Главная
>
Новости

Концепция экологической политики Красноярского края до 2030 года

29 января 2013 12:43

Введение

 Разработка настоящей концепции обусловлена необходимостью обеспечения экологической безопасности в условиях современного высокого уровня антропогенного воздействия на природную среду и значительных экологических последствий прошлой экономической деятельности, а также модернизации экономики и инновационного развития края.

Устойчивое развитие края, высокое качество жизни и здоровья населения края могут быть обеспечены только при поддержании соответствующего состояния окружающей среды. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как один из ценнейших компонентов национального достояния. Формирование и реализация стратегии социально-экономического развития края и краевая экологическая политика должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье, социальное благополучие и экологическая безопасность населения находятся в неразрывном единстве.

Настоящая Концепция определяет цели, принципы и задачи органов государственной власти Красноярского края  для обеспечения благоприятной окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, устойчивого развития края, охраны здоровья, сохранения благополучия жителей края, обеспечения экологической безопасности населения и механизмы их реализации на период до 2030 года.

Концепция базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Уставе Красноярского края, законах и иных нормативных правовых актах Красноярского края, документах долгосрочного стратегического планирования Российской Федерации и Красноярского края

Основные положения концепции разработаны с учетом социально-экономических особенностей, природно-климатической уникальности региона. Формирование и реализация экологической политики невозможны без непосредственного участия в этом процессе институтов гражданского общества. Исходя из современного состояния окружающей среды и экологической безопасности, заданы механизмы и инструменты решения задач с перечнем базовых индикаторов и показателей по различным направлениям государственной природоохранной политики.

К данной концепции прилагается Пояснительная записка, в которой представлено состояние окружающей среды и экологической безопасности по каждому направлению, обоснование предлагаемых механизмов, мероприятий и т.д.

 

1 Цели, принципы и задачи государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Красноярского края

 

1.1 Современное состояние окружающей среды и экологической безопасности на территории красноярского края

 По уровню воздействия на компоненты природной среды Красноярский край занимает одно из лидирующих мест, как в Сибирском федеральном округе, так и в Российской Федерации.

По общей массе выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников (2516,8 тыс. т в 2011 году) Красноярский край занимает первое место среди остальных субъектов Российской Федерации, а по удельной массе (средней массе выбросов в расчете на один источник) значительно опережает все прочие регионы. Пять крупнейших промышленных предприятий края выбрасывают в атмосферный воздух почти 90 % (2210 тыс. т) от выбросов всех стационарных источников края. Города – промышленные центры края (Красноярск, Норильск, Ачинск, Лесосибирск, Минусинск) входят в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Воздействие химического  загрязнения атмосферного воздуха сказалось на росте заболеваемости населения Красноярского края по классу болезней нервной системы, органов кровообращения, органов дыхания, злокачественных новообразований. На территории промышленных городов за счет наложения выбросов в атмосферу от групп предприятий создаются зоны с совокупным химическим загрязнением, наносящим ущерб здоровью населения. В настоящее время отсутствует практика установления единых санитарно-защитных зон групп предприятий, за редкими исключениями, вынос экологически опасных предприятий за пределы жилой зоны городов либо отселение жителей  из опасных зон.

Качество воды поверхностных водотоков в результате ежегодного сброса 450-500 млн м3 без очистки и недостаточно очищенных загрязненных сточных вод оценивается как «загрязненная-грязная», местами «очень грязная». Значительный объем загрязняющих веществ поступает с трансграничными водами из Иркутской области, Республики Хакасия.

Несмотря на достаточно высокий уровень обеспечения населения централизованным водоснабжением (84,5 %), качество воды в местах водозабора и распределительной сети не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям (более 20 % проб воды по санитарно-химическим показателям); 665 водоисточников (43,8 %) не имеют организованных зон санитарной охраны, что представляет угрозу жизнеобеспечения 134 тыс. человек.

Высокая степень износа систем водоснабжения и водоотведения (до 80 %) предопределяет высокую аварийность (до 200 аварий в год) и большие потери воды (более 24 %). Нормы водопотребления в городах края очень высокие – 300-400 л/сутки на одного человека, что указывает на нерациональность их использования. Наличие устаревших технологий не обеспечивает необходимое качество питьевых вод. Около 400 тыс. человек пьют воду ненормативного качества. Химическое загрязнение питьевой воды, передающееся пероральным путем человеку, вызывает заболевания кожи, почек, центральной нервной, сердечно-сосудистой, иммунной и гормональной систем.

Красноярский край по количеству образования отходов в год входит в десятку субъектов Российской Федерации – крупнейших производителей отходов. В 2011 году количество образованных отходов увеличилось на 14,3 %. Современная система нормирования не способствует и не обеспечивает снижение воздействия на окружающую среду в части уменьшения образования отходов. Деятельность по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей на территории края развита слабо, хотя в последние годы наметилась положительная тенденция роста количества обезвреженных отходов, снижения количества захороненных отходов на собственных объектах. В крае практически полностью отсутствуют предприятия по сортировке и переработке твердых бытовых отходов (далее – ТБО). У предприятий отсутствуют потребности и заинтересованность во вторичных ресурсах.

Количество объектов размещения отходов на территории Красноярского края явно недостаточно, особенно полигонов ТБО. По состоянию на 01.01.2012 в крае зарегистрировано всего 23 действующих полигона ТБО. Из имеющихся полигонов почти треть не отвечает действующим требованиям. Отмечается высокая степень заполнения отходами ряда ключевых полигонов. Ежегодно в крае выявляется более 300 новых мест несанкционированного размещения отходов.

В настоящее время радиационная обстановка в Красноярском крае по сравнению с предыдущими годами не изменилась и на большей части края остается благополучной. Исключение представляют зона наблюдения ФГУП «Горно-химический комбинат» (далее – ГХК). Загрязнена техногенными радионуклидами пойма р. Енисей, собрано большое количество жидких радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива в результате прошлой деятельности  ФГУП «ГХК». На территории ФГУП «ГХК» появляются новые хозяйствующие субъекты Госкорпорации «Росатом», что усложняет взаимодействие органов исполнительной власти и предприятий по вопросам радиационной безопасности.

В результате испытаний ядерного оружия, проведенных на Новоземельском и Семипалатинском полигонах, потенциальному радиоактивному загрязнению подверглись территории, расположенные на севере и юге края; на территории Эвенкии проведено 9 подземных ядерных взрывов в мирных целях, эти участки требуют постоянного контроля.

 На территории края  расположено большое количество природных радиоактивных аномалий и радоноопасных районов, проживание в которых может обеспечить повышенный уровень облучения, в том числе микрорайон Северный в г. Минусинске, где имеются выходы ураноносных пород. К природному радиоактивному воздействию относится воздействие на здоровье человека питьевой воды, полученной из подземных водоисточников в южных и центральных районах края, которая характеризуется высокими значениями общей альфа-активности (≥0,2 Бк/л).

К вопросам радиационной безопасности относится также медицинское облучение населения и персонала медицинских учреждений при работе с источниками ионизирующего облучения, рентгенорадиологического медицинского оборудования, устаревшего физически и морально. В структуре коллективной дозы медицинского облучения ведущее место занимают рентгенографические (31,4 %), рентгеноскопические (14,3 %) и прочие (27,5 %) исследования.

Около 300 организаций осуществляют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, и количество используемых источников постоянно возрастает, что связано с развитием в крае теле- и радиокоммуникаций. Наибольшее число источников электромагнитных полей радиочастотного диапазона располагается в гг.: Красноярск (54,8 %), Канск (12,8 %), Лесосибирск (11,0 %), Норильск (10,8 %).

