Главная
>
Статьи
>
Наталья Русанова: «Я человек требовательный, но справедливый»

Наталья Русанова: «Я человек требовательный, но справедливый»

26.08.2005
0

Новый сезон Красноярский театр музыкальной комедии встретит с обновленным светом и звуком. Стоимость технической реконструкции – около десяти миллионов рублей. Сроки погашения этой суммы небольшие – до 1 декабря 2007 года. Но директор театра Наталья Русанова уверена: риск в данном случае оправдан.

Долги погасим в срок

Наталья Ивановна, не страшно брать на себя такую ответственность? Театр едва сводит концы с концами, до последнего времени денег не хватало даже на постановки, да и зрители к вам давно валом не валят…

А почему они нас разлюбили? Ведь были же у театра свои поклонники, по 5–10 раз ходили на одни и те же спектакли! Но со сцены ничего не видно и не слышно, везде залежи пыли, задники давно выгорели от света софитов – одежда сцены не менялась в театре 12 лет! Кому это может понравиться? Я поняла: если не рискну и театр откажется от этого проекта – нас вряд ли уже что-то спасет.

Как же вы планируете рассчитываться с долгами? Сумма-то немаленькая!

Наталья РусановаОчень надеюсь на поддержку администрации края. В частности, начальник краевого управления культуры Зоя Борисовна Благих ходатайствовала перед главным финансовым управлением и комитетом госимущества, чтобы арендная плата от народного ресторана «Суриков» – более 200 тысяч рублей в месяц – шла не в краевой бюджет, а в уплату нашего долга за оборудование. Если нам пойдут навстречу – с долгами рассчитаемся своевременно. Если же позволят и в дальнейшем распоряжаться этими деньгами, край получит положительный опыт взаимодействия бизнеса и культуры, а театр рационально использует свои площади и сможет наконец-то встать с колен.

Неужели положение настолько серьезное?

Вы знаете, когда я полгода назад пришла сюда на должность директора, финансовая ситуация была жутчайшая. Она и сейчас непростая, но, по крайней мере, мы четко знаем, где и что у нас провисает. А тогда… Не поверите: в отчетах – ни одной достоверной цифры, все было нарисовано! После проверки выяснилось, что у театра 34 рубля на счете и долг в полтора миллиона.

Откуда взялась такая сумма? Ваш предшественник Юрий Гвоздиков говорил о нескольких сотнях тысяч…

Картина прояснилась, когда мы подняли первичные документы с 2002 года. Такое ощущение, что бывший главный бухгалтер театра просто вводила Юрия Ивановича (в недавнем прошлом художественный руководитель театра, ныне его главный режиссер. – Ред.) в заблуждение. Здесь и долги по зарплате, и невыплаты поставщикам – с театром же никто не хотел работать, пока мы не рассчитаемся. Бюджет был сформирован так, что мы раньше срока вынуждены исчерпать все лимиты. О чем говорить, если прежний начальник планового отдела, человек, от которого зависела вся стратегия театра, занимала эту ответственную должность, не имея экономического образования! Да и вообще, часть административного корпуса – люди случайные. Поэтому одна из моих основных задач на сегодня – сформировать команду.

С поддержкой труппы и властей

А у творческого состава нашли поддержку?

Надеюсь. (Улыбается.) Высоко ценю работоспособность и творческий потенциал нашей труппы – когда им интересно, они творят чудеса. Взять хотя бы недавние репетиции «Цыганского барона» – люди работали в жару по 12 часов в день и сделали спектакль всего за три недели! Хотя и не все просто. Я человек очень требовательный и, наверное, в чем-то даже жесткий. Но я намерена добиться, чтобы люди получали деньги за работу, а не за времяпрепровождение! Думаете, откуда накопился такой огромный долг? Наш театр – единственный в крае, где не было трудовых договоров. Все получали оклад плюс так называемые компенсационные выплаты – причем независимо от того, ходил человек на работу или нет, работал два спектакля в месяц или двадцать. Но оклад гарантировался бюджетом, а компенсационные выплаты – за счет платных услуг. Билеты почти не продавались, в зале пусто, а начисление-то шло! Это неправильно, недопустимо, люди распустились и потеряли вкус к работе, ответственность. С нового сезона будем вводить трудовые договоры, чтобы каждый получал по заслугам. Думаю, это будет справедливо.

Говорите, рассчитываете на помощь краевой администрации? Помнится, прежнее руководство театра не раз жаловалось на равнодушие и даже неблагосклонность властей…

Не знаю, что было раньше, а сейчас нам на это сетовать не приходится. Губернатор лично выделил театру на сезон 7 миллионов рублей. Миллион триста поступили еще в начале июня, это позволило рассчитаться с долгами. Недавно нам перечислили еще пять, последнюю часть получим до конца года. Так кто к кому неблагосклонен? Вы знаете, когда весной Александр Геннадиевич и Зоя Борисовна приезжали в театр обсудить дальнейшее его развитие, я даже предлагала поменять административно-хозяйственную форму управления – стать каким-нибудь ЗАО, ОАО… Ведь бюджет гарантирует нам только минимальный оклад и оплату коммунальных услуг, все остальное придется содержать за свой счет. Но губернатор возразил – если театр станет некоммерческим предприятием, его быстро обанкротят, артисты окажутся на улице. И предложил свою поддержку.

