Депутаты Заксобрания обсудили реализацию «мусорной» реформы в Шушенском и посадили кедры в природном парке «Ергаки»

29 сентября 2019 15:24

На прошедшей неделе комитет по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края побывал в южных районах края, где обсудил реализацию «мусорной» реформы и развитие особо охраняемых природных территорий. Завершилась работа комитета посадкой саженцев кедров на месте погибших деревьев в природном парке «Ергаки».

«Волшебная формула» по разграничению полномочий

Началась работа выездного комитета в Шушенском, где депутаты осмотрели корпуса предприятия ООО «Сибирский лес». Эта компания, в которой трудятся порядка 300 человек, занимается заготовкой и глубокой переработкой леса. Объем производства составляет порядка 120 тысяч кубометров. Здесь представлена широкая линейка пиломатериалов, включая погонажные изделия, клееный брус, евровагонку и многое другое. При этом процесс переработки безотходный — из опилок и стружки делают пеллеты, которые охотно покупают другие регионы. Также часть пеллет идет на отопление собственной котельной. Депутаты краевого парламента пообщались с руководством компании и высоко оценили культуру производства.

После этого народые избранники начали обсуждение того, как в Красноярском крае идет реализация «мусорной реформы». Первый заместитель министра экологии и рационального природопользования Игорь Варфоломеев напомнил, что с 1 января 2019 года новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами были запущены в 15 территориальных зонах из 19, где проживает 96,8% населения края. В настоящее время коммунальной услугой охвачено 25 муниципальных образований, частично — 32. Таким образом, в целом услуга оказывается 91% граждан. Со следующего года закон о регулировании отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами будет действовать на территории всего края.

В населенных пунктах, где услуга пока не предоставляется, региональными операторами разработаны планы реализации реформы. Основным причинами, почему люди не охвачены услугой, по-прежнему остаются отсутствие мест накопления и транспортной доступности. Сложная ситуация сохраняется в Абанском, Дзержинском, Енисейском, Казачинском и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районах. Средняя собираемость платежей с населения составляет 57%, с юридических лиц — 72%.

Первый замминистра сообщил, что по рекомендации федерального оператора предполагается объединить некоторые техзоны, сократив их общее число до 14. Это позволит установить единый тариф на услугу и запустить реформу в северных территориях края.

«Объединению подлежат Туруханская, Туранская, Мотыгинская, Богучанская и Кодинская зоны, а также Канская и Абанская, — заявил Игорь Варфоломеев. — Утверждение территориальной схемы запланировано на октябрь этого года. Будут проведены повторные конкурсные процедуры по выбору регионального оператора в двух объединенных зонах и в двух зонах, где операторы лишены статуса, но продолжают работать. Подписание соглашения с регоператорами и установление тарифа запланированы до конца года».

Кроме того, до конца 2023 года в Красноярском крае построят 12 новых полигонов. Они появятся в Курагино, Ермаковском, Шарыпово, Богучанах, Енисейске, Идринском, Абане, Назарово, Мотыгино, Северо-Енисейском, Уяре и Березовке. Также до 2025 года будет проведена реконструкция 10 действующих полигонов, что позволит увеличить их емкость. Необходимый объем финансирования составляет около 2 млрд рублей. Еще 700 миллионов рублей потребуется для строительства 12 сортировочных линий в Красноярске, Минусинске, Заозерном, Уяре, Северо-Енисейском, Бородино, Абане, Кодинске, Курагино, Ермаковском, Балахте и Норильске. Для обеспечения сбора отходов нужно построить 10 тысяч контейнерных площадок, установить 58 тысяч единиц оборудования. Затраты на это составят 900 млн рублей.

«В краевом бюджете на 2020–2021 годы предусмотрено 391 млн рублей на строительство объектов для обращения с отходами, — рассказал Игорь Варфоломеев. — Эти средства включают возведение новых полигонов, корректировку проектно-сметной документации, организацию площадок и приобретение оборудования. В 2019 году на эти же цели выделено более 110 млн рублей, что позволит организовать более 1 300 площадок накопления ТКО, приобрести 4 800 контейнеров. На 2020 год предусмотрено 128 млн рублей на организацию площадок. Эти средства будут распределяться между органами местного самоуправления в соответствии с порядком предоставления субсидий. При этом сумма субсидий будет определяться в зависимости от численности населения в муниципальном образовании».

