В ролях: Хоакин Феникс, Брайс Даллас Ховард, Эдриен Броуди, Сигурни Уивер
После успеха «Шестого чувства» Шьямалан, по-видимому, усвоил полученный урок раз и навсегда, и все последующие его фильмы сделаны по проверенному рецепту. Схема на удивление проста: примерно две трети картины обстановка нагнетается настолько, что даже случайный шорох заставляет подпрыгивать на месте, а в развязке раскрывается секрет, переворачивающий всё с ног на голову. Учитывая неизменный успех, сопутствовавший до последнего времени работам Шьямалана, казалось, что режиссёру удалось подобрать к сердцам и кошелькам зрителей универсальную отмычку, суть которой заключается в использовании одного-единственного сюжетного трюка на весь фильм.
Благодаря этому Шьямалан прослыл мастером атмосферы и настроения, его стали называть верным последователем и даже учеником Хичкока. Простота не могла не произвести впечатления на утомлённых интеллектуальными экзерсисами американцев, и этот индиец, решивший стать бoльшим американцем, чем кто-либо другой, вознёсся на вершину успеха. Свидетельством чего были не только огромные кассовые сборы, но и восьмое место в списке самых влиятельных звёзд святого леса. Но можно было не сомневаться, что рано или поздно, и скорее рано, чем поздно, тоскливое однообразие утомит даже американскую публику, и вот – этот момент настал.
«Таинственный лес» был встречен прессой в штыки и стал первым – после череды успехов – кассовым провалом режиссёра. Более всего досталось именно тому, чем М. Найт Шьямалан всегда славился, на чём основывался его успех, – в адрес финала его последней картины были использованы всевозможные нелестные эпитеты. И дело не только и, возможно, не столько в том, что зрителям просто надоело попадаться на один и тот же крючок уже в который раз, а в том, что американцы решили обидеться, сочтя фильм преданного им творца ни чем иным, как насмешкой. А быть объектом шуток они жуть как не любят, хотя прямолинейный, как паровоз Шьямалан на это просто не способен.
Действие картины происходит в XIX веке в затерянной среди лесов Пенсильвании деревне (в честь которой фильм получил своё оригинальное название), где тихо и мирно живут умеренные сектанты, скрывающиеся здесь от пороков и насилия, царящих в городах. Их уединение защищает лес (в честь которого фильм переименован в российском прокате), населённый жуткими тварями, с которыми у жителей деревни заключено молчаливое соглашение о неприкосновенности границ. Те, чьё имя называть нельзя, никогда не заходят в деревню, а люди никогда не ходят в лес, но наступает момент, когда ради жизни и любви придётся переступить жёлто-красную границу, за которой таится страшная опасность, и лежит дорога к спасению.
До того момента, когда срываются покровы со всех тайн, на экране и в зале царит мрачная гнетуще-тоскливая атмосфера, признанным мастером которой Шьямалан и является. Пугающие тени и таинственного происхождения звуки вгоняют в состояние, нервным людям противопоказанное, а обладателей крепкой психики заставляющее нервно вздрагивать по поводу и без. Такие ощущения возникают во многом благодаря великолепной операторской работе Роджера Дикинса и пугающе уместной музыке Ховарда. Свою толику вносят и вечно-молчаливый Хоакин Феникс, и отменно играющий сумасшедшего Эдриен Броуди, и изумительная Сигурни Уивер.
Честно говоря, жутко хочется побыть мальчишом-плохишом – взять да и рассказать всем, не только где здесь собака зарыта, но и какой она породы. Но тогда фильм смотреть будет совершенно неинтересно, а так хоть можно отгадывать, в чём здесь тайна. Признаюсь, что заманчивую идею о том, что все жители деревни – мёртвые психоаналитики, пришлось отбросить почти сразу. А вот возникшая при сопоставлении оригинального названия и его русской версии мысль о том, что секрет вовсе не в таинственном лесу, а в не менее таинственной деревне, оказалась очень даже неплоха. Наверное, очередная шьямалановская драма-триллер с изрядным добавлением романтичности (приторной до тошноты) не так уж и плоха, по крайней мере, ничуть не хуже других его фильмов, но их мрачное однообразие уже изрядно утомило.
Александр Спасов