В ролях: Джонни Ли Миллер, Кэтрин Моррис, LL Cool J
«Десять негритят» на новый лад. В свежей картине мастеровитого финна «негритят» чуть меньше, но при этом все они агенты ФБР, да не простые, а психологи-криминалисты, проходящие курс специальной подготовки, в результате которой каждый из них должен превратиться в грозу маньяков и серийных убийц. Для прохождения завершающего этапа обучения молодых агентов забрасывают на безлюдный остров, под завязку забитый изуродованными манекенами среди запущенных домов и оборудованием, необходимым для «охоты» на преступников. Задача курсантов – решив головоломку, придуманную их неуравновешенным и подозрительным научным руководителем, вычислить условного маньяка по кличке Кукловод.
Время пошло, и в назначенный момент они обнаруживают первый «труп» – подвешенный под потолком манекен, на котором находятся остановившиеся часы, указывающие – что абсолютно очевидно – время следующего преступления. И вот – точно по расписанию – появляется ещё одна жертва, но на этот раз уже не изуродованный манекен, а один из членов ударной команды психологов-криминалистов. «Шутка» проходит «на ура», герои впадают в панику и безуспешно пытаются мобилизовать все свои знания.
А пока они закатывают истерики и продумывают варианты своих действий, появляются ещё одни часы, остановившиеся стрелки которых показывают время очередной смерти. Сломанные часы и новые трупы будут возникать на экране с пугающей регулярностью, а число агентов будет сокращаться в лучших традициях классической истории Агаты Кристи.
И всё в тех же традициях потенциальные жертвы будут подозревать друг друга, ведь на острове больше никого нет, а значит, убийца – один из них, и для каждого подозреваемого будет лишь одно гарантированно исключающие виновность обстоятельство – смерть. Изюминка происходящего в том, что профессионалы, натасканные на серийных убийц, умеющие предугадать действия преступника, вычислить все его слабости и страхи, сами оказываются жертвами маньяка, играющего на их слабых (или сильных?) сторонах. Поэтому ни одна смерть в этом фильме не будет случайна и похожа на другую – главный герой (а убийца, несомненно, им является) изощрённо разыгрывает свой жуткий спектакль, дёргая за ниточки, на которых оказывается подвешена каждая из его будущих жертв.
Создатели картины умело выстроили сюжет таким образом, что вся правда об убийце и движущих им мотивах раскрывается лишь в самом финале, и даже развязка изобилует сюрпризами, вплоть до того момента, когда на экране появляется последний труп. Одна из особенностей «Охотников за разумом» заключается в том, что зритель включается в игру по полной программе – пытается не только вычислить маньяка, но и строит прогнозы по поводу следующей жертвы и способа, которым она будет убита. Происходящее превращается в головоломку не только для персонажей, но и для людей, сидящих в зале, и, пожалуй, именно за счёт этого фильм удерживает внимание на протяжении почти двух часов.
Картина не отличается каким-то особым изяществом или особенно жуткой атмосферой, но обилие трюков и загадок, неустанно подсовываемых авторами, превращает её в качественный триллер, можно даже сказать (совсем немного польстив): интеллектуальный триллер. Напряжение в зале создаётся не внезапно выскакивающими из-за угла или из-под кровати (падающими с потолка и т.д.) людьми или телами (хотя, конечно, не без этого – одна отваливающаяся голова чего стоит), а скорее азартным соучастием в разрешении поставленных перед героями задач.
Общее же настроение фильма и, соответственно, отношение к нему формируется, с одной стороны, благодаря выстроенным режиссёром хитрым конструкциям (а Харлин, надо заметить, склонен к некоторому злобному веселью, что подтверждается лучшими из его прежних работ, такими как «Крепкий орешек 2» или «Долгий поцелуй на ночь»). С другой – весьма неплохой работой удачно подобранного актёрского состава, что вполне искупает отсутствие в «Охотниках за разумом» звёзд первой (или второй) величины, хотя в проекте и участвуют «вчерашние» герои: Вэл Килмер и Кристиан Слэйтер, к которым, однако, режиссёр не проявляет ни малейшего снисхождения.
Александр Спасов