Около недели назад состоялась презентация нашумевшего проекта — первых российских гибридных автомобилей. Об инновационных «Ё-мобилях» говорили много хорошего, с третьего раза их смогли завести и даже доказали, что самый высокий олигарх туда помещается. Хотя машины уже вполне осязаемы, без ответа остаются два главных вопроса: осуществима ли технически идея серийного «Ё-мобиля» и как на этом проекте будут зарабатывать его создатели.
Ё-прорыв
Главные инвесторы проекта — гендиректор группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров и глава «Яровит Моторс» Андрей Бирюков. Они создали предприятие «Ё-авто», которое будет выпускать «Ё-мобили». «Обнародование» машин происходило в специально организованном «Ё-центре», где Андрей Бирюков завел их с мобильного телефона, «Ё-фона», который будет поставляться вместе с «Ё-мобилем». В планах новаторов и другие проекты — «Ё-инжиниринг» и «Ё-моторс», которые в итоге образуют «Ё-холдинг». Почти забытая буква Ё в одночасье превратилась в синоним инновации, или, по выражению Бирюкова, в «прорыв». Помимо «прорыва» в кузовной технологии и в материалах «Ё-мобиль» будет оснащен новым мотором, которого сейчас нет ни у кого. В интервью автопорталу Avto.ru Бирюков рассказал, что кузовная технология и инжиниринг новых машин в десятки раз дешевле, чем у автоконцернов, а потому стоимость не превысит 10 тысяч долларов. О том, как стало возможно создание такого чуда, Бирюков говорит: «У нас всегда были гениальные изобретатели, которые дома „на коленке“ могут много чего придумать. Надо только создать экономический стимул для этих людей. Мы собрали воедино все ноу-хау, поэтому справились за такие короткие сроки».
Ё-мобиль
Гибрид будет выпускаться в кузовах хэтчбек, кросс-купе и фургон.
«Полноприводные машины будут оснащены экзотической гибридной силовой установкой, — пишет журнал „За рулем“. — В ее состав войдет роторно-лопастной двигатель (РЛД), который можно заправлять и бензином, и природным газом. Обещают, что расход топлива для хэтчбека составит не более 3,5 л на 100 км. Максимальная скорость — 130 км/ч. Пробег на одной заправке — до 400 км. На газовых баллонах и с полным бензобаком машины смогут проехать 1100 км». Однако у РЛД есть недостатки, не позволявшие идти дальше опытных образцов, справиться с ними «Ё-инженеры» обещают к началу серийного производства. Пока же под капотами «Ё» установлены поршневые двухцилиндровые моторы немецкой компании Weber. Что, по словам Бирюкова, увеличило КПД до 40 %.
Непонятна пока технология создания кузова. «Он будет сделан из композитных полимерных материалов, — обещает Андрей Бирюков. — Мы не можем сегодня показать всю кузовную концепцию, она настолько прорывная, что мы решили ее пока засекретить». Вопросы вызывает и рамная конструкция машины. Впрочем, как пишет «За рулем», на презентации разработчики уже намекали, что могут отказаться от этой идеи и заняться разработкой несущего кузова. «Похвальное возвращение в русло прогресса. Но это повлечет пересмотр всего проекта!» — отмечают в журнале.
Ё-бизнес
«Первый завод-десятитысячник по сборке автомобилей заработает в конце 2012 года, — пишет „Газета.ру“. — Объем инвестиций — 150 млн евро, которые должны вернуться в течение трех-пяти лет. Позже будут налажены экспорт „Ё-мобилей“ и производство за рубежом». Однако многим такой план кажется фантастическим. «Автопром вряд ли в состоянии построить „с нуля“ массовый автомобиль дешевле чем за 1 млрд долларов, — пишет „За рулем“. — Впрочем, по совокупности качеств „Ё-мобиль“ напоминает два других громких проекта: микроавтомобиль „Мишка“, который в 90-х активно проталкивали АСМ-Холдинг и НАМИ, и „народный автомобиль“ AVVA Бориса Березовского».
За рубежом об этих проектах ничего не слышали, а потому Yo встретили с интересом. Американская газета The New York Times пишет: «Мистер Прохоров пообещал, что этот автомобиль бросит вызов стереотипу о плохом качестве русских машин». В интервью газете Прохоров заявил: «Не забывайте, мы первыми запустили человека в космос». Добавив, однако, что «последние 50 лет мы находимся немного позади». Этот проект, по его мнению, позволит России «выпускать товары с добавленной стоимостью». Зарубежные аналитики пока не делают выводов, замечая, впрочем, что автомобиль действительно инновационен для страны, где «отношение к окружающей среде не слишком трепетное».