Из 253 гидротехнических сооружений (далее – ГТС) в крае находятся 122 бесхозяйных ГТС, в том числе 38 накопителей твердых и жидких промышленных отходов, представляющих угрозу как с точки зрения устойчивости ограждающих конструкций дамб, так и по способности к фильтрации (разгрузке) высокотоксичных вод в русла рек или в подземные горизонты. Большинство (81 %) ГТС не имеют нормального уровня безопасности, 13 ГТС имеют опасный (аварийный уровень безопасности), на 193 ГТС водохозяйственного комплекса не выполнен расчет вероятного вреда в результате аварий на них, декларирование ГТС подтверждено не более чем на 30 объектах, на 98 % объектов отсутствуют паспорта ГТС. Экологической опасности подвергается 427 тыс. человек края.

Около 480 тыс. человек практически ежегодно подвергаются негативному воздействию вод  при чрезвычайных паводковых ситуациях. Ущерб от затопления населенных пунктов при наводнениях достигает десятков миллионов рублей в год. Протяженность рек, нуждающихся в расчистке, составляет168,9 км. Инженерная защита населения и объектов экономики от негативного воздействия вод является недостаточной.

За последние 10 лет следствием хозяйственной деятельности человека стало повсеместное ухудшение качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения. Более чем на 25 % площади всех сельскохозяйственных угодий в связи с ветровой и водной эрозией почв, переувлажненностью, заболоченностью и т.д. земли выведены из сельскохозяйственного оборота. На площади около 100 тыс. га неиспользуемые сельскохозяйственные земли заросли деревьями и кустарниками.

Происходит загрязнение земель химическими веществами. За период 2009–2011 гг. выявлено химическое загрязнение почв сельскохозяйственных земель на площади около 3 тыс. га веществами 1 класса опасности (водорастворимый фтор, мышьяк, бенз(а)пирен). До чрезвычайного и высоко опасного уровня  загрязнена часть  пригородных земель крупных городов, используемых для выращивания овощей в теплицах с привлечением иностранных граждан, использующих средства химизации, запрещенные к применению на территории Российской Федерации.

Значительные площади земель выбывают из оборота в результате разработки полезных ископаемых, проведения геологоразведочных, строительных и других видов работ. Отсутствует эффективная система реабилитации территорий, освобождаемых в результате ликвидации экологически опасных производств, несанкционированных свалок, а также контроля и приемки рекультивированных земель.

Заметный ущерб наносится лесным ресурсам лесохозяйственными работами и лесными пожарами, в результате которых происходит разрушение почв, их переуплотнение, минерализуются лесная подстилка и гумусовые горизонты, усиливаются эрозионные процессы и т.д. В 2011 году на территории  Красноярского края зарегистрирован 1461 лесной пожар  на общей площади 104 тыс. га, что значительно выше, чем в предыдущие годы. Объем древесины, сгоревшей на корню, составил более 2 млн м3. Выделяемые из федерального бюджета субвенции на проведение лесовосстановительных работ не покрывают потребность в финансировании в соответствии с расчетно-технологическими картами. Дефицит средств на лесовосстановление на 2013 год составляет 81,6 % от существующей потребности. Лесоустройство со сроком давности 10 и более лет характерно для 40 из 61 лесничеств  края, что не позволяет в полной мере  обеспечить неистощительное пользование ресурсами леса и сохранение их средообразующей функции.

Жители городов обеспечены зелеными насаждениями ниже нормативных требований. В связи с развитием г. Красноярска происходит уменьшение его пригородной зеленой зоны, выполняющей средообразующие, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Площадь особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае составляет 7,2 % от площади региона (16,8 млн га), что значительно ниже общероссийского показателя (11,8 %) и рекомендованного в 2010 году на  Конференции стран-участниц Конвенции ООН по биоразнообразию (17 %).

В  перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных включен 141 вид (30 % от общего числа видов фауны края без учета беспозвоночных). Характерной особенностью изменений видового состава фауны края является увеличение числа регионально редких видов животных, ранее относившихся к охотничьим ресурсам (пять субпопуляций лося, косули, марала), включенных в 2011 году в Красную книгу Красноярского края.

Перечень редких растений и грибов увеличился до 498 видов (в основном за счет присоединения северных территорий), что составляет 15 % изученного видового состава. К вероятно исчезнувшим и находящимся под угрозой исчезновения относится 58 видов.

Неуправляемый рост количества одомашненных животных в городах края, отсутствие учёта животных и персональной ответственности за них, низкая культура содержания домашних питомцев обусловили неконтролируемый рост количества безнадзорных животных, представляющих угрозу распространения болезней, опасных для населения.

В результате ведомственного подхода на территории края отсутствует порядок взаимодействия между участниками экологического мониторинга. Территориальная сеть наблюдений за состоянием окружающей среды в крае только развивается. Недостаточен перечень контролируемых показателей и постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и водных объектов, плотность стационарной сети наблюдений атмосферного воздуха в городах Красноярского края не соответствует ГОСТ 17.2.3.01-86 и требует расширения. Пространственная структура сети оперативного контроля должна обеспечивать возможность выявления источников выбросов, создающих повышенные концентрации примесей в атмосферном воздухе. Существующая государственная система мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в городах Красноярского края такими возможностями не обладает.

Отсутствует единая информационная система экологического мониторинга, объединяющая данные наблюдений, полученных федеральными, краевыми уполномоченными органами, хозяйствующими субъектами для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и населения по вопросам состояния окружающей среды, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности стимулируется слабо. Научные исследования являются фрагментарными и касаются, в основном, сохранения биоразнообразия. Комплексные фундаментальные и прикладные исследования в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата для условий Красноярского края не имеют поддержки и стимулов.

Формирование экологической культуры, развитие экологического образования, просвещения и воспитания в крае проводится в недостаточной степени, в основном,  благодаря деятельности особо охраняемых природных территорий и общественных экологических организаций.

В области развитости институтов гражданского общества и их участия в охране окружающей среды и экологической политике важнейшими из проблем являются фактическое отсутствие экономических механизмов, несовершенство нормативно-правового регулирования, системы управления, нечеткость разграничения полномочий различных уровней государственной власти и местного самоуправления, а также отсутствие развитых сетей экологического мониторинга, отсутствие единого банка данных экологической информации для повышения эффективной деятельности общественных организаций экологической направленности.

Переход к устойчивому природопользованию, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных,  биологических, минеральных и других ресурсов, на территории края осуществляется в недостаточной мере. Недостаточно научных исследований и практики внедрения инновационных, ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий в систему природопользования. Экологически ориентированная модель развития экономики края декларируется, но конкретные мероприятия в этом направлении единичны.

Экономическая заинтересованность предприятий, внедряющих высокие технологии по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, в том числе реабилитацию, использование вторичных ресурсов, сортировку и переработку отходов, производство экологически чистой продукции и др.,  слабо стимулируется. Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явная недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах.

Нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности нуждается в принятии новых и совершенствовании имеющихся законодательных и иных правовых актов Красноярского края, так как  не имеет структурно-целостной и непротиворечивой системы. Это касается вопросов реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, усиления ответственности за нарушение законодательства края об охране окружающей среды и неотвратимости наказания за экологические преступления и другие.

Международное и межрегиональное сотрудничество в области охраны окружающей среды на территории края требует развития в части приоритетных направлений науки, техники и технологий в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности в рамках участия Российской Федерации в международных соглашениях, включая Киотский протокол, особо охраняемые территории, Арктическую зону; соответствия законодательства Красноярского края по природопользованию и охране окружающей природной среды международным экологическим нормам,  признанным в Российской Федерации; межрегионального сотрудничества в области природопользования и экологической безопасности для реализации соглашений и межсубъектных инвестиционных проектов и снижения экологических угроз, связанных с трансграничным перемещением загрязнений. Требуется активизация сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации, направленного на решение проблемы межрегионального переноса веществ, загрязняющих атмосферный воздух, поверхностные водные объекты.

