В ролях: Леонардо Ди Каприо, Кейт Бланшетт
Говард Хьюз – мультимиллионер, владевший второй по величине коммерческой авиакомпанией страны и лучшими казино Лас-Вегаса, режиссёр и продюсер, снимавший самые дорогие и скандальные фильмы своего времени, лётчик, ставивший рекорды скорости, плейбой, покорявший сердца ярчайших голливудских актрис. В Америке, наверное, каждому известно, кто такой Говард Хьюз. Эксцентричный богач, герой, звезда и безумец, закончивший свои дни неопрятным одиноким стариком. Лучшего персонажа для «большого американского кино» при всём желании придумать не получится, его жизни хватит не на один – на десяток-другой – отличных сценариев.
В чём, пожалуй, и заключается основная загвоздка для режиссёра, решившегося снимать фильм про этого человека, даже если речь о большом американском режиссёре. Жизнь Хьюза невозможно втиснуть в рамки одного – даже трёхчасового – фильма. Мартин Скорсезе попытался, но приходится признавать, что попытка эта оказалась не слишком удачной. Стремление делать всё по высшему стандарту на сей раз подвело режиссёра, и за монументальным фасадом «Авиатора» скрывается пустота. Пытаясь уместить в своей картине как можно больше людей и событий, Скорсезе напрочь забыл об идее, и сменяющие друг друга фрагменты жизни Хьюза почти лишены смысла.
В «Авиаторе» полным-полно никуда не приводящих сюжетных линий, и непонятно с какой целью присутствующих персонажей. Ну ладно ещё Эррол Флинн промелькнул на экране, внимания бы никто не обратил (хоть и звезда), если бы его не играл Джуд Лоу (ну зачем приглашать замечательного актёра на пустую тридцатисекундную роль!?). Но с многочисленными любовницами Хьюза просто беда. Понятно, что их было много, однако если имелась необходимость в простой констатации факта, зачем тратить на неё столько времени? Получается, что Кейт Бекинсейл и Гвен Стефани, играющие, соответственно, Аву Гарднер и Джин Харлоу, наличествуют (как и их персонажи – звёзды первой величины) исключительно «для галочки».
Создаётся ощущение, что отснятого материала у Скорсезе было на полноценный сериал (прямо как у Хьюза с «Ангелами Ада»), а потом он начал его резать, не зная при этом, что оставить, а что выбросить. Поэтому уже после первой трети фильма начинаешь задумываться о том, когда же это всё кончится, а ближе к финалу понимаешь, что без особого ущерба можно было бы вырезать ещё часок. Но, в общем-то, фильм вполне пристойный (хотя сильно затянутый и несколько скучноватый) и, скорее всего, принесёт своим создателям внушительную коллекцию долгожданных наград киноакадемии. Многое наталкивает на мысль, что именно «дядюшка Оскар» для великого режиссёра и был целью создания именно такого – «академического» кино.
При всех своих – очевидных и не слишком – недостатках «Авиатор» обладает и несомненными достоинствами, первое среди них – блестящая игра Леонардо Ди Каприо. Актёр, которого часто называли смазливым, а ещё чаще слащавым, в третий (за последние годы) раз подтверждает своё мастерство. В «Авиаторе» его игра великолепна, невротик Хьюз в исполнении Ди Каприо временами просто пугает. Говард Хьюз панически боялся микробов и мог десятки раз повторять одну фразу, и Ди Каприо играет эту роль так, что не поверить ему просто невозможно. И если в дополнение к уже завоёванному «Золотому глобусу» он получит «Оскара» (одного из одиннадцати, на которые номинирован фильм) – это будет более чем заслуженной наградой.
Александр Спасов