Начало рабочей встречи с губернатором Красноярского края Александром Хлопониным
6 апреля 2009 года, Московская область, Горки
Д.МЕДВЕДЕВ: Александр Геннадиевич, хотел бы обсудить с Вами ситуацию, которая существует сегодня в Красноярском крае. Как Вы её оцениваете, особенно в контексте той антикризисной программы, которая сегодня реализуется Правительством? Что, на Ваш взгляд, из этой программы работает? Где есть проблемы, в том числе и, наверное, проблемы регионального порядка, потому что каждая программа - это всё-таки универсальная рамка, которая должна реализовываться с учётом ситуации, которая складывается в регионе. Вот давайте об этом и поговорим.
А.ХЛОПОНИН: Безусловно, Красноярский край в период мирового кризиса первый ощутил на себе удары в связи с тем, что, конечно, у нас экспортно ориентированная территория, и основные наши налогоплательщики - это всё-таки экспортёры. Это и «Норильский никель», и «Русский алюминий», и нефтяные компании. Поэтому, безусловно, мы реально ощутили на себе этот кризис, связанный с недопоступлением налоговых платежей в бюджет, рядом других проблем.
Дальше, соответственно, это оптимизации расходов, которые компании начали предпринимать и, как следствие, дальше системы расчётов - всё это вызвало определённую напряжённость в регионе. Тем не менее мы этой ситуацией начали заниматься не после нового года, а ещё с ноября. У нас был создан антикризисный штаб, где мы выбрали определённые направления работы, чем правительство края должно заниматься. Это вопросы, связанные с инвестиционными проектами, которые продолжают реализовываться сегодня в крае. Это очень важное стратегическое направление. На реализации проектов занято свыше 12 тысяч человек. Это и Нижнее Приангарье, строительство Богучанской ГЭС, это и Ванкорское месторождение. Это те проекты, которые не останавливаются и продолжают сегодня реализовываться.
Дальше мы сконцентрировались на реальном секторе экономики, который сразу на себе ощущает удары: это строительный комплекс, это лесная отрасль, в которой действительно занято большое количество людей (около 15 тысяч заняты в лесном секторе).
Мы приняли программу, в рамках которой мы сегодня поддерживаем из краевого бюджета экспортно ориентированные предприятия, экспортирующие не «кругляк», а уже готовую продукцию из древесины. Могу сказать, что нам уже удалось получить первые результаты: практически никаких сокращений на этих предприятиях сегодня нет - это базовое условие поддержки этих предприятий.
Все предприятия лесного комплекса работают стабильно на сегодняшний день. Более того, мы не снизили, а даже увеличили объём экспорта готовой продукции. Ещё раз подчеркну: не круглого леса, у нас это очень популярная тема, а именно готового продукта.
Д.МЕДВЕДЕВ: Популярная и печальная [тема] для страны.
А.ХЛОПОНИН: И печальная, к сожалению.
Дальше: мы одни из первых включились в программу обеспечения занятости населения Красноярского края. Нами была подготовлена программа, утверждена Правительством. Знаю, она проходила у вас обсуждение. Мы уже получили первые средства из федерального бюджета для обеспечения занятости и реализуем эту программу по разным направлениям: по переобучению кадров, по содействию миграции населения - переезду к новому месту работы. Не могу сказать, что население проявляет большую активность, но тем не менее по сравнению, скажем, с другими регионами количество людей, которые вошли уже в эту программу, значительное, это свыше 5 тысяч человек, которые активно занимаются, в том числе содействием развитию малого и среднего бизнеса. Мы активно занимаемся и этим направлением.
Д.МЕДВЕДЕВ: То, что население не проявляет большой активности, может объясняться двумя причинами. Первая абсолютно простая - не знают о том, что такого рода мероприятия проходят. А вторая - ещё не почувствовали в этом необходимости.
А.ХЛОПОНИН: Есть такое. К сожалению, кстати, был скачок людей, которые обратились в центры занятости, в том числе встали на учёт как безработные, - это тоже волна, не всегда характеризующая реальное состояние дел. Очень многие даже не становились на учёт, не считая это для себя перспективным. А сейчас же, когда стали появляться возможности, когда действительно через эти инструменты, которые были предложены, реально у человека появилась возможность создать новое предприятие, получить средства для того, чтобы реально что-то делать (маленькая парикмахерская, что-то ещё другое), люди пошли, так что движение идёт, набираем обороты.
Что касается программы, предложенной Правительством. Эта программа прошла публичное обсуждение. Мы её обсуждали не в узком кулуаре, а практически обсуждение прошло в каждом районе. Потом мы обсудили это в крае с участием всех депутатов местных, поселковых советов и так далее, подготовили предложения. И в Новосибирске тоже обсуждали наши предложения.