В адрес российского экологического оператора, Минприроды и Минстроя РФ правительство края подало заявку на выделение дополнительных средств для реализации необходимых мероприятий.

В этом году началась корректировка нормативов накоплений ТКО. При этом первый замминистра подчеркнул, что по федеральному законодательству к твердым бытовым отходам не относятся зола, ботва, опилки, и для жителей частных домовладений это серьезная проблема. Вывозить их, не взимая дополнительную плату, сложно.

В завершение первый замминистра остановился на проблеме несанкционированных свалок. Причины их возникновения — отсутствие инфраструктуры по обращению с ТКО, низкое экологическое воспитание населения и недобросовестность юридических лиц. Сегодня у 32 муниципальных образований имеется 106 неисполненных предписаний надзорных органов и решений судов о ликвидации свалок, возбуждено более 40 исполнительных производств.

«Более 400 свалок — исторически сложившиеся, — сказал Игорь Викторович. — Общая их площадь около 700 гектаров, объем накопленных отходов — 2,5 млн кубометров. Мы планируем выделять деньги на проведение работ по их рекультивации в рамках национального проекта».

После окончания доклада предсеатель комитета Александр Симановский спросил, каковы шансы получить федеральное финансирование. Игорь Варфоломеев заверил, что они высокие. Но при этом край должен будет учесть требования, которые еще вырабатываются.

Первый вице-спикер краевого парламента Сергей Попов напомнил: когда начиналась «мусорная» реформа, на региональных операторов возлагались большие надежды. Но по прошествии девяти месяцев уже пересматриваются нормативы накопления и вводятся государственные инструменты поддержки.

«Как на старте не было четкого понимания, кто за что отвечает, так и сейчас мы ищем „волшебную формулу“ по разграничению полномочий. Нужно хотя бы на бумажке это расчертить», — предложил Сергей Александрович и спросил, есть ли позитивные примеры ответственного отношения регионального оператора, которые можно тиражировать.

Игорь Варфоломеев сказал, что вопрос о полномочиях был задан Президенту РФ четыре месяца назад, и Владимир Путин пообещал, что будут изменения в законодательстве, региональный оператор станет отвечать за все — покупать контейнеры, оборудовать площадки, и ему разрешат это закладывать в тариф. Что касается позитивного опыта, то он есть у Лесосибирской технологической зоны, где организуются площадки, устанавливаются контейнеры.

Вице-спикер краевого парламента Сергей Зяблов обратил внимание на недобросовестность некоторых региональных операторов, которые берут на себя обязательства, но потом не выполняют их, а люди тем временем адресуют свои претензии органам местного самоуправления. По его мнению, нужно вести реестр таких нарушений.

Подвел итоги заседания Александр Симановский: «Главное — слышать друг друга. Мы должны слышать министерство, а оно в свою очередь — муниципалитеты и перевозчиков. Все проблемы необходимо решать сообща. Это неправильная позиция, когда одно ведомство делает отсылку на другое. „Мусорная“ реформа вызывает много критики у населения. Должна быть понятная и доступная методичка для органов местного самоуправления и позитивные примеры работы операторов».

Уникальная красота нуждается в защите

Второй точкой работы депутатов из комитета по природным ресурсам и экологии стал природный парк «Ергаки». Там народные избранники обсуждали вопросы развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Перед членами комитета выступил министр экологии и рационального природопользования Павел Корчашкин.

Он напомнил, что по федеральному законодательству в особо охраняемых природных территориях (ООПТ) полностью или частично запрещена любая хозяйственная деятельность, они относятся к объектам национального достояния. Наш край одним из первых в России принял региональный закон об ООПТ, в 1998 году утвердил схему развития и размещения этих территорий, а в 2000 создал дирекцию по ООПТ, которая работает и сегодня.

Общая площадь ООПТ федерального значения в нашем крае составляет 14,5 млн га (6% территории края). В этот список входит 11 объектов: заповедники «Столбы», Большой арктический, Путоранский, Тунгусский, национальный парк «Шушенский бор», три природных биосферных заповедника и три заказника. В общей доле ООПТ края они составляют 80%.