Система управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности требует совершенствования, прежде всего, в сфере координации действий органов государственной власти края  и органов местного самоуправления; восстановления государственной  и общественной экологической экспертизы для проектов экологически опасных объектов и усиление ее роли на региональном (краевом) уровне; осуществления территориального планирования на основе региональных и / или местных нормативов градостроительного проектирования с обязательным учетом загрязнения атмосферного воздуха и других природных сред; совершенствования системы финансирования природоохранных проектов.

Основной задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике, а также четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды.

Природоохранная деятельность  на территории края реализуется в рамках целевых программ: «Охрана окружающей среды в Красноярском крае»; «Обращение с отходами на территории Красноярского края»; «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Красноярского края»; «Реализация социально-экологических мероприятий, направленных на улучшение радиационной обстановки на территориях влияния радиационно опасных объектов» и др. Изначальное установление финансирования целевых программ в недостаточном объеме, расчет потребностей в финансировании целевых программ, исходя из практики предыдущих лет, а не реальной потребности, не обеспечивают эффективность бюджетного процесса в решении важнейших экологических проблем.

Необходимо создание краевого экологического фонда, средства которого формируются за счет платы за загрязнение и служат дополнительным источником финансового обеспечения экологических программ и природоохранных мероприятий. Таким образом, решение проблемы повышения эффективности платы за загрязнение как экономического стимула одновременно позволит улучшить условия финансирования природоохранной деятельности.

Природоохранная деятельность на соответствующей территории осуществляется различными министерствами, федеральными и региональными службами и агентствами, выполняющими, как правило, одновременно функции природопользования и охраны окружающей среды. Множественность уполномоченных субъектов, осуществляющих охрану окружающей среды на соответствующей территории, обусловливает объективную необходимость координации, направленной на согласование природоохранной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, граждан и их объединений.

Таким образом, современная экологическая обстановка в крае, формируемая под воздействием природных и антропогенных факторов, характеризуется проявлением совокупности острых экологических проблем, их накоплением. Проектом «Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года» предусмотрено, что в случае ее реализации будет обеспечено существенное наращивание экономического потенциала края – рост валового регионального продукта в 1,6-1,7 раза.  Проектом предусматривается дальнейшее увеличение добычи полезных ископаемых и связанных с этим производств по обогащению и первичной переработке руд, расширение использования лесных ресурсов. По предварительной оценке рост производства в результате реализации стратегии приведет к увеличению воздействий на окружающую среду на 20-70 % в зависимости от соответствия технологий современным требованиям. Пока что экономическая оценка проекта «Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года» не осуществлена. Назрела необходимость системного решения экологических проблем в крае.

 

1.2 Цели, принципы и задачи экологической политики Красноярского края

 

Целями экологической политики Красноярского края являются обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения; охрана природных ресурсов и обеспечение рационального их использования; сохранение природных систем для устойчивого развития общества, обеспечения экологической безопасности населения края.

Основными принципами осуществления экологической политики Красноярского края являются:

а)                  соблюдение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду;

б)                 единство экономического, социального и экологического развития, направленное на повышение качества жизни нынешнего и будущих поколений (принцип устойчивого развития);

в)                 научная обоснованность, системность и комплексность решения задач в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

г)                  охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

д)                 приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, включая территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов;

е)                  ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ж)                презумпция экологической опасности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения планируемой хозяйственной и иной деятельности;

з)                  запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и человека, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

и)                 обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

к)                 соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и негативном воздействии  на здоровье населения;

л)                 участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

м)                ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;

н)                 полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;

о)                 приоритет рыночных механизмов перед административным регулированием природопользования;

п)                 развитие межрегионального и международного сотрудничества в решении экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Достижение целей экологической политики обеспечивается комплексным, системным и целенаправленным решением следующих основных задач:

1) совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

2) предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения;

3) восстановление нарушенных естественных экологических систем;

4) сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;

5) совершенствование системы государственного экологического мониторинга;

6) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;

7) формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;

8) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;

9) обеспечение устойчивого природопользования;

10) развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

11) совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

12) развитие международного и межрегионального сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

2 Основные механизмы, инструменты реализации экологической политики стратегических задач

 

2.1 При решении задачи совершенствования системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности используются следующие механизмы:

совершенствование разграничения полномочий и координации действий органов государственной власти края  и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

совершенствование оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

повышение роли населения, органов государственной власти и местного самоуправления края в вопросах размещения на территории края ядерно- и радиационно опасных объектов всех видов собственности;

повышение эффективности регионального государственного экологического надзора;

восстановление государственной  и общественной экологической экспертизы для проектов экологически опасных объектов и усиление ее роли на региональном (краевом) уровне;

обеспечение осуществления территориального планирования на основе региональных и / или местных нормативов градостроительного проектирования с обязательным учетом загрязнения атмосферного воздуха и других природных сред;

обеспечение своевременного информирования населения, органов государственной и муниципальной власти о состоянии окружающей среды и прогнозах ее изменения;

учет вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в программных документах регионального уровня;

нормативно-законодательное обеспечение и совершенствование краевого и муниципального управления по вопросам одомашненных животных.  

Индикатором является повышение эффективности системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Красноярского края.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

внесение дополнений (изменений) в нормативные документы регионального уровня, регламентирующие вопросы полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

создание краевого органа исполнительной власти (должностного лица), обеспечивающего координацию в системе государственного и муниципального управления охраной окружающей среды (территориальная) и деятельности министерств по вопросам охраны окружающей среды (межведомственная) с целью обеспечения взаимосвязи, взаимодействия государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

внесение дополнений в  краевой перечень показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды;

разработка (конкретизация) механизмов участия  населения и краевых органов власти всех уровней в решении вопросов, связанных с размещением на территории Красноярского края ядерно- и радиационноопасных объектов: разработка нормативных актов, соглашений, положений и др.;

создание и развитие автоматизированной системы регионального государственного экологического контроля и надзора;

использование (в режиме on-line) данных автоматических средств измерения и учета объемов (масс) выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ, внедренных на объектах хозяйственной деятельности;

организация необходимого технического оснащения и непрерывного аналитического сопровождения мероприятий службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, осуществляющей региональный государственный экологический надзор, повышение его мобильности, оперативности реагирования;

повышение эффективности земельного контроля и надзора, в том числе за счет усиления штатов муниципальных образований подготовленными землеустроителями-контролерами;

повышение эффективности государственного контроля и надзора в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого уровня;

законодательная инициатива по восстановлению государственной  и общественной экологической экспертизы для проектов экологически опасных объектов и усиление ее роли на региональном (краевом) уровне;

организация разработки региональных нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимой антропогенной нагрузки, в том числе норм  допустимого воздействия на водные объекты;

использование данные краевых государственных информационно-аналитических систем в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности;

внесение дополнений в нормативные документы, регламентирующие вопросы разработки программных документов регионального уровня;

поддержка принятия проекта Федерального Закона «Об ответственном обращении с животными» (прошёл первое чтение), разработка нормативно-правовых документов по вопросам одомашненных животных.

Целевыми показателями являются:

доля полномочий края в общем объеме полномочий по охране окружающей среды и природопользования в рамках Федерации;

наличие краевого уполномоченного органа (должностного лица), координирующего деятельность органов государственной власти края и органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды;

наличие региональных нормативов качества окружающей среды и допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

экологические рейтинги оценки эффективности системы управления в области охраны окружающей среды и оценок устойчивого эколого-социально-экономического развития.