Конечно же, есть определённая специфика, начиная от масштабных, как нам кажется, проблем, которые должны найти отражение в программе. Мы передали перечень предложений. И, кстати, половина из них нашла своё отражение в представленной программе. Например, мы говорим, что сегодня крупные стратегические, градообразующие предприятия, которые пользуются государственной поддержкой, наверное, они всё-таки стратегические не только потому, что там основные акционеры входят в число представителей «Форбс», а, наверное, потому, что они ещё и задействованы на обеспечение огромных территорий, городов. И когда сегодня эти предприятия не расплачиваются с субподрядчиками, причём зачастую умышленно, а даже через какие-то прослойки пытаются векселя с отсрочкой платежа до 33-го года, это, конечно, вызывает определённую настороженность, потому что за ними огромная цепочка других подрядчиков, субподрядных организаций, которые останавливаются.
Д.МЕДВЕДЕВ: Я на это обращал внимание во время встречи, которая проходила в Сибири, как раз когда у нас было расширенное заседание президиума Госсовета, и в ходе других встреч. Конечно, мы должны ориентироваться не на то, кто куда входит, в какие списки, тем более что ряд товарищей, которые в этих списках были, уже из этого списка вылетели. Реально проблемы, которые существуют, допустим, на том или ином крупном градообразующем предприятии, затрагивают десятки тысяч человек. И поэтому, конечно, этим нужно заниматься прямо, что называется, не сходя с места. То есть Вы должны этим заниматься сами, а если возникают какие-то проблемы уже не регионального, а федерального масштаба, надо подключать Правительство, я об этом говорил.
А.ХЛОПОНИН: Также среди предложений, которые мы представили, вопрос, касающийся региональных банков. К сожалению, сегодня не все московские банки, которые имеют филиалы в территориях, в состоянии покрыть всю территорию Красноярского края. Например, они сосредоточены в городе Красноярске. Они не видят проблем, специфики, особенно с точки зрения кредитования и финансирования малого и среднего бизнеса. Поэтому мы предложили, чтобы тот же Центробанк сделал вторую десятку региональных банков, критерий отбора, безусловно, чтобы это были надёжные банки. Такие банки есть - один-два банка в регионах существуют.
Д.МЕДВЕДЕВ: И если банки попадают, скажем, в эту вторую десятку, каковы для них последствия, то есть какие практические последствия с этим должны быть связаны?
А.ХЛОПОНИН: Это означает, что базовая десятка может через эти региональные банки осуществлять финансирование.
Д.МЕДВЕДЕВ: То есть это сигнал для базовой десятки банков, что это хорошие банки с устойчивым финансовым положением, которые могут использоваться для кредитования уже на региональном уровне и на муниципальном уровне?
А.ХЛОПОНИН: Абсолютно правильно. И это в основном касается малого и среднего бизнеса, там, где занято огромное количество населения.
Д.МЕДВЕДЕВ: Но Вы обсуждали эту тему?
А.ХЛОПОНИН: Да.
Д.МЕДВЕДЕВ: Если есть необходимость, давайте я поддержу это. Потому что мне кажется, что дать индикацию по большему количеству банков сейчас как раз можно, тем более что мы всё-таки считаем, что наиболее драматический период развития нашей банковской системы мы пережили, сейчас она находится в стабильном состоянии.
А.ХЛОПОНИН: Мы тоже у себя это ощущаем. Я могу сказать, что у нас объём общей массы кредитного портфеля не уменьшился. Единственное, что она перераспределилась в более крупные лоты, но не уменьшилась, не снижается.
Д.МЕДВЕДЕВ: Но и ставка, к сожалению.
А.ХЛОПОНИН: Да. Но у нас есть сегодня инструменты, которые позволяют эту ставку снижать, мы их активно используем.
Сегодня есть решение, за которое хотелось бы поблагодарить и Правительство, и Вас, потому что нам разрешается сегодня на уровне края, например, предоставлять региональные гарантии, это значительно снижает...
Д.МЕДВЕДЕВ: Вы выдали уже какое-то количество гарантий?
А.ХЛОПОНИН: Небольшое, потому что сейчас проходят процедуры, когда мы рассматриваем заявки.
Д.МЕДВЕДЕВ: То есть сейчас как раз идёт процедура оформления?
А.ХЛОПОНИН: Да. Мы готовимся. И у нас в апреле после правительственной программы корректировка краевого бюджета.
Д.МЕДВЕДЕВ: На какую сумму вы сможете выдать гарантии?
А.ХЛОПОНИН До 15 миллиардов рублей. Это для региона достаточно хорошо.
Д.МЕДВЕДЕВ: Это прилично.