Режиссёр: Алексей Балабанов
В ролях: Алексей Панин, Дмитрий Дюжев, Сергей Маковецкий, Григорий Сиятвинда, Анатолий Журавлев, Виктор Сухоруков, Никита Михалков, Кирилл Пирогов, Алексей Серебряков, Дмитрий Певцов, Гарик Сукачев, Юрий Степа
Продолжительность: 109 минут
Россия, 2005
Фильм «Жмурки» - это такой носовой платок Алексея Балабанова. Платок, которым он пытался утереть носы Гаю Ричи и Квентину Тарантино, да надавил слишком сильно. Носы сломал, искусственной кровью декорации заляпал, звезд российского кинематографа в провинциальных дебильных бандитов (к их большой радости, кстати) превратил.
То, что вытекло в платок, было названо «беспредельной комедией» и «событием» и увезено на премьеру за океан, в Америку. Там и пресс-показ, и премьера фильма прошла раньше, чем в России.
Почему в Америку? Потому что.
27 мая в Нью-Йорке состоится премьера новой «беспредельной» комедии Алексея Балабанова «Жмурки». Учитывая, что основная часть наших американских соотечественников покинула Россию именно в начале 90-х годов, можно ожидать, что фильм вызовет у них самый неподдельный, живой интерес. Ведь эта лента, собственно, и посвящается тем, «кто выжил в 90-е». (с оф.сайта фильма)
В эмигрантской среде фильм приняли на ура. Ностальгия по отечеству сделала свое дело, а благодаря слогану «для тех, кто выжил в девяностые», каждый почувствовал себя бойцом-героем невидимого фронта.
История двух братков, летающих на бумере в поисках чемоданчика с героином, лично у меня вызывает сочувствующую улыбку. Ну, сколько можно, в самом-то деле? пиф-паф, вжжжжж на машине, расистская шутка про негра, пиф-паф, попили водки, вжжжжж на машине, пиф-паф, сожгли архитектора в камине, пиф-паф, вжжжжж на машине, еще шутка про негра, вжжжжж на машине, пиф-паф и еще ножичком, шутка про негра, вжжжжжжжж, пиф-паф, пиф-паф, пиф-паф. Захватывает, а?
Употреблять этот фильм можно с тремя целями:
1. Посмотреть на грим актеров. Нет, серьезно. Где еще увидишь Литвинову с накладной тяжеленной челюстью, Певцова с пейсами и Михалкова с портаком Иосифа Сталина. На съемках фильма всем участникам были приделаны массивные подбородки, искусственно заужены и «обрезаны» интеллигентные лбы, а некоторым, особо везучим, еще и прыщей понаделали.
2. Посмотреть на придуривания актеров. Да, именно придуривания. Потому что я не представляю, что подвигло на съемки в «Жмурках» все ту же Ренату Литвинову, если она не придуривалась. Не валяла дурака, не стебалась над собой и своим амплуа. Так же поступили Кирилл Пирогов, Григорий Сиятвинда, Татьяна Догилева и Жанна Болотова. «Жмурки» - это своеобразная баня, в которой звезды русского кино расслабляются после серьезных дел и отрываются по полной. Корчат рожи, гыгыкают и вопят.
3. Поностальгировать по реалиям девяностых. Спортивные штаны и золотые цепи у джентльменов, челки с начесами у дам и автоматы с газировкой на улицах заинтересуют любого антрополога. Правда, есть одна деталь, из-за которой весь фильм я просидела в корчах и печали. Братки у Балабанова НЕ МАТЕРЯТСЯ. Пожалуйста, не повторяйте моих самонадеянных ошибок, рассчитывайте свои силы заранее. Созерцание одного имбецила, который пытает другого имбецила молотком, и никто при этом не матерится, - зрелище не для слабонервных.
Заметили? Ни в одном пункте я не написала про «посмеяться». Потому что не смешно, честное слово, не смешно. Ведь черный юмор – это не когда над неграми смеются. А жлобские шуточки типа «Бвааааа! Мы на всю голову отмороженные!»? А диалоги в стиле «Квентин Тарантино после лоботомии»?
«Я решил снять фильм, на который пойдет молодежь. Такая калька с западных криминальных образцов вроде Тарантино. Делаю вторичное кино и этого не скрываю. Наоборот даже подчеркиваю», - признается «Вогу» Алексей Балабанов, и становится абсолютно ясно: фильм – халтура.
Вернее, халтурка.
Сценарий, написанный на спор повредившим ногу футболистом юношеской сборной Стасом Мохначевым, полтора месяца съемок, и – готово. Новый продукт быстрого приготовления на ваших столах.
Какое-то время у меня еще теплилась надежда. Надежда на то, что фильм несет в себе некий мессидж, который я, по тупости своей, расшифровать не в состоянии. Наткнулась на интервью продюсера «Жмурок» Сергея Сельянова, прочитала, выдохнула и успокоилась.
…В эпоху перемен время течет по-другому, тот же отрезок времени вмещает в себя гораздо больше событий. Год смело можно считать за три. Те, кто еще вчера грабил на большой дороге, сегодня руководят серьезными предприятиями. Путь, который западные элиты проходили за столетие, наши преодолевают лет за 10-15. Очень быстро пересаживаются из подержанных Бумеров в новые Бентли. Те, кто выжил, конечно. Само собой, что поколение, состоявшееся в 90-ые, это не только бандиты, но хлебнуть лиха пришлось всем. Так, что все они в чем-то герои. Фильм, собственно, о них и для них. Дух эпохи передать, наверное, удалось… В общем, легко представить что отец после киносеанса рассказывает сыну о той романтической эпохе с таким же упоением, с каким, наверное, вспоминали герои Гражданской войны лихие кавалерийские атаки.
- Фильм похож или не похож на «Брата»?
- Ну, в чем-то, наверное, похож. В неожиданности, он немножко против шерсти. В то же время, в отличие от «Брата», в фильме совершенно нет гражданского пафоса, нет попытки предложить какую-то модель поведения.
- А положительный герой в фильме есть?
- Есть. Маленький крокодильчик в зоопарке, который отказался есть мышку.
Анна Назарова