2.2 При решении задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения используются следующие механизмы:

2.2.1. Предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на атмосферный воздух:

регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

нормирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основе сводных томов предельно допустимых выбросов (далее – ПДВ) для промышленных центров и городов края;

снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников за счет технического перевооружения, реконструкции и модернизации производства;

снижение загрязнения атмосферного воздуха от автотранспорта за счет развития общественного электротранспорта, градостроительного регулирования, совершенствования организации дорожного движения и усиления государственного контроля за выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта;

контроль за реализацией мероприятий, направленных на достижение нормативов ПДВ вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Индикатором является снижение негативного воздействия на атмосферный воздух.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

создание краевой нормативной базы и организация работ по регулированию выбросов, в том числе в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

организация разработки сводных томов ПДВ для промышленных центров и городов края;

нормативно-правовое обеспечение использования данных сводных томов ПДВ при согласовании и утверждении нормативов ПДВ предприятиям;

внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, использование высокоэффективных систем пылегазоочистки;

перепрофилирование ряда производств;

закрытие малых отопительных  котельных, котельных производственных предприятий;

перевод частного сектора жилой застройки с печным отоплением на центральное теплоснабжение; 

реконструкция Красноярской ТЭЦ-1  с переводом на природный  газ с 2020 года;

переход в процессе эксплуатации автомобильного транспорта на мировые экологические стандарты Евро-5 и Евро-6 и альтернативные виды топлива;

развитие электрических видов транспорта (метрополитена, троллейбусной сети, сетей скоростных трамвайных линий и др.);

совершенствование организации дорожного движения и методов градостроительного регулирования;

усиление контроля за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах автотранспорта;

разработка и   принятие краевых законодательных и нормативных актов, регулирующих решения вопросов контроля соблюдения графика достижения ПДВ.

Целевыми показателями являются:

объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников и зарегистрированного автомобильного транспорта в расчете на единицу валового регионального продукта, а также 1000 жителей края;

снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха городов (ОВ – очень высокий; В – высокий; П – повышенный; Н – низкий) с ОВ и В до П;

доля энергии, вырабатываемая предприятиями с применением природного газа и других альтернативных источников энергоресурсов, в общем объеме вырабатываемой энергии;

процент очистки загрязняющих веществ от организованных стационарных источников: 2012 – 86,8 %; 2016 – 88 %; 2030 – 90 %;

количество предприятий, имеющих сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ: 2012 – 7; 2016 – 1; 2030 – 0;

доля объема сверхнормативных выбросов в общем объеме выбросов от стационарных источников: 2011 – 61 %; 2016 – 60 %; 2030 – 0 % (Варфоломеев);

количество населенных пунктов, на территории которых производится оповещение о неблагоприятных метеорологических условиях: 2012 – 1 (Красноярск), 2016 – 3 (Красноярск, Ачинск, Норильск), 2030 – 9;

количество населенных пунктов, имеющих действующие сводные тома ПДВ (по данным Росприроднадзора): 2012 – 5 (Канск, Назарово, Лесосибирск, Красноярск, Минусинск); 2016 – 9 (дополнительно гг. Шарыпово, Ачинск, Норильск, Зеленогорск); 2030 – 18;

количество санитарно-защитных зон или наличие нормативных правовых актов в области установления единых санитарно-защитных зон;

доля общественного транспорта, работающего на топливе экологического класса Евро-5 и Евро-6: 2012 – 0 %; 2016 – 0 %; 2030 – 100 %;

доля электрических видов от всего общественного транспорта;

соотношение количества парковочных мест в г. Красноярске к количеству  легкового автотранспорта.

2.2.2 Предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на водные объекты:

поэтапное снижение объемов сброса загрязненных сточных вод и массы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты;

повышение эффективности использования и охраны водных объектов.

Индикатором является снижение негативного воздействия на водные объекты.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

строительство и реконструкция очистных сооружений на основе современных технологий и оборудования, в первую очередь, в системе жилищно-коммунального хозяйства; внедрение при необходимости децентрализованной очистки сточных вод;

строительство сети ливневой канализации;

гарантированное обеспечение края водными ресурсами на основе схем комплексного использования и охраны водных объектов, разработанных по основным бассейнам рек края;

совершенствование нормирования воздействия на водные объекты,  установление норм допустимого воздействия на водные объекты;

внедрение водосберегающих технологий, расширение использования замкнутых систем водоснабжения на промышленных предприятиях;

разработка новых и актуализация действующих правил комплексного использования вод водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада гидроэлектростанций.

Целевыми показателями являются:

доля водохозяйственных участков, класс качества которых (по усовершенствованному индексу загрязненности воды) повысился в общем количестве водохозяйственных участков рек, %;

доля свежей воды в оборотных и повторно-последовательных системах водоснабжения промпредприятий края, %;

снижение объемов загрязненных сточных вод, % или млн м3/год;

снижение массы загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами, % или тыс. т/год;

количество организованных водоохранных зон поверхностных водных объектов, ед.;

количество модернизированных, усовершенствованных и внедренных сооружений по очистке сточных вод, ед.;

количество внедренных водосберегающих технологий в производстве, ед.;

количество разработанных (актуализированных) правил эксплуатации водохранилищ Ангаро-Енисейского каскада гидроэлектростанций, ед.

2.2.3  Предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления:

предупреждение и сокращение объемов образования промышленных отходов, обеспечение их вовлечения в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, снижение уровня опасности отходов;

совершенствование системы сбора и экологически безопасного удаления, размещения ТБО с территорий муниципальных образований;

создание инфраструктуры сортировки и переработки ТБО на принципе государственно-частного партнерства с формированием инновационных кластеров по сортировке, переработке отходов;

поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья;

развитие системы сбора,  обезвреживания и утилизации опасных отходов, в том числе ртутьсодержащих, биологических, медицинских – на удаленных от городов территориях;

совершенствование краевой системы учета в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Индикатором является снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

внедрение технологий по сокращению объемов отходов в источнике их образования и использованию образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга; внедрение на предприятиях малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

строительство межмуниципальных и межпоселенческих полигонов ТБО;

оптимизация тарифной политики в сфере сбора и удаления ТБО  с территорий  муниципальных образований;

внедрение раздельного сбора ТБО; обустройство мест раздельного сбора отходов в местах их временного хранения (накопления), как в жилищном фонде, так и на промпредприятиях;

привлечение инвестиций для создания объектов сортировки и переработки ТБО и изготовления продукции из вторичного сырья;

принятие нормативных актов, предусматривающих  запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, и программ, способствующих их реализации; учет необходимости селективного сбора и временного хранения (накопления) отходов для их дальнейшего использования  при разработке и согласовании нормативно-разрешительной документации в области обращения с отходами;

организация удобной для населения системы сбора ртутьсодержащих и других особо опасных отходов, обеспечивающей их стопроцентные сбор и утилизацию;

создание и развитие краевой информационной системы в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Целевым показателем является процент снижения объемов захороненных отходов, уменьшения полусанкционированных  и несанкционированныз свалок, количество новых полигонов, сортировочных и перерабатывающих заводов.

2.2.4 Обеспечение радиационной безопасности:

снижение радиационного воздействия техногенного и природного происхождения на население; выявление и реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, в том числе территорий «ядерного наследия» и / или характеризующихся высоким содержанием природных радионуклидов;

совершенствование краевой системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиационной обстановки на территории края.

