуратуре?
До и после
Жизненный путь Алексея Навального уверенно делится на две части — до и после 2007 года. Первая часть — стандартная карьера практически всех политиков новой российской волны. Родился за 9 лет до начала перестройки, еще в институте вступил в партию (в его случае в партию «Яблоко») и первые годы взрослой жизни посвятил политической борьбе. К 2004 году дослужился до поста руководителя аппарата московского отделения «Яблока», организовывал выборные кампании демократов в столице, добиваясь неплохих вроде бы результатов, не на фоне «Единой России», конечно, но отделений «Яблока» в других регионах.
Впрочем, к 2005 году Навальному явно стало тесно в рядах отдельно взятого «Яблока». Он принялся активно участвовать в других проектах — как с представителями демократической оппозиции, так и с движениями националистического толка. В
Куда было податься отставному демократу после такого крушения политической карьеры? Вариантов было много — к другим ли демократическим сектам или к тем же националистам — и те и другие наверняка встретили бы Навального с распростертыми объятиями. Но он начал торить тропу под названием «инвест-активизм», которая его и прославила. Он приобретает небольшие пакеты акций крупнейших российских компаний и на правах миноритарного акционера занимается изучением их деятельности — запрашивает все установленные законом официальные документы. А потом изучает их, делает выводы и публикует результаты в Интернете.
За три года своего инвест-активизма Алексей Навальный успел попить немало крови у юристов и руководителей таких нефтяных гигантов, как Роснефть, Сургутнефтегаз, ТНК-ВР, а также финансовых колоссов — Сбербанка и ВТБ. Ему отказывали в предоставлении информации, он подавал в суд, какие-то иски проигрывал, а какие-то выигрывал. В результате было заведено уголовное дело на менеджеров Межрегионгаза и Газпрома, а директор «ВТБ-лизинг» ушел в отставку. Но самый крупный скандал по инициативе Алексея Навального грянул вокруг компании «Транснефть». Тут речь зашла о хищениях космического масштаба!
Куда ушли миллиарды?
Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан, который строила компания «Транснефть», как-то сразу оказался в центре обсуждения. Началось все с того, что экологи обратили внимание — нефтяная труба проходит слишком близко к озеру Байкал, это может привести к экологической катастрофе. Серьезные мужчины из Транснефти от экологов сначала отмахивались, но те дошли до президента Путина, который лично линейкой по карте проложил новый маршрут трубопровода ВСТО, удлинив его протяженность почти на 900 километров. Зато Байкал был спасен, а авторитет национального лидера поднялся на новую высоту.
Первую очередь нефтепровода ВСТО запустили почти год назад — в декабре
Гром грянул. Журналисты подхватили расследование Навального и атаковали все упомянутые в нем организации. Транснефть признала, что готовила документы для Счетной палаты, но опровергла обвинения в коррупции. Счетная палата признала, что документы получили, изучили и... результаты проверки засекретили. Между тем еще в феврале аудиторы Счетной палаты заявляли, что в ходе реализации проекта без проведения конкурсов заключено 83 договора на общую сумму 78,5 миллиарда рублей. А сам Навальный обращал внимание, что на строительство потратили на 10 миллиардов рублей больше, чем в сметах, согласованных с правительством.
Черту под этой историей подвел все тот же Владимир Путин. На следующий день после того, как Навальный опубликовал свое расследование в блоге, Путин подписал постановление кабинета министров об объявлении благодарности компании «Транснефть» в связи с завершением строительства ветки трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Вопросы есть? Нет вопросов.
Ушли в контратаку
История с разоблачением Транснефти тем не менее получила продолжение. Впрочем, явно не то, на которое Алексей Навальный рассчитывал. Во-первых, крупнейшие российские компании единым фронтом выступили против акционеров-разоблачителей, предложив ужесточить законодательство в отношении миноритариев. В частности, предложили установить порог владения акциями, за которыми миноритарий (цитируя Достоевского) из «твари дрожащей» превращается в «право имеющего». И установить его на уровне миллиона: есть у тебя акции компании на миллион рублей — пожалуйста, запрашивай любые документы, изучай, расследуй. Нет акций на миллион? Не мешай работать.
Поскольку с похожими предложениями почти синхронно выступили представители таких гигантов, как «Норникель» и ВТБ, стало ясно, что эта инициатива имеет серьезные перспективы. И хотя сам Владимир Путин недавно заявил, что права миноритариев надо не ущемлять, а наоборот, при желании представители крупного бизнеса легко смогут провести соответствующие поправки в законодательство через Думу и Совет Федерации. Другое дело, что это вряд ли понравится странам ВТО, куда так стремится Россия, а вот это уже может стать серьезным препятствием для урезания прав миноритариев на информацию.
Ну а китайская притча о пальце и луне в случае с Навальным получила наглядное подтверждение — изучением его деятельности занялись силовые структуры. Сам Навальный рассказывал, что по его клиентам (а он работает адвокатом) уже пошли ходоки с проверками, целью которых было накопать что-нибудь противозаконное. А первая ласточка прилетела из Кировской области, где местный СКП (следственный комитет при прокуратуре) открыл доследственную проверку по факту причинения имущественного ущерба.
Навального обвинили в том, что, будучи советником губернатора Кировской области Никиты Белых, он входил в состав рабочей группы по реорганизации предприятия «Кировлес». За 2009 год эта компания добилась убытков в 180 миллионов рублей, причем большая часть этой суммы, скорее всего, была просто разворована. По крайней мере, по результатам проверки деятельности Кировлеса завели сразу несколько уголовных дел. А теперь директор Кировлеса Опалев обвиняет Навального, что тот принудил его к заключению невыгодного контракта с ООО «Вятская лесная компания», причинив государственному унитарному предприятию ущерб в размере более 1 миллиона рублей. То есть, по сути, украл у государства. Неужели ловец сам попался в ловушку?
Впрочем, тут важно другое. В октябре во время виртуальных выборов московского мэра в Интернете Алексей Навальный занял первое место, собрав 45 % голосов интернет-избирателей. Сегодня его имя не сходит со страниц газет, а записи в его блоге на завтра же вынуждены комментировать чиновники федерального уровня. Нельзя не признать, что за три года своего инвест-активизма Алексей Навальный добился куда большей славы и известности, чем за 7 лет политической карьеры. Кто-то даже называет его будущим президентом России — не в 2012 году, конечно, но в
Аркадий Баташев, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 49 (290)