Также у нас есть ООПТ регионального значения. Таких территорий насчитывается 102. В их числе — один природный парк «Ергаки», 40 заказников, один микрозаказник, 60 памятников природы. Кроме того, в крае есть ООПТ местного значения. Их четыре: один в Енисейском районе и три в Туруханском. В основном этом объекты вокруг рек.

«До 2024 года новые ООПТ федерального значения создаваться не будут. Планы по созданию местных ООПТ тоже отсутствуют. Есть только вопрос о создании такой территории в Дудинке, чтобы защитить территорию городского парка», — сказал министр.

Заместитель Павла Корчашкнина Павел Борзых пояснил, что в новой концепции развития ООПТ до 2030 года предусмотрено создание 31 новой территории. Сейчас по инициативе научного сообщества и общественных организаций ведется работа по включению новых пяти объектов в этот документ. В их числе природные парки «Койское Белогорье» и «Гремячая грива», заказники «Озеро Виви», река Бахта и другие.

Еще одно новое направление работы — организация питомников, где ведется восстановление популяции животных. Уже выпущен в дикую природу 81 марал. Их отслеживают, и, скажем, в сравнении с республикой Алтай у них низкая смертность. Кроме того, Павел Борзых рассказал о развитии туризма. Предусмотрено три направления развития: организация экологических троп, площадок для наблюдения за птицами, рекреационных зон.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются ООПТ, — сильный износ техники, недостаточная численность государственных инспекторов и небольшая зарплата (21,5 тыс. рублей). После того как подняли заработную плату лесникам, инспектора стали уходить на эту работу, возросла нагрузка на кадры.

Руководитель агентства по туризму края Юлия Верхушина отметила, что для развития экологического туризма необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу и решить инфраструктурные проблемы. Также нужно продумать инструменты поддержки туристического бизнеса, который готов вкладываться в развитие ООПТ. Еще один важный момент касается безопасности. Для этого важно не только организовать работу экстренных служб, но и проводить аттестацию экскурсоводов. Было множество случаев, когда люди попадали в беду из-за непрофессиональных проводников. Если же говорить о продвижении на рынке, то здесь важна масштабная реклама ООПТ.

С последним тезисом полностью согласился спикер краевого парламента Дмитрий Свиридов: «Пока не будет возможности организовать качественную инфраструктуру, важно привлекать внимание федеральных властей, инвесторов и туристов к нашим природным территориям. Я первый раз нахожусь в Ергаках, и на меня они произвели глубокое впечатление. Это уникальная красота! Информация о природном парке должна быть на центровых площадках, на туристических сайтах, в объектах туристической миграции и так далее. Нужно организовать системную работу в этом направлении».

Людмила Магомедова в свою очередь предложила разработать детальный план реализации концепции по развитию ООПТ, а Владимир Демидов — усилить работу по организации инфраструктуры: дорог, стоянок, кемпингов и прочего. Павел Семизоров призвал создать инвесторам стимулы для привлечения в персонал туристического бизнеса местного населения. Председатель профильного комитета Александр Симановский рекомендовал министерству актуализировать финансовые заявки для решения имеющихся проблем, поскольку скоро будет рассматриваться корректировка бюджета на этот год, а затем внесут проект бюджета на ближайшую трехлетку.

Первый вице-спикер краевого парламента Сергей Попов обратил внимание на межведомственное взаимодействие и на примере «Столбов» рассказал, какая бывает путаница с целями и задачами разных организаций.

«На Столбах нет недостатка туристов, но мы видим колоссальный объем проблем, с которыми федеральное учреждение не справляется и не понимает, как их решить. В их числе — мусор, бродячие собаки, взаимодействие с МЧС, — сказал Сергей Александрович. — Развивать ООПТ и туризм невозможно без организованной системы межведомственного взаимодействия и главной структуры, которая за него будет отвечать. Здесь должны быть системные решения».

Симановский Александр Алексеевич
Депутат Законодательного Собрания третьего созыва
Попов Сергей Александрович
Вице-спикер Законодательного Собрания Красноярского края
Зяблов Сергей Филиппович
Вице-спикер Законодательного Собрания Красноярского края
Корчашкин Павел Евгеньевич
Министр экологии и природопользования Красноярского края
Свиридов Дмитрий Викторович
Спикер Законодательного Собрания Красноярского края
Магомедова Людмила Васильевна
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края
Демидов Владимир Петрович
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края
Семизоров Павел Викторович
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края третьего созыва