Индикатором является снижение риска радиационного воздействия источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения на человека и среду его обитания.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

выявление и реабилитация территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, в том числе территорий «ядерного наследия» и (или) характеризующихся высоким содержанием природных радионуклидов;

выявление радоноопасных территорий и разработка рекомендаций по их использованию;

усиление контроля и надзора в части медицинского облучения населения и персонала лечебных учреждений, а также облучения персонала немедицинских учреждений при работе с источниками ионизирующего излучения;

радиационно-гигиеническая паспортизация организаций, территории  Красноярского края и отдельных его регионов;

создание и развитие краевой информационной системы учета радиоактивных веществ, функционирующей на базе краевого информационно-аналитического центра (центра сбора, обработки и передачи информации), оснащенного вычислительной техникой на базе современных компьютерных технологий и соответствующим программно-математическим обеспечением.

Целевыми показателями являются:

доля обследованных и  оцененных по степени радоноопасности  территорий края (%); количество выявленных (штук)  и реабилитированных (%%) объектов или территорий, характеризовавшихся  высоким содержанием техногенных и / или природных радионуклидов;

100-процентный охват  радиационно-гигиенической паспортизацией организаций, использующих источники ионизирующего излучения;

средняя годовая эффективная доза облучения жителя края.

2.2.5 Обеспечение химической безопасности:

установление единых санитарно-защитных зон групп промышленных предприятий (промышленных зон) по совокупности вредного воздействия на атмосферный воздух;

вынос промышленных предприятий за черту населенного пункта в соответствии с действующими генеральными планами;

реабилитация здоровья населения, подверженного неблагоприятному влиянию факторов среды обитания;

обеспечение населения качественной питьевой водой.

Индикатором является снижение риска химического воздействия на человека и среду его обитания.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

разработка и принятие нормативно-правового документа, регулирующего установление единых санитарно-защитных зон групп промышленных предприятий;

выявление территорий, характеризующихся превышением допустимого уровня  изолированного и суммарного действия химических веществ в выбросах промышленных предприятий;

разработка и принятие необходимых нормативно-правовых документов и проектной документации о выносе промышленных предприятий за черту населенного пункта в случаях превышения нормативных показателей химического загрязнения атмосферного воздуха в санитарно защитной зоне;

внедрение современных технологий биомониторинга и индивидуальной диагностики, лечения экологически обусловленных заболеваний, прежде всего, у людей проживающих на экологически неблагополучных территориях;

разработка долгосрочной целевой программы (если такой еще нет) по обеспечению населения качественной питьевой водой.

Целевыми показателями являются:

количество установленных единых санитарно защитных зон и предприятий, вынесенных за пределы населенных пунктов по экологическим факторам;

показатели заболеваемости населения болезнями различных классов, обусловленных воздействием химического загрязнения атмосферного воздуха и воды (случаев на 1000),  коэффициенты корреляции между заболеваемостью населения и отдельными химическими веществами;

доля населения, использующего качественную питьевую воду от общей численности населения.

2.2.6 Обеспечение безопасности ГТС:

развитие системы подготовки к паводковой ситуации на водных объектах для своевременного  принятия обоснованных решений по предупреждению и минимизации негативных последствий наводнения;

регламентация хозяйственной деятельности на территориях, подверженных периодическому затоплению, в том числе в нижних бьефах гидроузлов;

осуществление зонирования на паводкоопасных территориях;

сокращение бесхозяйных ГТС;

развитие системы инженерной защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия поверхностных вод.

Индикаторами являются:

повышение безопасности населения при чрезвычайных паводковых ситуациях;

повышение безопасности  ГТС для защиты населения и объектов экономики.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

выявление участков подтопления населенных пунктов в результате разрушения плотин водохранилищ и размыва защитных дамб;

разработка правил эксплуатации водохранилищ в условиях чрезвычайных ситуаций;

обследование паводкоопасных территорий;

формирование системы ограничений на ведение хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях;

разработка мероприятий по переводу ГТС из опасного и неудовлетворительного уровня безопасности в безопасное техническое состояние;

ликвидация бесхозяйных ГТС, использование которых в хозяйственных целях невозможно;

разработка мероприятий по инженерной защите населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.

Целевыми показателями являются:

численность населения, проживающего на территории края, подверженного негативному воздействию вод, и защищенного в результате проведенных мероприятий;

протяженность участков рек, нуждающихся в расчистке, спрямлении, дноуглублении и берегоукреплении;

количество ликвидированных бесхозяйных ГТС, ед.;

нормативно-правовой документ по ограничению хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях края.

2.3 При решении задачи восстановления нарушенных естественных экологических систем используются следующие механизмы:

инвентаризация территории края с целью установления участков с неблагополучной экологической ситуацией;

использование региональных нормативов качества почв, стандартов, методов и технологий по рекультивации нарушенных и/или загрязненных земель;

восстановление деградированных и/или загрязненных земель»;

формирование системы мер по возмещению ущерба природной среде и ее компонентам, ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов края.

Индикаторами являются:

снижение доли деградированных и/или загрязненных земель;

повышение объемов возмещенного ущерба, причиненного природной среде и ее компонентам.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

проведение исследований по выявлению  участков с неблагополучной экологической ситуацией на территориях повышенного риска воздействия на здоровье населения;

разработка региональных нормативов качества почв, стандартов, методов и технологий по рекультивации земель;

рекультивация земель на территориях ликвидированных промышленных предприятий, а также планируемых к ликвидации либо перебазированию; на территориях, используемых для выращивания овощной продукции с применением средств химизации, не внесенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации;

установление государственной экологической экспертизы для проектов рекультивации;

создание эффективной системы контроля и приемки рекультивированных земель, включая;

разработка краевых программ и мероприятий, направленных на восстановление нарушенных экосистем и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной и иной деятельностью;

разработка и утверждение методики исчисления ущерба коренным малочисленным народам, объединениям коренных малочисленных народов (юридическим и /или физическим лицам), осуществляющим деятельность на территории ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

разработка проекта нормативов стоимости (такс) для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, внесённым в Красную книгу Красноярского края, и среде их обитания; разработка проекта нормативов стоимости (такс) для исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, не отнесенным к охотничьим ресурсам и не  внесённым в Красную книгу РФ, и среде их обитания.

Целевым показателем является площадь земель с неблагополучной экологической ситуацией и доля санированных (рекультивированных) земель в общей площади земель, подвергшихся деградации и/или загрязнению.

2.4 При решении задачи сохранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира, используются следующие механизмы:

оптимизация сети особо охраняемых природных территорий и территорий традиционного природопользования края с учетом задач хозяйственного освоения региона;

обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения;

совершенствование охраны и воспроизводства редких видов, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Красноярского края;

формирование эффективной системы охраны и использования охотничьих ресурсов, создание условий для повышения объемов их воспроизводства;

повышение эффективности охраны и использования водных биологических ресурсов, создание условий для повышения объемов их искусственного воспроизводства;

повышение эффективности охраны, использования и защиты лесов, создание условий для повышения объемов искусственного лесовосстановления, лесоразведения;

внедрение спутниковых технологий и иных современных средств слежения при проведении мероприятий по учету и мониторингу естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира.

Индикаторами являются:

увеличение площади особо охраняемых природных территорий;

увеличение площади территорий традиционного природопользования;

восстановление популяций редких видов животных и растений, внесенных в Красные книги различного ранга;

увеличение численности охотничьих ресурсов;

увеличение запасов водных биоресурсов.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

актуализация Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае и пролонгирование ее на период до 2030 года;

проведение лесоустройства на лесных участках в границах особо охраняемых природных территорий краевого значения с выделением особо защитных участков и картографического материала;

использование фотоловушек и камер слежения при оценке численности, физического состояния объектов животного мира, наблюдения за состоянием среды их обитания, а также выявления фактов браконьерства в границах особо охраняемых природных территорий;

оценка современного состояния, численности и территориального размещения видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Красноярского края, имеющих категорию 4 (неопределенные по статусу);

ведение Красной книги растений и животных Красноярского края;

использование современных технических средств для контроля и слежения за  состоянием и территориальным  размещением популяций животных;

мероприятия по  компенсации ущерба, наносимого рыбным запасам в бассейне р. Енисей от хозяйственной деятельности на водных объектах;

проведение лесоустройства на всей территории Красноярского края с подготовкой картографического материала;

внедрение географических информационных систем;

использование методов дистанционного зондирования Земли с целью ведения объективного и оперативного мониторинга состояния лесов и лесовосстановления Красноярского края.

