Главная
>
Статьи
>
«Сволочи»

«Сволочи»

09.02.2006
36
Режиссёр: Александр Атанесян
В ролях: Андрей Панин, Андрей Краско, Александр Головин, Сергей Рыченков, Владимир Кашпур, Владимир Андреев


«Сволочи»

Аллилуйя! Я излечился – и спасибо за это необходимо сказать режиссеру Александру Атанесяну, чтоб он был здоров, богат и весел. Меня больше не мучают сомнения в собственной профпригодности, что мелко, но больно покусывали меня за нос и прочие части тела последние пару-тройку недель. Ведь как получалось – на какой фильм ни пойду, всё нравится! Вот и засомневался я – а не пропал ли нюх мой, не затупился ли блестящий клинок моего острого критического ума? Волновался ужасно, ночами не спал, три комплекта ногтей сгрыз. Но тут на выручку поспешили «Сволочи»!

Меж тем, заподозрить «Сволочей» в обладании столь серьезным медицинским потенциалом было не так-то просто. Мастерски сделанный рекламный ролик довольно прямолинейно намекал на наличие весьма впечатляющих возможностей – казалось, что здесь скрывается кино лютое, страшное и очень сильное. Немолодые тетеньки при виде этого рекламного ролика нервно отворачивались, с печальным вздохом прикрывая глаза, а ваш покорный слуга даже грешным делом подумал, что такими темпами мы вполне можем получить кинематографический аналог «Школы для дураков» Саши Соколова. На деле же картина оказалась несколько иная. Как могли бы сказать в данном случае герои «Сволочей», если бы им надавали подзатыльников и заставили выражаться повежливей, «накося, выкуси!».


«Сволочи»

Первый тревожный звоночек звучит еще на вступительных титрах, появляющихся на экране под виды Среднеазиатских гор, снятых с неторопливо облетающего их вертолета. В этот момент где-то недовольно шевелится призрак «9 роты» – в ней титры сопровождались весьма похожими видами. Второй звоночек – да что там, настоящий колокольный перезвон! – раздается практически тут же, в том самом месте в титрах, где написано «композитор – Аркадий Укупник». Остановитесь на минутку. Задумайтесь. Что приходит вам в голову в первую очередь в связи с этим именем? «Я на тебе никогда не женюсь, я лучше съем перед загсом свой паспорт»? Или, быть может, «Сим-сим, откройся, Сим-сим, отдайся, да ты не бойся и не стесняйся»? Так или иначе, любая из этих цитат с головой выдает нам в их исполнителе большого, серьезного артиста, способного обеспечить достойное музыкальное сопровождение фильму, исполненному настоящего драматизма.

*За кадром мигает табличка – «Ирония!»*

Собственно, музыкальное сопровождение, сочиненное Укупником для фильма «Сволочи», бывает двух видов – проникновенные и пафосные фортепианные пассажи для тех сцен, что выжимают из зрителя эмоции, и неврастенический барабанный бой для «напряженных» сцен. Причем действительно впечатляющая музыкальная тема, звучавшая в ролике, в фильме так и не появляется. Может, ее и не Укупник написал вовсе.


«Сволочи»

Вы, конечно, можете спросить – да что ты, мил человек, так привязался к этому Укупнику? А я вам отвечу – то, кого создатели фильма выбирают себе в компаньоны, способно очень много сказать и о них самих, и о фильме, который они делают. Скажем, фамилия композитора Игоря Корнелюка в титрах сериала «Мастер и Маргарита» сказала мне всё, что мне нужно было знать об этом сериале. Если у автора фильма хватает творческого вкуса приглашать на роль композитора сочинителя поп-песенок, да и то не самого выдающегося, то что хорошего он сможет сделать с имеющимся у него материалом? В данном случае далеко идущие выводы, сделанные из наличия фамилии «Укупник» в титрах, оказались верными на все сто.

В «Сволочах» царит такая каша, что прямо руки опускаются от мысли о том, с какого конца надо начинать ее разгребать. Можно использовать в качестве отправной точки утверждение создателей фильма о том, что он основан на реальных событиях, в ответ на что ФСБ даже не поленилось опубликовать официальный пресс-релиз с информацией о том, что в архивах ФСБ нет документов, подтверждающих существование подобной школы для детей-диверсантов. После такого поворота событий создатели фильма начали путаться в показаниях и тыкать пальцами друг в друга, пытаясь объяснить, кто кого ввел в заблуждение.


«Сволочи»

Конечно, на исторической подоплеке можно было бы и не заострять внимание, если бы фильм мог похвастаться какими-то выдающимися художественными свойствами. Но и тут негусто. Тренировки в лагере, который готовит будущих диверсантов, незаметных лазутчиков, натасканных на убийство, уничтожение и безоговорочное выполнение любых приказов, проходят в на редкость расслабленной атмосфере. Мальчишки ведут себя, что в твоем пионерлагере – вяло ползают по канату, ломают казенные лыжи и при каждом удобном случае принимаются распевать песни под гитару. Задание, на которое их таки отправляют в конце, также отличается некоторой, гм, нелогичностью. И дело тут даже не в том, в каком горячечном бреду немцам могло прийти в голову устроить хранилище топлива для всей западной группы войск высоко в горах Румынии, а в том, с какой легкостью и даже ленцой это хранилище удается взорвать двум простым мальчишкам. Про финальное воссоединение героев 60 лет спустя и вовсе вспоминать не хочется, до того это натянуто и нелепо. И практически в каждый момент фильма авторы методично давят на жалость, буквально выжимая из зрителей эмоции.

Как всегда, обидно за актеров, втянутых в эту ерунду, тем более что они стараются. Дуэт двух Андреев, Панина и Краско, очень органично смотрится в ролях офицеров, постепенно проникающихся к пацанам симпатией и заменяющих им потерянных отцов. Мальчишки тоже стараются вовсю (особенно Саша Головин, играющий Кота), однако никуда не скрыть того простого факта, что всех их набрали откуда-то из «Ералаша». В общем, вместо кинематографического аналога «Школы для дураков» получилось что-то вроде ответа на репертуар радио «Шансон». Впрочем, и над песнями радио «Шансон» кто-то плачет.

Серж

Серж Кочерыжкин

Этот фильм вы можете увидеть в мультиплексе "Каро фильм"
  • ул. Телевизорная, 1 (Торговый квартал на Свободном)
        Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001

  • Рекомендуем почитать