Комментарии:
Артем Потехин, руководитель интернет-проекта 24Auto.ru:
— Мне автомобиль нравится. По-моему, найдено интересное решение: прикручивать на одну платформу разные кузова, что позволяет очень удешевить производство. Мировым концернам это не под силу, они используют годами выработанный подход к изготовлению автомобилей, большинство из которых — с несущим кузовом. Поэтому запуск новой модели им обходится примерно в миллиард долларов. Получается, они в своей собственной ловушке. А Прохоров не стал тратить деньги на построение полноценного производства, пошел по инновационному пути. Я думаю, если его опыт будет положительным, то, возможно, он распространится и на другие компании. Конечно, у автомобиля могут быть проблемы с доверием, ведь россияне не жалуют наш автопром, но если «Ё» станет, как обещают, современным, технологичным и недорогим, то он найдет своего покупателя. Что касается невысокого ограничения по скорости, думаю, это не проблема. По нашим дорогам и не получается ездить быстрее.
Вадим Добронец, начальник отдела производства рекламного агентства Stive&Barton:
— При таких вложениях, я уверен, это не пиар-проект, да и кого пиарить? Прохоров вполне самодостаточен, о нем и так пишут. «Ё-мобиль» — интересный проект с хорошей рекламной концепцией, но он подходит только для Европы, там, где температура воздуха не опускается ниже −15. При наших морозах газовое оборудование и электрический аккумулятор просто не смогут работать. А если заправлять эту машину бензином, то смысл всего проекта теряется. Машина перестает быть и экологичной, и экономичной. Взять хотя бы Toyota Prius (главный конкурент «Ё-мобиля». — «ВК»), летом она «кушает» 3,5 литра на 100 км, а зимой — уже 15 л, потому что работает на бензине. Где тут экономия и экологичность? Да и цена «Ё-мобиля» в 460 тысяч рублей не такая уж демократичная. Я думаю, многие россияне за такую цену предпочтут «Ладу Приору», по крайней мере, это известный продукт, и любой мужик сам ее и починит в случае поломки, а «Ё-мобиль» — незнакомое электрическое чудо, и как его ремонтировать, неизвестно. Возможно, лет через 50, когда экологически чистые, безбензиновые двигатели будут востребованы, «Ё-мобиль» станет популярен, пока же этот продукт только для Европы, и то если на выходе он будет соответствовать заявленным параметрам.
Андрей Окладников, начальник отдела продаж компании «Автомир» (дилерский центр Lada):
— Я не верю в одиноких волшебников, которые могут создать «народный автомобиль». Для того чтобы запустить автомобиль в серийное производство, нужны как минимум мощности АвтоВАЗа. Да, я читал о том, что технология по сборке «Ё-мобиля» не требует таких вложений, как «классическое» производство, но нужно понимать, что запускаться будет не конвейер по выпуску конфет, а безостановочное производство автомобилей, где должны быть разные цеха, большой штат сотрудников. Если этого не наладить, то «Ё-мобиль» постигнет участь «Маруси», проекта известного Николая Фоменко. Хорошего автомобиля, но очень дорогого. На мой взгляд, чтобы создать «народный автомобиль», нужен масштабный долгосрочный проект. «Ё-мобиль» мне таким не представляется.
Александр Пономарев, автогонщик:
— Сегодня наша автомобильная промышленность лежит в одной могиле с футболом, поэтому я считаю, что такой проект России необходим. У нас должен быть нормальный производитель, выпускающий качественные и недорогие машины. Поэтому если этот проект будет реализован так, как о нем сейчас заявляют, и если не вмешаются госструктуры, то, думаю, «Ё-мобиль» будет иметь успех. Прежде всего потому, что за такими автомобилями будущее, все ведь должны понимать, что запасы нефти не безграничны. Кстати, в Италии уже есть автобусы, работающие на водороде. Да, некоторое время назад уровень газобаллонного оборудования не позволял машине ездить при низких температурах, но сейчас, насколько я знаю, эта проблема решена. Вообще, когда только начинались разговоры о новом автомобиле, разработанном «ОНЭКСИМ», я думал, это будет электромобиль, который заряжается от «розетки», и одной зарядки хватает, скажем, на 40-50 км. Сейчас, когда стало известно, что такое «Ё-мобиль», я могу сказать, что абсолютной инновации здесь нет, японцы такие электро-бензиновые автомобили выпускают уже лет 8-10. Судить о качестве наших «Ё-мобилей» можно будет только тогда, когда запустится их серийное производство. Если цена будет совпадать с качеством, он придется по вкусу нашим автолюбителям.
Виктория Дмитриева, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 50 (291)