Целевыми показателями являются:

доля площади особо охраняемых природных территорий от площади региона;

доля площади территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Красноярского края от площади региона: 2012 – 1,0 %; 2016 – 1,8 %; 2023 – 3,7 %; 2030 – 5,6 %.

2.5 При решении задачи совершенствования системы государственного экологического мониторинга используются следующие механизмы:

развитие краевых систем наблюдения за состоянием (загрязнением) окружающей среды, в том числе системы КрасАСКРО. Обеспечение их деятельности лабораторными средствами;

использование расчетных методов для оценки состояния атмосферного воздуха;

создание и развитие единой краевой информационной системы экологического мониторинга, обеспечивающей сбор, обмен, обработку, анализ, предоставление и распространение данных о состоянии окружающей среды и функционирующей на базе регионального информационно-аналитического центра;

внедрение методов учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду с использованием инструментальных (автоматизированных) систем;

обязательное использование результатов экологического мониторинга при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и иной деятельности, осуществлении государственного экологического надзора (контроля), при составлении прогнозов социально-экономического развития Красноярского края.

Индикатором является достоверная и своевременная информация о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды, в том числе  радиационной обстановки, на территории Красноярского края.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

дооснащение современной измерительной техникой и информационными средствами действующих и создание новых постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, воды, подземных вод, системы КрасАСКРО;

осуществление расчетного мониторинга загрязнения атмосферы посредством разработки и регулярной актуализации сводных томов ПДВ для городов-промышленных центров края;

оснащение регионального информационно-аналитического центра экологического мониторинга современными вычислительной техникой и программно-математическим обеспечением;

объединение на информационном уровне данных наблюдений за состоянием (загрязнением) окружающей среды, радиационной обстановкой на территории Красноярского края, полученные федеральными, краевыми уполномоченными органами, хозяйствующими субъектами;

внедрение на объектах хозяйственной деятельности, автоматических средств измерения и учета объемов (масс) выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ, а также технических средств передачи полученной информации в региональный информационно-аналитический центр.

Целевыми показателями являются:

количество установленных постов наблюдений и их доля относительно действующих постов, и их лабораторное обеспеченность;

действующий региональный информационно-аналитический центр экологического мониторинга;

степень автоматизации измерения и учета объемов (масс) выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ.

2.6 При решении задачи научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:

стимулирование расширения комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата;

стимулирование проведения научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды, в том числе  в области энерго- и ресурсосберегающих технологий, минимизации воздействия на окружающую среду, сохранения экосистем;

совершенствование использования данных краевых информационно-аналитических систем в области охраны окружающей среды, устойчивого природопользования и экологической безопасности;

внедрение проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и использование ее результатов, при разработке планов развития и проектов строительства;

разработка и использование научно обоснованных и объективных показателей оценки антропогенного  и, в первую очередь, техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности;

ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду.

Индикатором является научно обоснованные проектные предложения в части энерго- и ресурсосберегающих технологий, минимизации воздействия на окружающую среду, сохранения экосистем и обеспеченность информацией  для принятия управленческих решений, обеспечивающих реализацию экологической политики.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

стимулирование и поддержка проведения научно-исследовательских и опытно-промышленных работ по стратегическим экологическим проблемам и потребностям края;

доведение имеющихся разработок в области энерго- и ресурсосберегающих технологий, минимизации воздействия на окружающую среду, сохранения экосистем и др. до возможности использования их в производстве и практике охраны окружающей среды, стимулирование новых исследований;

создание научно-методического центра с целью сбора, обработки и распространения информации в области охраны окружающей природной среды;

разработка и внедрение организационных, институциональных механизмов получения, хранения, использования информации о биоразнообразии региона в целях планирования хозяйственной деятельности и государственного управления;

организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, в первую очередь проектов нового строительства промышленных, транспортных и в целом хозяйственных объектов;

разработка и внедрение системы показателей антропогенного воздействия на природную среду, изменения ее состояния и оценки допустимости этого воздействия, а также  экологической эффективности природоохранных мероприятий и природоохранной деятельности в Красноярском крае в целом;

ведение экологических паспортов территорий муниципальных образований, радиационно-гигиенического паспорта территории края, регионального кадастра отходов Красноярского края и др.

Целевыми показателями являются:

научно обоснованные проектные предложения в области охраны окружающей среды, сохранения экосистем и информационная обеспеченность принятия управленческих решений по реализации экологической политики;

количество и размер грантов краевого фонда науки и других источников финансирования научно-аналитических разработок в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

наличие краевой информационной-аналитической системы в области природопользования и охраны окружающей среды, интегрирующей соответствующие информационные ресурсы федеральных, краевых, муниципальных структур, бизнес-сообщества и гражданского общества.

2.7 При решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания используются следующие механизмы:

включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в программные документы регионального уровня;

формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;

использование новых методов информирования и экологического просвещения населения;

реализация проектов, направленных на привлечение внимания населения края к вопросам охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья на принципах государственно-частного партнерства;

поддержка регионального компонента экологического образования в образовательные стандарты;

развитие системы профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

развитие радиоэкологического образования и воспитания в направлении снижения радиофобии.

Индикаторами являются:

повышение уровня культуры и образования населения и лиц, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

повышение информированности населения в вопросах охраны окружающей среды и экологической безопасности;

повышение охвата населения мероприятиями в области охраны окружающей среды.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

разработка, принятие и утверждение краевой целевой программы по экологическому образованию и воспитанию до2015 г.,2030 г.;

издание и распространение специализированной литературы по экологической проблематике, распространение сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также вовлечение населения края в решение локальных экологических проблем через активные формы деятельности;

создание и поддержание веб-сайтов по актуальным вопросам охраны окружающей среды; транслирование в on-linе режиме результатов экологического мониторинга; организация работы экологической видеотеки; организация дистанционного экологического образования;

развитие грантовой поддержки в области формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания;

привлечение к сотрудничеству бизнес-структуры;

возобновление проведения комплекса мероприятий «Дни защиты от экологической опасности»;

обеспечение непрерывности экологического образования (от детского сада до высшего образования) за счет использования модульных программ экологической направленности;

введение в региональный образовательный стандарт для средних и специальных учебных учреждений предмета «Основы экологических знаний»; положения об обязательном преподавании курса «Основы экологии» во всех высших учебных заведениях, независимо от их профиля;

интеграция блока по биологическому разнообразию и особо охраняемым природным территориям Красноярского края в региональный образовательный компонент.

координация системы профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности со стороны исполнительного органа государственной власти, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды;

создание специальных программ на каналах телевидения и радио, в том числе организация постоянной рубрики «Текущая радиационная обстановка» в некоторых краевых периодических средствах массовой информации.

Целевыми показателями являются:

снижение  количества несанкционированных свалок, лиц, привлеченных за экологические нарушения, незаконную вырубку леса, браконьеров и т.д.

