На красноярском рынке детских игровых центров представителей немного — меньше десяти. Крупнейшие из них — филиал федеральной сети «Космик» (РТЦ «Планета») и местные компании: «Лунамания» (проспект Свободный), Kids` Room Smile (ТЦ «Самолет»), «Экватор» (ТЦ «Оптима»), DreamLand (ТЦ «Изумрудный город»). Кроме того, небольшие игротеки работают в других торговых центрах и в детских кафе.
«Для миллионного города это слишком мало, — говорит директор игротеки и центра творческих аттракционов «Секрет» Ирина Дядус. — Спрос на услуги развлекательных центров растет с каждым годом, конкуренция среди учреждений, конечно, есть, но она не выражена ярко».
К тому же в расположении игротек очевиден существенный крен в сторону левого берега Красноярска, правобережье практически не охвачено. Во-первых, в районе старый жилой фонд, и молодых семейных пар заселяется сюда немного, во-вторых, на правом берегу мало крупных ТЦ, которые могли бы обеспечить хорошую проходимость людей. Для примера, в развлекательном комплексе «Экватор» на Взлетке ежемесячно посещаемость составляет порядка 3 — 3,5 тысячи человек. Через «Космик», исключительно благодаря удачному расположению, проходит в десять раз больше посетителей.
«В Красноярске, с нашим суровым климатом, крытые игровые площадки для детей очень нужны, возможно, даже сильнее, чем городам европейской части страны, — рассуждает Александр Анищенко, генеральный директор группы компаний „Точка роста“ (развлекательный комплекс „Экватор“). — Рынок еще не заполнен, но это не только особенность нашего города. Насколько мне известно, нигде в России, даже в Москве, он еще не эксплуатируется полностью».
С этим согласны и московские аналитики: учитывая западный опыт развития индустрии досуговых центров для детей, насыщенность рынка в России до сих пор оценивается на уровне 10-15%.
Автоматы с сюрпризом
Игротеки в Красноярске, как и по всей стране, появились при заведениях общепита. Одним из первых учреждений, в котором установили детские аттракционы и поставили развлекательные программы на коммерческие рельсы, стало детское кафе «Джунгли». Затем, в 2005 году открылся Crazy Park, который сразу же занял лидирующие позиции на рынке.
«Crazy Park появился в очень удачное время и в удобном месте, — говорит Ирина Дядус. — „Торговый Квартал“ был тогда самым популярным в городе торговым центром».
По неофициальным данным источников Newslab.ru, прибыль этого развлекательного центра подчас достигала 1 миллиона рублей в день, настолько высока была его популярность. Однако уже летом 2009 года федеральный игрок ушел с рынка: как отмечают специалисты, причиной тому стал запрет на игровые автоматы — они были основным хлебом для парка аттракционов.
«Да, это сейчас самый мощный механизм для привлечения клиентов, но автоматы очень быстро устаревают морально, — объясняет Дядус. — Когда рассчитываешь затраты на открытие центра, где предполагаются автоматы, расчет идет от 1000 долларов на один квадратный метр. Чтобы центр себя окупал. Но за три — четыре года такие игровые комплексы „загибаются“, они начинают терять клиентов, изнашивается оборудование. Может быть, поэтому в кризисное время федеральные сети приостановили свое развитие, начали потихоньку сворачиваться по стране. ТРЦ „Июнь“, например, уже давно пытается найти на свои площади хороший парк аттракционов. Уже была договоренность с одним из федеральных игроков, началась рекламная кампания... Но в итоге фирма отказалась заходить на красноярский рынок — дорого».
Стоимость одного игрового автомата может варьироваться от 500 тысяч рублей до 1,5 млн. долларов. Как уверяют эксперты, действительно дорогих машин в Красноярске не найти, большинство из них — поддержанные, купленные на вторичном рынке.
Это вам не игрушки
Основные клиенты развлекательных центров — люди со средним и выше среднего уровнем доходов, потому-то в каждой игротеке кроме аттракционов, мини-каруселей, детских манежей и игровых автоматов обязательно имеется детское кафе. Пик посещаемости приходится на выходные и каникулярное время, исключая лето — провальный сезон для большинства фирм этого сегмента. На сегодняшний день по Красноярску средний чек за двух — трехчасовое посещение игротеки для дошкольников составляет примерно 300-350 рублей без кухни, для подростков от 400 до 800 рублей.
Основной доход развлекательным центрам приносят не постоянные клиенты, а стихийные посетители и услуги по проведению детских праздников. Причем последние дают минимум треть от всех доходов развлекательных центров.
«Уже пять-шесть лет, как мамы перестали проводить дни рождения детей дома, — поясняет Ирина Дядус. — Праздники — это, пожалуй, основная область конкуренции между игротеками, ведь большинство клиентов выбирают место по программе и интерьеру. Кухня для детских праздников редко интересует родителей, для детей это не главное».
В целом рентабельность бизнеса игроками оценивается как «средняя».
«Мы открыли центр в 2007 году, в 2009-м переехали в новое помещение и серьезно расширились, — говорит Александр Анищенко. — И он пока еще себя не отбил, думаю, это произойдет только к концу следующего года. К тому времени рентабельность будет составлять 20 — 25 %».
Одни игроки рынка прогнозируют бум игровых центров в Сибири в ближайшие годы: низкий охват рынка и относительно стабильный спрос тому главные причины. Другие осторожничают в прогнозах: все-таки в Красноярске есть сферы, куда можно вложить средства гораздо выгоднее.
Семен Котов, интернет-газета Newslab.ru
Фото предоставлено развлекательным комплексом «Экватор»