Главная
>
Статьи
>
Metallica "Death Magnetic"

Metallica "Death Magnetic"

12.09.2008
21

2008, Warner

Группа Metallica Готовясь к выпуску альбома “Death Magnetic”, своей первой пластинки за пять лет, участники Metallica очень, очень много говорили о возвращении к корням. При этом они, кажется, очень удачно позабыли, что ровно те же самые разговоры велись на всю катушку и пять лет назад, перед выходом альбома “St. Anger”. Того самого, что ныне является признанным общемировым консенсусом, к которому присоединились и сами музыканты, подчеркнуто не исполняющие на концертах ни одной тамошней песни, самым худшим альбомом группы за всю историю. (Отметим, что ваш покорный слуга – один из, кажется, трёх-четырёх человек на планете, считающих этот альбом по-настоящему бесстрашным и бескомпромиссным творческим высказыванием). Несмотря на эти довольно смешные параллели, альбому “Death Magnetic” вряд ли грозит подобная судьба – на нём Metallica и правда нашла какую-то квинтэссенцию своего классического звука. Говоря коротко, “Death Magnetic” звучит примерно как альбом “… and Justice for All”, сыгранный в звуке «Чёрного альбома». В теории это кажется невероятно увлекательным, но насколько хорошо «Металлика» справляется с такой задачей в 2008-м году – совсем другой вопрос.

Metallica весь альбом сознательно играет на своих традиционно сильных сторонах. Каждая песня представляет собой этакую мини-сюиту на семь-восемь минут, чередуются головокружительные и гуттаперчевые риффы, барабаны гремят и каждые минуту-полторы норовят пуститься в трэшевый галоп. (На “The Unforgiven III”, который был плохой идеей ещё на стадии второго выпуска на пластинке “Reload”, в принципе, не так уж сложно закрыть глаза). Вроде бы Metallica действительно вернулась к тому, что всегда было её главным козырем. По крайней мере, стопроцентно вернулся гитарист Кирк Хэммет, отстраненный от солирования на “St. Anger” – здесь он весь альбом наносит один ответный удар за другим, выдавая на-гора хлёсткие и виртуозные партии. Но всё же в “Death Magnetic” есть что-то такое странное и неуловимое, что мешает подпрыгнуть вдруг высоко в воздух и радостно завопить «Даааааааа!» И что это, понимаешь только за одну песню до конца пластинки – там, где Metallica предпринимает попытку сделать то, на что она не отваживалась уже два десятка лет. Исполнить инструментальную композицию под десять минут длиной.

Прежние опыты в этом направлении – “The Call of Ctulhu” с “Ride the Lightning”, “Orion” с “Master of Puppets” и в меньшей степени “To Live is To Die” с “… and Justice for All” – были неизменно пиками и кульминациями соответствующих пластинок. Здешняя же вещь, названная “Suicide & Redemption”, почти полностью лишена того ощущения захватывающего дух путешествия в неизведанное, что делало прежние их инструменталки столь неотразимыми. Где-то в середине она понемногу выстраивается во что-то проникновенное и захватывающее – но после того, как оно заканчивается, она ещё сложносочиненно зудит и рычит минуты примерно четыре. И вот тут-то щелкает – эта перегруженность и избыточность свойственна ВСЕМ песням альбома, даже самым хорошим. А хорошие песни тут правда есть – напористая “The End of the Line”, напряженная “Broken, Beat and Scarred”, размашистая “All Nightmare Long”, одновременно тяжкая и проникновенная “The Judas Kiss”. Но все они задавлены композиционным как бы мастерством группы, совершенно позабывшей о главном – что все их структурные навороты на классических пластинках всегда стояли на службе у песни, а не пытались подчинить её себе. Оглянувшись назад, они вспомнили, КАК это делалось – руки и пальцы по-прежнему помнят эти витиеватые риффы и партии. Но вот ЗАЧЕМ это всё было – этого память не сохранила. И вот результат – все 80 минут альбома “Death Magnetic” Metallica старательно и даже не без огонька воспроизводит форму своих старых пластинок. Но за ней, кажется, нет ничего, кроме запылившегося за два десятка лет зеркала, в котором себя уже толком не разглядеть.

Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове

Рекомендуем почитать