Режиссер – Джон Эвнет
В ролях: Роберт Де Ниро, Аль Пачино, Карла Гуджино, Джон Легизамо, Донни Уолберг, Кёртис Джексон, Брайан Деннехи
Продолжительность – 101 м
Пачино и Де Ниро. Две легенды. Два по-настоящему великих актёра своего поколения. Два человека, которым удавалось больше трех десятилетий будоражить умы зрительской общественности одним замечательным вопросом –если свести их обоих в одном кадре, это что же тогда будет, ой. Вопрос этот, в принципе, буквального ответа не требовал, хотя разные талантливые люди в разное время весьма успешно приспосабливали его для блестящего решения собственных творческих задач – один создал грандиозную гангстерскую кинооперу на все времена, другой сбацал один из величайших криминальных эпосов 90-х (да и вообще). И вот сегодня, в 2008 году, какой-то Джон Эвнет вскочил вдруг, хотя его никто вообще не спрашивал, и радостно разрешил любимую гипотетическую дилемму нескольких поколений киноманов чем-то подозрительно похожим на зловонный пук.
В принципе, играй в «Праве на убийство» и кто-нибудь пониже рангом, это всё равно была бы сущая несуразица – грузный, неповоротливый, нашпигованный банальностями и кретинскими скованными диалогами полицейский триллер не второго даже, а пятого сорта. Чтобы достойно смотреться в подобном вторсырье, необходима особая смесь из полной невозмутимости и окончательного бесстыдства, что вырабатывается годами стабильного снижения цифр в выписанных чеках и качества присылаемого сценарного материала – вполне доступная, скажем, Стивену Сигалу. Пачино с Де Ниро пока, как отчаянно хочется надеяться, не занимают столь низкого места в пищевой цепочке. Да что там, даже Донни Уолберг, клинически невыносимый в роли копа в «Пиле-2», выглядит на голову выше этого насквозь предсказуемого материала, не говоря уже о Легизамо, Гуджино и, само собой, главных героях этого действа.
Но худшим преступлением, совершенном Эвнетом с помощью «Права на убийство», является, пожалуй, даже не то, что он затащил легенд экрана в какую-то несусветную фигню – на счету и Пачино, и Де Ниро хватает и глупостей, и странностей, и откровенной ерунды. И не вопиющая растрата столь феноменального потенциала – всё равно, что взять суперсовременную, страшно навороченную и дико мощную лазерную пушку и начать с её помощью выжигать плохие словечки на двери общественного туалета. Особенно горько и обидно за то, что его идиотский фильм вдруг четко высвечивает каким-то холодным, клинически безжалостным светом давние собственные недостатки великих.
Что Де Ниро последний десяток лет не отличается особенной разборчивостью. Что Пачино в отсутствие крепкой режиссерской руки быстренько скатывается к стандартному набору ужимок и приёмчиков, отработанных им до автоматизма ещё лет двадцать назад. Что оба они за последние несколько лет обзавелись не самой приятной привычкой иногда работать исключительно на обширных запасах доброй воли по отношению к ним, накопленных за десятилетия. И это, в общем, совсем не то, что хочется всегда помнить о великих актёрах.
Вердикт Кочерыжкина – и с великими людьми случаются порой нелепые недоразумения, да – и видеть это совершенно необязательно