В краевом парламенте обсудили новую систему сбора и вывоза мусора

8 октября 2018 17:02

В Законодательном Собрании состоялось заседание круглого стола, на котором обсудили обращение с твердыми коммунальным отходами в Красноярском крае
Фото: www.sobranie.info

В Законодательном Собрании Красноярского края обсудили проблемы, связанные с созданием региональных операторов по утилизации твердых коммунальных отходов. В мероприятии участвовали депутаты краевого парламента, представители отраслевых министерств, прокуратуры, регоператоров, руководители территорий, общественных организаций. Круглый стол был инициирован комитетом по природным ресурсам и экологии и комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Перед началом заседания вопрос прокомментировал председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский.

Материалы по теме

«Правительством Красноярского края утверждена программа по обращению с твердыми коммунальными отходами. В рамках федерального законодательства определены в большинстве своем региональные операторы. В программе говорится о том, что необходимо сделать, чтобы навести порядок с коммунальными отходами в Красноярском крае. Для этого необходимо финансирование в размере десятков миллиардов рублей. На сегодняшний день программа утверждена. В нее, в частности, входит строительство полигонов. Кроме того, при каждом муниципалитете должны быть площадки и баки для сбора мусора. В крае должна быть организована переработка, сортировка отходов», — отметил депутат.

На заседании и.о. министра экологии Владимир Часовитин рассказал о региональной программе в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае на 2018–2035.

Он сказал, что региональная программа носит информационно-аналитический характер, главной целью является создание и развитие комплексной и эффективной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, предусматривающей снижение негативного воздействия на население и окружающую среду.

«Объем капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из необходимых мощностей объектов и выбранных технологий, до 2035 года составит около 14 миллиардов рублей. Реализация региональной программы планируется за счет федеральных средств, средств бюджета Красноярского края, муниципальных, внебюджетных средств, в том числе средств регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В настоящее время регпрограмма реализована на 19,1%», — пояснил Владимир Часовитин.

По его словам, до конца текущего года необходимо завершить всю подготовительную работу, а также определить региональных операторов для Богучанской и Туруханской технологических зон, утвердить производственные и инвестиционные программы, единые тарифы на услугу региональных операторов для того, чтобы с первого января следующего года реформа заработала в полную силу.

Про тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами сообщил Александр Ананьев, первый заместитель министра тарифной политики края. Что касается роста тарифов, то, например, в Красноярске рост составит от 1,8 до 8 раз. В восточной группе рост составит от 1,4 до 3,8 раз, в Железногорске тариф возрастет в 2 раза, в западной группе районов от 1 до 4 раз, в южной группе от 1 до 9, в северной группе районов от 1,2 до 11,1. Снижение по тарифу на мусор произойдет только в Норильске в 2,7 раза.

Информацию природоохранной прокуратуры края о результатах прокурорского надзора при реализации реформы сферы обращения с твердыми коммунальными отходами представил Роман Ткаченко, природоохранный прокурор региона.

Руководитель Сибирской ассоциации развития отрасли рециклинга, депутат Красноярского горсовета Сергей Шахматов высказал свою позицию по актуальному вопросу и сделал несколько рациональных предложений.

Обсуждение, которое длилось почти два часа, было напряженным, порой эмоциональным, но конструктивным. Депутатов волновало то, насколько возрастет финансовая нагрузка на жителей края. Парламентарии говорили о том, что она не должна лечь тяжким бременем на плечи красноярцев, не должна быть болезненной, нужно принимать все меры для того, чтобы «мусорная реформа» не привела к повышению градуса социальной напряженности. «Мы должны заботиться о населении, в первую очередь следует думать о людях», — заявляли народные избранники.

В итоге, признавая необходимость реализации требований федерального законодательства, направленных на более эффективное и экологически безопасное обращение с отходами, и учитывая предложения, высказанные в ходе дискуссии за круглым столом, участники заседания разработали ряд рекомендаций.

В проекте документа, в частности, Законодательному Собранию совместно с правительством края рекомендовано подготовить проект закона, предусматривающий установление льготных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами для отдельных категорий граждан. В Государственную Думу РФ планируется направить обращение о переносе срока наступления обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для субъектов Российской Федерации, в состав которых входят районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Ряд рекомендаций также дан министерству экологии и рационального природопользования края, министерству тарифной политики края и органам местного самоуправления.

«Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрен федеральным законодательством в срок до 1 января 2019 года. Поэтому операторы (кроме Туруханского и Богучанского районов) определены в каждой зоне. С 1 января появляются новые тарифы. Программа утверждалась при правительстве края без участия депутатов, а у нас всегда были замечания и вопросы к этому проекту. Поэтому сегодня мы проводим дискуссию за круглым столом, министерство экологии и рационального природопользования изложит нам проект программы. Самый важный момент заключается в том, как она будет реализована. Депутаты от округов объезжали территории, я, например, недавно был в Лесосибирске, Кодинске, Тасеево, Мотыгинском и Богучанском районах, где тарифы повышаются в разы. Чтобы жители вынесли повышающийся тариф, а он будет входить в тарифы ЖКХ, нужно будет платить им субсидию. Но закона о субсидиях нет. Нам говорят, есть выделение дополнительных средств из краевого бюджета для приобретения баков для мусора, для строительства площадок, но там средства минимальные — на этот год предусмотрено около 60 миллионов рублей, всего выдано пять миллионов», — рассказал Александр Симановский.

Тему продолжил председатель комитета по строительству и ЖКХ Алексей Кулеш:

«За последние 15–20 лет существенно увеличилось количество неразлагаемого мусора, с ним что-то нужно делать. Кроме того, увеличилась плотность населения, в том числе в Красноярской агломерации. Мы меняем свое отношение к загрязнению Севера. Раньше считали, что это государственная задача, поэтому можно бросать там бочки, снегоходы и трактора на побережье, а теперь точно знаем, что это достояние всего земного шара и так поступать нельзя. Что делать с мусором на севере? Вывозить. Это колоссально дорого. И это лишь одна сторона проблемы. Другая — миллионы тонн мусора, которые сейчас хранятся на полигонах Красноярска, никуда не исчезнут, их необходимо каким-то образом утилизировать, и это очень дорого. Мы не можем оставить своим потомкам горы мусора. Но сказать, что с такого-то дня каждая бабушка и каждая многодетная семья будут платить за вывоз отходов в пять раз больше, это неправильное решение».

Симановский Александр Алексеевич
Депутат Законодательного Собрания третьего созыва
Шахматов Сергей Александрович
Заместитель председателя Российской Экологической Партии «Зелёные», депутат горсовета Красноярска
Кулеш Алексей Викторович
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края III созыва от ЛДПР, заместитель Председателя ЗС