Universal Pictures, 2003 год
"...Как взять популярный жанр, скажем восточные единоборства, и создать на его основе умное, глубокое кино, не выглядящее как дешевка, но в то же время соответствующее всем развлекательным требованиям аудитории? Схожий вызов бросил нам и "Халк", но это лишь подстегнуло нас. Мне кажется можно работать с этим материалом и можно сделать его эмоционально насыщенным. "Халк", также как и "Крадущийся тигр, затаившийся дракон", представляет из себя комбинацию поп культуры и реалистичной кинодрамы. Мне кажется, что по своей природе эти два жанра не очень сочетаются, но я заставил их идти рука об руку. Насколько реалистичным должен быть фильм? Если он будет слишком реалистичным, то как поверить в зеленого монстра или объяснить, почему люди летают? Как соединить что-то визуально броское, яркое, свободное, наподобие детской фантазии с реальностью психологической драмы, комедией, излиянием чувств? Все это противоречащие друг другу элементы, но для меня они представляют всего лишь дилемму моей собственной жизни в кинематографе. Задача - сохранить баланс. Словно бы ты - канатоходец. И это меня возбуждает". режиссер Энг Ли |
Первый час я лениво дремал, наблюдая из-под полуопущенных век, как упрямый ученый в военном городке резал морских звезд, издевался над обезьянами и ящерками; драк и обещанного зеленого монстра не было. Когда опытные образцы закончились, пришлось ученому проверять свои изобретения на себе. В недобрый час забеременела жена. "...Не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку...", - нет, ребятенок случился вполне человеческий, милый лопоухий мальчуган, но пока жена в счастливом своем неведении наслаждалась материнством, отец терзался ответственностью за свои безответственные научные эксперименты, жалостью к сыну-мутанту и научным любопытством. Трах-бах, и вот чудо-ребенок уже едет в колледж, трах-бах, вот он уже взрослый, тоже ученый, и тоже издевается, правда, над жабами. Кажется, что предыстория рассказывается быстро, но, тем не менее, научно-драматическое вступление к обещанному экшну в итоге растягивается почти на час.
Прямо и откровенно - если бы не работа, я бы не пошел на "Халка": устал я уже от этих "марвеловских"* порождений, к тому же меня совершенно не впечатлял не единожды виденный проморолик этого фильма: зеленый гигантский и откровенно мультяшный монстр по-тупому громит все, что ни попадя, стоит дикий ор, мир в очередной раз в опасности. Бе-е-е... Но этот стомиллионник позиционировался как принципиально новый боевик, очередной "прорыв" и все такое, к тому же режиссером "Халка" неожиданно оказался уроженец Тайваня Энг Ли, обессмертивший свое имя присевшими тиграми и притаившимися драконами (кстати, кроме этой сказки, у него в архиве есть заметные "Разум и чувства" и "Ледяной шторм").
Итак, первый час, как я уже говорил, в кинозале стояла вязкая дрема. Дело отчасти скрашивал веселенький монтаж, отлично передающий стилистику комиксов, и славная породистая брюнеточка оскароносная Дженнифер Коннелли (жена героя Рассела Кроу в "Играх разума", "Оскара" за эту роль ей дали). Однако кощунственно замечу, что на эту роль она попала скорее не столько из-за своих актерских талантов, сколько из-за выгодной внешности. Сейчас в Голливуде властвуют брюнетки: Пенелопа Крус, Катрин Зета Джонс, Кэрри Энн Мосс, Моника Белуччи; последняя, крутобедрая итальянка Белуччи, если вы заметили, в особом фаворе. Так вот, Дженнифер Коннелли - приглядитесь - более молодое, более невинное и менее крутобедрое и дорогостоящее (в смысле гонорара) воплощение Белуччи. Может это всего лишь совпадение, но практика показывает, что "просто совпадения" в Голливуде случаются очень редко и не в фильмах с таким бюджетом. (Кстати, за эту роль Джен вряд ли что светит - возлюбленная главного героя, пусть даже и бывшая, у неё получилась крайне неубедительная, хотя, вероятно, стоит сделать скидку: половину сцен ей приходилось играть или с пустым местом, или с картонным муляжом).
Итак, я уже мысленно сочинял разгромные рецензии, как вдруг началось! Появились зеленые дерущиеся человечки, бешеные собаки, вертолетики разных модификаций (особенно мне понравился тот, полый изнутри, в котором привезли Халка на базу), истребители, танчики, самонаводящиеся ракеты и даже ядерные взрывы. На контрасте с занудством первого часа это пошло на "ура". К тому же, что поразило лично меня, совмещение мульта с реальностью оказалось - 100%! Отличные и видеоряд и звуковые эффекты! По-моему, это следующий шаг в кровосмесительном браке анимации и кинематографа после "Кто подставил кролика Роджера?", хотя земекисовское детище мне до сих пор любо.
Я, правда, в меру внимательно искал, к чему бы придраться, но Энг Ли оказался весьма скрупулезным товарищем. Вот, например, меня чрезвычайно позабавил эпизод с трусами: обычно, когда неагрессивный Брюс Беннер (его играет пока малоизвестный в Голливуде австралиец Эрик Бана) превращался в Халка, с него всегда спадала одежда, так как Халк оказывался в несколько раз больше. В одном из первых превращений, наблюдая, как разрывается реквизит, я подумал: как же они выйдут из щекотливого положения с нижним бельем? Не поверите, но трусы растянулись до нужного размера! Но уж когда он вернется в свое обычное состояние, эти чехлы от танков не смогут удержаться на худосочном Брюсе! Режиссер будто слышал мои мысли, и действительно в ночи мелькнула задница ученого. Однако, впоследствии, когда обратное превращение состоялось среди белого дня и при порядочном скоплении народа, на Брюсе оказались просторные "боксеры", позволявшие строить предположения, что они вполне могли налезть и на Халка. Не спешите упрекать Потемкина в повышенном внимании к мужским задницам: просто мне было любопытно наблюдать, как Энг Ли со своей безупречностью выкрутится из частокола строгих западных мерок - ведь картина готовилась для больших кассовых сборов на Западе, а там, чуть что не так, прилепят смертельный рейтинг R-17, и прощай активная детско-подростковая аудитория, на которую "Халк", собственно, и рассчитан. Выкрутился Энг Ли очень неплохо, по-моему.
Рекомендовать это к просмотру или нет? Не знаю. Наверное, я скорее не пожалел, что сходил. Но я-то - всеядный Потемкин. В общем, кажется, достаточно подробно всё изложено, решайте сами.
* Marvel Enterprises - компания, выпускающая комиксы, прародитель Сорвиголов, Бэтменов, Спайдерменов и других супергероев.
Максим Потемкин