2.8 При решении задачи обеспечения эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасностииспользуются следующие механизмы:

привлечение бизнес-сообщества, научных и образовательных организаций, общественных объединений и некоммерческих организаций к участию в разработке, обсуждении и принятии решений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;

участие и обеспечение учёта законных интересов заинтересованных сторон в процедуре оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, при разработке и утверждении проектов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду и здоровье населения;

обеспечение открытости и доступности информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, о деятельности органов государственной власти и принимаемых ими решениях в области охраны окружающей среды;

обеспечение публичности информации, содержащейся в декларациях и оценках воздействия на окружающую среду, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

поддержка развития на территории края общественного экологического контроля с созданием ресурсного центра для некоммерческих и других организаций; формирование информационного пространства, способствующего развитию гражданских инициатив;

поддержка в форме грантов деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций, ведущих активную работу в экологическом направлении, осуществляющих эколого-просветительскую работу с населением и реализующих с бизнес-сообществом совместные экологические проекты.

Индикаторами являются:

увеличение степени вовлеченности общественности в участие в решение вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;

снижение социальной напряжённости, связанной с загрязнением окружающей среды в Красноярском крае.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

разработка и утверждение дополнений в нормативное правовое регулирование вопросов участия граждан и общества в решении вопросов охраны окружающей среды и устойчивого природопользования, в том числе в формирование общественных советов при органах государственной власти в части, позволяющей самому Совету корректировать состав участников;

разработка и утверждение регламента учёта мнений граждан по проектам решений о размещении на территории края экологически опасных объектов хозяйственной и иной деятельности, а также резолюций общественных мероприятий по экологическим вопросам (общественных слушаний, сходов граждан, митингов, круглых столов, научно-практических конференций и т.п.);

законодательное закрепление за общественными организациями права инициировать общественные слушания по вопросам размещения на территории муниципальных образований объектов, деятельность которых может причинить вред природной среде или экологической безопасности населения;

создание системы прямого транслирования заседаний руководящих и представительных органов власти региона по вопросам обеспечения экологической безопасности населения и  охраны окружающей среды;

создание системы автоматизированного отображения в информационных ресурсах реального состояния окружающей среды;

создание системы публикации перспективных решений и планов по вопросам размещения объектов;

законодательное закрепление процедуры получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по её охране по обращениям граждан;

публикация на официальных сайтах Правительства края информации, содержащейся в декларациях и оценках воздействия на окружающую среду;

создание ресурсного центра для некоммерческих и других организаций, занимающихся вопросами сохранения и восстановления окружающей природной среды и экологической безопасности края;

формирование информационного пространства, способствующего развитию гражданских инициатив;

организационная и материальная поддержка некоммерческих организаций, занимающихся вопросами сохранения и восстановления окружающей природной среды и общественным экологическим контролем.

Целевыми показателями являются:

количество рассмотренных проектов решений в области охраны окружающей среды и экологической безопасности с привлечением общественности;

рост количества участников общественных слушаний по вопросам размещения на территории края экологически опасных объектов хозяйственной деятельности;

рост количества проведённых общественных экологических экспертиз, волонтерских экологических мероприятий, общественных нормотворческих инициатив;

 рост количества проведённых природоохранных мероприятий действующими общественными объединениями, участвующими в решении вопросов охраны природы и обеспечением экологической безопасности населения;

рост количества краевых и муниципальных грантов и сумм их бюджетов, полученных социально ориентированными некоммерческими организациями на реализацию проектов, связанных с общественным экологическим контролем или экспертизой;

снижение количества критических обращений граждан в правительственные структуры по экологической проблематике.

2.9 При решении задачи обеспечения устойчивого природопользования используются следующие механизмы:

внедрение комплексного природопользования,  включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, минеральных и других ресурсов;

обеспечение неистощительного использования возобновляемых, рационального использования невозобновляемых природных ресурсов и их замещения;

внедрение систем обустройства сельскохозяйственных земель и ведения сельского хозяйства, адаптированных к природным ландшафтам, развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;

внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий;

размещение производительных сил с учетом эколого-хозяйственного зонирования территории края и программных документов краевого уровня;

сохранение исконной среды обитания и поддержание традиционного природопользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни малочисленных народов края;

учет абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии, негативного воздействия на окружающую среду при государственном регулировании природоохранной деятельности и планировании мероприятий по охране окружающей среды, а также при оценке эффективности экономики края в целом и по отраслям;

использование системы интегральных  показателей устойчивого развития Красноярского края до 2030 года для управления процессом перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств.

Индикатором является наличие эффективной, конкурентноспособной и экологически ориентированной модели развития экономики края, обеспечивающей наибольший эффект при сохранении природной среды, ее рациональном использовании и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

проведение научных исследований в целях разработки экологически обоснованных методов использования земельных, водных, лесных, минеральных и других ресурсов; информирование пользователей земельными, водными, лесными, минеральными и другими ресурсами об указанных методах;

корректировка формирования и функционирования краевых природоресурсных и экологических программ для обеспечения баланса потребления и воспроизводства и замещения природных ресурсов;

внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, восстановление возобновляемых ресурсов; 

проведение научных исследований в целях разработки систем обустройства сельскохозяйственных земель и ведения сельского хозяйства, адаптированных к природным ландшафтам, развития экологически чистых сельскохозяйственных технологий; информирование лиц, осуществляющих использование земель сельскохозяйственного назначения, о результатах исследований;

разработка правил рационального использования земель с учетом специфики региона;

внедрение наилучших доступных технологий (далее – НДТ), обеспечивающих уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду и рациональное использование природных ресурсов;

проведение эколого-хозяйственного зонирования территории края, отражающее экологический (ассимиляционный) потенциал территорий (районов, поселений) и допустимую антропогенную нагрузку;

выдачи разрешений на строительство промышленных объектов на основе эколого-хозяйственного зонирования путем введения запрета на выдачу разрешения на строительство объектов без учета результатов эколого-хозяйственного зонирования;

корректировка краевых градостроительных нормативов и правил выдачи разрешений на строительство с учетом норм охраны окружающей среды и экологической безопасности;

нормативное правовое обеспечение вопросов проведения этнологической экспертизы, правового положения территорий традиционного природопользования, обеспечения доступа коренных малочисленных народов края к охотничьим и водным биологическим ресурсам;

оптимизация планируемых и действующих экологических программ, мониторинг синергетического эффекта их реализации;

мониторинг статистических показателей эколого-социально-экономического развития края;

мониторинг показателей устойчивого развития края;

разработка индекса экологической устойчивости, коррекция валового регионального продукта с учетом потерь общества от загрязнения окружающей среды, нерационального природопользования и др.

Целевыми показателями являются:

объем негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу валового регионального продукта, на 1000 жителей края;

объем использования природных ресурсов в расчете на единицу валового регионального продукта, на 1000 жителей края;

потери общества от загрязнения окружающей среды в виде экономических потерь, заболеваемости – в долях валового внутреннего продукта и др. показателях;

наличие нормативной базы по осуществлению традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов (количество принятых нормативных правовых акта).

2.10 При решении задачи развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности используются следующие механизмы:

стимулирование предприятий, внедряющих наилучшие существующие технологии, осуществляющих реабилитацию загрязненных территорий, сортировку и переработку отходов, использование вторичных ресурсов;

обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;

стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий;

стимулирование экологической и социальной ответственности бизнеса, работающего на территории Красноярского края, посредством создания условий для более эффективного добровольного вклада компаний в социальную и экологическую сферы, в устойчивое развитие края;

стимулирование деятельности по раздельному сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей;

поддержка технологической модернизации производств, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

поддержка развития рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, включая внедрение на предприятиях системы экологического менеджмента,  менеджмента качества продукции, развитие на территории края добровольного экологического аудита, экологического страхования;

поддержка формирования рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, природоохранных услуг;

обеспечение преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям;

обеспечение адекватного финансирования мероприятий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

использование интегральных показателей для оценки состояния регионального развития;

нормирование негативного воздействия на окружающую среду на основе региональных нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимой антропогенной нагрузки и технологических нормативов.