Помимо выплаты долгов, на что потратите губернаторское вспоможение?

100 тысяч израсходуем на ремонт сцены – думаю, вкупе с новым светом и звуком это сделает театр привлекательным для самых взыскательных арендаторов. Нужно также обновить репетиционную одежду. 2,5 миллиона пойдет на постановки.

Рациональный альтруизм

Не маловато ли на постановки? На одних только «Женихов» недавно ушло 6 миллионов!

И где результат? Сами же говорите – народ давно в театр валом не валит… А нужно, чтоб валил! Спектакли должны вызывать ажиотаж – для этого необходим яркий и разнообразный репертуар, где самые свежие новинки были бы представлены наравне с классикой. На следующий сезон мы запланировали около десятка премьер.

И рассчитываете уложиться в столь несерьезную сумму? Извините, Наталья Ивановна, как-то не верится!

Учтите, что 2,5 миллиона – это минимальная материальная часть, без подсчета гонораров. На все остальное придется зарабатывать и искать спонсоров. Но я надеюсь, мы сможем их заинтересовать. Сезон откроем в октябре гала-концертом, сразу после открытия представим «Цыганского барона» в постановке известного московского режиссера Инары Гулиевой. По заказу ГИБДД края Юрий Цехановский уже репетирует детский музыкальный спектакль «Детектив на перекрестке». Осенью же отметим 90-летие нашего старейшего режиссера Семена Леонидовича Штивельмана. А к Новому году подготовим сразу два спектакля – сказку «Бременские музыканты» и мюзикл «Ночь перед Рождеством». На вторую половину сезона пока меньшая определенность. Знаю, что непременно выпустим вокально-танцевальное ревю «Кабаре «Канкан». В планах – мюзикл «Скрипач на крыше» в постановке Александра Зыкова, Юрий Иванович собирается ставить «Восемь влюбленных женщин» Журбина, хотелось бы взять и новую работу этого композитора – «Чайку» по Чехову. Есть идеи и на последующий сезон – из классики очень хотелось бы поставить «Мистера Икс». А в начале весны, возможно, предложим зрителям совершенно уникальный проект.

Вы имеете в виду «Человека из Ламанчи»?

Нет, что вы! Это как раз давно неактуально. И если уж брать тему Дон Кихота, есть материал и поинтереснее – «Тень иноходца над рекой» Юрия Юрченко на музыку супругов Гофманов. Но меня сейчас очень заинтересовала другая его пьеса – «Остров», по роману Бориса Лавренева «41-й».

Вопреки обычаям, рискнете взять военную тему без привязки к юбилейным датам?

При чем здесь война? Там и стреляют-то всего два раза! Нет, эта история, прежде всего, о любви, о человеческих взаимоотношениях. Шикарный материал, с музыкой московского композитора Александра Луначарского, он часто пишет для кино. Сначала «Остров» планировали ставить в театре на Таганке, но что-то у них тормознулось. А у нас, если в ближайшее время найдем инвесторов, столичный режиссер Евгений Панасенков устроит настоящий кастинг на роли главных героев – и не только среди артистов нашего театра.

Вот-вот, а в состоянии ли театр реализовать столь грандиозные замыслы? Не секрет, что в труппе давно уже нет молодого героя-любовника. Да и ведущая солистка, заслуженная артистка России Светлана Кольянова, на год уехала в творческую командировку в Англию…

Согласна, с кадрами у нас не все гладко. Заслуженные артисты России Виктор Савченков и Владимир Родин тянут на себе все героические роли – это же просто насилие над актерами! Сейчас вот, кстати, на партию барона Баринкая в «Цыганском бароне» пригласили Романа Хобту из театра оперы и балета, он будет работать с Савченковым по очереди. Но, вы знаете, проблема не только в том, что у нас не хватает артистов какого-то определенного амплуа. Хуже другое: в труппе много талантливых молодых вокалистов, но они не раскручены, их фамилии не звучат. Хотя некоторые уже по десять лет отработали в театре. И сейчас мы собираемся устроить что-то вроде собственной «фабрики звезд» – дать молодым возможность раскрыться, закрепить успех. Хочется, чтобы о наших артистах заговорили, чтобы публика сознательно шла на их имена.

Однако вы альтруистка, Наталья Ивановна!

Одно другому не мешает! (Смеется.) Работая на имидж артистов, я привлекаю зрителя, работаю на кассу. В этом сезоне будем искать инвесторов, чтобы открыть малую сцену: и молодым возможность лишний раз себя проявить, и оркестр не будет простаивать при переходе на мюзиклы – пусть делают собственные программы! Ко всему нужно относиться творчески, и о финансовой стороне не забывать: убрали ряды, поставили столики – и в красивой обстановке с хорошей кухней здесь можно будет устраивать концерты дорогих «звезд» для богатых людей. Для театра нет ничего зазорного в стремлении зарабатывать деньги. Стыдно сидеть сложа руки и жаловаться на нелюбовь публики.

Беседовала Елена Коновалова

Рекомендуем почитать