В ролях: Сандра Буллок, Брэндан Фрейзер, Дон Чидл, Дженнифер Эспозито, Мэтт Диллон, Райан Филипп, Тэнди Ньютон, Уильям Фихтнер, Кит Дэвид
Полезная всё-таки штука эта премия «Оскар». Вот, скажем, случился на прошлогодней церемонии совершенно неожиданный триумф Клинта Иствуда с фильмом «Малышка на миллион», и многим сразу стало интересно – а кто такой этот Пол Хэггис, что написал сценарий к этому фильму? И тут весьма удачно оказалось, что у Хэггиса уже есть в активе один отснятый еще в прошлом году фильм, который на момент выпуска прошел практически незамеченным, несмотря на обилие известных актеров. Вот таким вот извилистым путем и дошло «Столкновение» до своего зрителя – а сейчас, между прочим, оно уже номинировано на «Золотой глобус» в категории «лучший оригинальный сценарий». Лучше поздно, чем никогда.
В «Столкновении» Хэггис продолжает ту благородную традицию многослойного рассказа, в какой были выполнены «Короткий монтаж» Роберта Олтмана и «Магнолия» Пола Томаса Андерсона – один день из жизни довольно немаленького количества персонажей, чьи судьбы переплетутся перед нами самым неожиданным образом. Занятно, однако своеобразная трилогия из этих фильмов получается по принципу не только повествовательному, но и географическому – действие всех трех картин развивается в Лос-Анджелесе. Но если у Олтмана была отстраненная медитация о человеческой жизни в целом, а у Андерсона возникала тема о мистической почти силе случайности, то Хэггиса в первую очередь интересует национальный вопрос. В «Столкновении» он рисует портрет Америки, загнавшей саму себя в угол попытками проявлять политкорректность. У белого окружного прокурора угоняют джип двое черных бандитов. Черного телережиссера вместе с женой тормозят белые полицейские и устраивают им довольно унизительный досмотр, заходящий чуть дальше, чем следовало бы. На мексиканского слесаря ругаются везде – и в семействе белых, и в магазине выходца из Ирана. Черному копу, влюбленному в напарницу-пуэрториканку, предлагают ради продвижения по службе демонстративно засадить белого подозреваемого, который может быть невиновным. И практически у каждого из этих героев есть своя тайна, своя скрытая от всех ноющая рана, которая, быть может, и не извиняет некоторые их поступки, но по крайней мере может их хоть немного объяснить.
Хэггис намеренно плетет свою мозаику из эпизодов неприятных и болезненных, таких, о которых, как правило, хочется как можно быстрее забыть по их окончанию. И самое приятное в «Столкновении» заключается в том, что Хэггис, избрав такую нервную и драматичную тематику, умудряется ни разу не скатиться в нравоучения. Никто из его персонажей не выходит к финалу фильма перерожденным или просветленным. Ни разу за фильм Хэггис не грозит никому пальчиком и не говорит – смотри, мальчик, вот что хорошо, а вот что плохо. Его фильм не об этом. Он о том, насколько уязвимым чувствует себя сегодня каждый, даже когда просто идет по улице. О том, какая это, в сущности, нелегкая задача – просто быть порядочным человеком, день ото дня. Банальные вещи, да – однако то, что звучит банальностью в устах одного, у другого превращается в вечные ценности. У Хэггиса всё это звучит как-то совершенно не фальшиво и весьма проникновенно – у него явно есть талант говорить об очевидном так, чтобы заставлять о нем вновь задуматься.
Еще у него, кстати, есть талант отлично работать с актерами. Неглупо так и неочевидно работать – скажем, вряд ли кому-то еще пришло бы в голову взять вечную хохотушку Сандру Буллок на роль стервозной жены окружного прокурора, изводящую себя и окружающих вечными придирками ко всему на свете. А Хэггису вот пришло – и не прогадал ведь! Подобных шуточек с актерами он проделывает немало – скажем, самого окружного прокурора играет простоватый комик Брэндан Фрэйзер, а весьма успешному рэпперу Лудакрису, исполняющему роль одного из мелких чернокожих бандитов, приходится толкать телегу о том, что рэп насаждается белыми для того, чтобы засорять черным мозги. Приятные детали, неплохо дополняющие общую приятную картину. Картину, которую не стоит упускать из виду среди грандиозных премьер конца года.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик - (3912) 529-949