Индикатором является повышение экономической заинтересованности субъектов хозяйственной и иной деятельности в осуществлении мер по охране окружающей среды и экологической безопасности.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

снижение (корректировка) размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов в зачет выполненных мероприятий по внедрению новых ресурсосберегающих технологий, технологий по вторичному использованию отходов;

дополнение краевого законодательства в части необходимость использования НДТ на основе действующего перечня НДТ;

экономическое стимулирование внедрения НДТ (установление льгот по региональным налогам, компенсация процентных ставок по кредитам и др.);

финансовая поддержка проектов, разработанных на принципах социальной ответственности и в соответствии с разумными практическими методами управления окружающей средой, что позволит устранить негативные последствия воздействия на окружающую среду (соблюдение «принципа Экватора);

внедрение механизма зачета (возврата) части платежей за негативное воздействие на водные объекты при инвестировании водопользователем средств строительства, реконструкцию очистных сооружений канализации;

экономическое стимулирование применения природного газа (с 2020 года) и других альтернативных источников энергоресурсов посредством тарифного регулирования цен на природный газ и электроэнергию;

корректировка  экологических платежей при реализации мероприятий по технологической модернизации производств, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

стимулирование и поддержка хозяйствующих субъектов, внедряющих и поддерживающих на предприятии систему экологического менеджмента и систему качества продукции согласно действующим международным стандартам (ИСО 9000 и ИСО 14000);

разработка государственной программы поддержки и продвижения на рынок производителей экологически чистой продукции; повышения числа предприятия внедряющих на предприятиях систему экологического менеджмента; компаний осуществляющих экологический аудит;

создание государственного внебюджетного экологического фонда Красноярского края и внебюджетного фонда экологически безопасного развития Красноярского края;

разработка интегральных показателей (индексов).для оценки и сравнения достижений в социальном, экономическом развитии при соблюдении экологических ограничений;

разработка и создание индекса регионального развития Красноярского края в качестве агрегированного индикатора социально-эколого-экономического развития региона Красноярского края;

организация разработки региональных нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимой антропогенной нагрузки, в том числе норм  допустимого воздействия на водные объекты.

Целевыми показателями являются:

доля затрат на финансирование природоохранных мероприятий по отношению к объему экологических платежей в краевой бюджет;

доля продукции, произведённой с использованием НДТ по отношению к общему объёму производства;

доля продукции на рынке, произведенной предприятиями, сертифицированными по ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО14000;

доля инвестиций, отвечающих принципу «Экватора» в общем объёме инвестиций;

доля экологически чистых продуктов на рынке;

региональные нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки.

2.11 При решении задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:

принятие и совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов Красноярского края в целях реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;

создание структурно-целостной и непротиворечивой системы законодательства Красноярского края в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и устойчивого природопользования;

создание нормативной правовой базы внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду;

усиление ответственности за нарушение законодательства Красноярского края об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления;

внесение предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и устойчивого природопользования.

Индикатором является наличие эффективного правового механизма обеспечения благоприятной окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, природных ресурсов и укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

организация разработки и утверждения законов и иных нормативных актов в области охраны окружающей среды.

Целевым показателем является доля реализованных предложений по корректировке, дополнению, разработке и утверждению новых нормативных правовых актов относительно предложенных (приложение).

2.12 При решении задачи развития международного и межрегионального сотрудничества в области охраны окружающей среды используются следующие механизмы:

развитие международного информационного обмена и участие в международных форумах, конференциях в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

развитие межрегионального информационного обмена и сотрудничества  в вопросах о трансграничном переносе загрязняющих веществ, реализации межрегиональных инвестиционных проектов;

поддержка внедрения международного и межрегионального опыта в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Индикатором является повышение роли Красноярского края в межрегиональных отношениях, связанных с охраной окружающей среды и экологической безопасностью.

Средства реализации экологической политики (инструменты):

организация и проведение тематических конференций по охране и использованию биологических ресурсов в целях обмена опытом и внедрения новейших разработок;

разработка межправительственных соглашений с сопредельными с Красноярским краем субъектами Российской Федерации о снижении антропогенной нагрузки и реализации мероприятий по ограничению трансграничного переноса масс загрязняющих веществ;

разработка межправительственных соглашений с сопредельными с Красноярским краем субъектами Российской Федерации о реализации мероприятий по сохранению биологических ресурсов на граничащих территориях;

разработка межрегиональных соглашений с сопредельными с Красноярским краем субъектами Российской Федерации о реализации мероприятий по совместной охране особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на сопредельных территориях.

Целевыми показателями являются:

количество организованных конференций по охране и использованию биологических ресурсов: 2012 -1; 2016 -1; 2023 – 2; 2030 -2;

соответствие законодательства края по природопользованию и охране окружающей природной среды международным экологическим нормам,  признанным в Российской Федерации;

снижение уровня трансграничного переноса загрязняющих веществ.

 

3 Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

В результате решения основных задач, предусмотренных Концепцией, к 2030 году (по сравнению с 2011 годом) будут достигнуты следующие целевые показатели, соответственно:

снижение суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (с учетом Норильского промрайона) с 2945 тыс. т до 2675 тыс. т;

снижение детской (0-14 лет) заболеваемости по классу болезней органов дыхания,  обусловленной загрязнением атмосферного воздуха, с 1122 случаев до 900 случаев на 1000 детей;

снижение доли загрязненных сточных вод с 22 % до 16 % в общем объеме сточных вод;

увеличение численности населения, получающего питьевую воду нормативного качества, с 86 % до 92 % населения края;

увеличение численности населения, обеспеченного централизованным водоснабжением, с 84,5  до 95,0 % от общей численности населения;

увеличение доли использованных и обезвреженных отходов с 3 % до 37 % от объема образованных отходов;

снижение риска негативного воздействия паводковых ситуаций на население и объекты экономики;

снижение площади деградированных и/или загрязненных земель, подвергшихся деградации и/или загрязнению, с 377 тыс. га до 50 тыс. га;

увеличению возмещенного материального ущерба от фактически причиненного ущерба до 100 %;

увеличение площади особо охраняемых природных территорий федерального, краевого и местного значений с 7,1 % до 17 % от площади региона;

увеличение площади территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Красноярского края с 1,0 % до 5,6 % от площади региона;

восстановление популяций редких видов животных и растений, внесенных в Красные книги до установления более низкого ранга редкости и охраны, с  56 % видов  животных  и 64 % видов птиц до  100 % сохранения видов птиц, животных и рыб;

увеличение численности охотничьих животных и водных биоресурсов до промыслового уровня;

увеличение площади естественного и искусственного лесовосстановления.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Реализация экологической политики Красноярского края обеспечивается путем учета положений Концепции экологической политики Красноярского края:

а) при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов Красноярского края;

б) при разработке программных документов краевого уровня (стратегии, концепции, программы и др.);

в) при участии в разработке федеральных программ в области охраны окружающей среды;

г) при планировании и принятии решений об осуществлении на территории края экономической и иной деятельности, связанной с возможным негативным воздействием на окружающую среду.

Решение задач, предусмотренных концепцией экологической политики Красноярского края, осуществляется путем разработки и выполнения планов мероприятий в рамках механизмов, предусмотренных настоящим документом.

Целевые показатели решения основных задач экологической политики, количественные значения по их достижению определяются в основных направлениях деятельности Правительства Красноярского края, концепциях социально-экономического развития Красноярского края на соответствующие периоды, а также в федеральных и краевых программах в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Финансирование реализации экологической  политики осуществляется за счёт средств федерального, краевого и местных бюджетов, а также за счёт средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.